Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:13, дипломная работа
Одной из актуальных проблем нашего общества является социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.
Введение
Раздел I. Основное содержание и виды реабилитации
1.1. Медицинская реабилитация
1.2. Социальная реабилитация
1.3. Индивидуальная программа реабилитации
1.4. Технические средства реабилитации
Раздел II. Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.1 Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.2 Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Если бы в Россиской Федерации медико - социальная реабилитация проводилась на должном уровне, то выполнялась бы статья 7 Конституции Российской Федерации (приложение №1). В настоящее время по моему мнению данная статья основного закона нашего государства не выполняется.
Проведем исследование медико - социальной реабилитации граждан, проживающих в доме интернате малой вместимости на базе МСУ «Хохловский дом - интернат для престарелых и инвалидов» с целью изучения информированности проживающих в доме - интернате о медико - социальной реабилитации.
На 1 апреля 2008 года в данном доме - интернате проживало 24 человека (приложение № 18). Проведем анкетирование. Анкетирование косвенное, сплошное, очное, индивидуальное - опрошено 24 человека (приложение №№ 19-43).
Анализ проведенного анкетирования (приложение № 44) показывает нам, что социально - медицинская реабилитационная работа в интернате проводится, но клиенты плохо это понимают в силу своего преклонного возраста и многолетнего воздействия средовой ситуации, которая негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов.
Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома - интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей. Однако в моем выступлении будет рассмотрена работа по организации социальной и социально-реабилитационной работы только в муниципальных домах-интернатах, которые имеют свою специфику:
- компактность проживания, что·способствует индивидуальному и дифференцированному подходу к клиентам;
- доброжелательный социально-психологический климат, когда практически все друг друга знают, облегчает социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста и инвалидов в новых условиях и способствует повышению качества социально-медицинского обслуживания.
Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые люди и инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей; вынужденно объединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется признакам и, составляющими понятие «госпиталuзм». К этим признакам относятся:
- монотонный образ жизни;
- ограниченность связей с внешним миром;
- бедность впечатлений;
- скученность, недостаточность жизненного пространства;
- зависимость от персонала;
- ограниченные возможности занятости;
- регламентированность деятельности социального учреждения.
Многолетнее воздействие этой средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующие ограничение их интересов и желаний, в результате чего они становятся похожими друг на друга по поведению, по внешней экспрессии. Этот перечень проблем требует проведения мероприятий, направленных на активизацию деятельности инвалидов, восстановление либо формирование их коммуникативной деятельности, социальную адаптацию и реабилитацию, в связи с чем неотъемлемым направлением деятельности стационарного учреждения социального обслуживания является социальная работа, а в настоящее время и социально-реабилитационная работа.
Цель социальной и социально - реабилитацuонной работы - это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
Главная задача социальной и социально-реабuлитационной работы состоит в том, чтобы связать пенсионера, инвалида, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенного статуса.
Решение данной задачи возможно через:
4) объединение пожилых людей и инвалидов, желающих общаться,
умеющими и желающими поделиться своими знаниями, умениями;
5) поиск возможностей получить заряд бодрости, вдохновения, настрой на преодоление бытовых трудностей, направить свои знания, опыт на пользу людям, нуждающимся помощи;
6) формирование групп само- и взаимопомощи.
Основными принципами социальной и социально-реабилитационной работы являются добровольность участия, гуманность, доступность, толерантность, приоритет желаний и потребностей клиента, дифференцированный подход к человеку с учетом его индивидуальных, психологических и социальных особенностей.
Опираясь на знания о возрастных особенностях пожилых людей и инвалидов, можно выделить основные Формы работы при организации социальной и социально-реабилитационной работы:
Важно отметить, что при осуществлении социальной и социально реабилитационной работы мы должны учитывать основные факторы, влияющие на уровень и качество предоставляемых клиенту услуг:
- характеристика кадров;
- материально-техническая база учреждения.
Говоря о качестве жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в наших учреждениях, необходимо отметить, что она напрямую зависит от кадрового обеспечения, от степени заинтересованности специалистов в результатах работы и профессиональной подготовки персонала.
В первую очередь, рассмотрим Кадровое обеспечение наших учреждений.
Для осуществления социально-реабилитационной направленности в деятельности муниципальных стационарных учреждений согласно штатным расписаниям предусмотрены следующие специалисты:
- специалист по социальной работе;
- культорганизатор;
- психолог;
- инструктор ЛФК.
Однако хотелось бы отметить, что в некоторых домах-интернатах (стационарных отделениях) малой вместимости организацией социальной работы по различным причинам занимаются не специалисты по социальной работе/ культорганизаторы, а руководители или медицинские работники (например, МСУ СО «Хохловский дом интернат для престарелых и инвалидов», стационарные отделения КЦСОН Верховажского (д. Ореховская), Вожегодского (Раменский с/с, д. Михайловское), Тотемского (г. Тотьма), Чагодощенского (п. Смердомский) районов). В настоящее время из 35 муниципальных стационарных учреждений в 3-х учреждениях должности специалистов по социальной работе вакантны, в 4-х - данные должности штатным расписанием не предусмотрены, что не дает возможности должным образом организовать данную работу. Медицинская служба во всех муниципальных учреждениях обеспечивается фельдшерами, медицинскими сестрами, в некоторых учреждениях работают врачи-терапевты, чаще всего совместителями.
Степень заинтересованности в результатах (эффективности) социальной и социально-реабилитационной работы учреждения в целом характеризуется психологической установкой каждого специалиста в отдельности. А самой важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве объекта, но и как субъекта в своей работе. Но вместе с тем важно помнить, что практически с момента как человек поступает на проживание в стационарное учреждение, в его жизни наступил такой период, когда происходит потеря независимости, возникает растущая зависимость от других. Поэтому в период адаптации специалистам максимально необходимо приложить усилия как внешнего, так и внутреннего характера, чтобы поддержать пожилого человека, по возможности сохранить его независимость как можно дольше. А самое главное - нужно уметь принимать мир пожилого человека, учитывая изменившийся стиль его жизни и особенности поведения. Именно это и помогает некоторым нашим специалистам найти, определить и подключить у пожилых людей внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите.
Такие умения и знания, применяемые в работе с пожилыми людьми, свидетельствуют об уровне профессиональной подготовки персонала. В основном, на должности специалиста по социальной работе / культорганизатора принимаются граждане, имеющие хотя бы небольшой опыт и определенные знания в социальной сфере (чаще всего это бывают специалисты, имеющие педагогическое образование).
Повышение квалификации персонала в учреждениях, как правило, организованно по двум направлениям:
1 направление: ежемесячные профессиональные учебы в соответствии с планом работы.
Анализируя данное направление, хотелось бы отметить, что большое внимание на таких учебах уделялось социально-психологическим аспектам общения с клиентами.
2 направление: учеба на курсах повышения квалификации.
Так, в I полугодии 2007 года повысили свою квалификацию 5 специалистов социальных служб муниципальных домов - интернатов.
Кроме того, в некоторых стационарных учреждениях малой вместимости организованна методическая работа. В первую очередь, это самообразование, представленного, например, в форме самостоятельного изучения методической литературы, различных журналов по социальной работе, разработки сценариев различных социокультурных мероприятий (концертов, тематических вечеров, фольклорных праздников). Во-вторых, это изучение опыта работы коллег других стационарных учреждений. Среди домов-интернатов малой вместимости наиболее часто изучался опыт интернатов: Сокольского, Никольского, Тарногского, Кубенекого, Кирилловского (Топорня), Усть-Кубинского, Нюксенского, Кичменгско-Городецкого районов.
Уровень материально - технической базы муниципальных стационарных учреждений для организации социальной и социально-реабилитационной работы достаточно низкий. Так как практически все учреждения приспособленные, во многих учреждениях существует проблема нехватки помещений как для работы специалистов по социальной работе / культорганизаторов, так и для проведения самих занятий. Например, помещения для организации социальной работы имеются только в 14 учреждениях из 35 (чаще всего это комнаты отдыха, так как актовые залы отсутствуют). В некоторых учреждениях для проведения мероприятий по социально-реабилитационной работе созданы и оборудованы тренажерный зал, кабинет реабилитации, кабинет трудотерапии, сенсорная комната, кабинет ЛФК. В 8 домах-интернатах имеются мини-библиотечки (30-50 экземпляров художественной литературы), в стационарном отделении КЦСОН Бабушкинского района работает передвижная библиотека. Досуговые мероприятия для клиентов проходят, как правило, в холлах или столовых. В учреждении имеется необходимый набор теле-видео аппаратуры (телевизор, музыкальный центр), поэтому проблема обеспечения дополнительной, техникой существует во всех стационарах.
Теперь более подробно остановимся на организации социальной u соцuально - реабилитационной работы, в связи с чем рассмотрим основные организационно - методические аспекты, направления, содержание деятельности, методы, а также критерии эффективности данного вида работы муниципального стационарного учреждения.
К основным организаuионно - методическим аспектам социальной и социально-реабилитационной работы относятся:
1) решение вопроса актуальности данного вида работы (для каждого специалиста / учреждения целом);
2) проработка структуры работы (определение желаний, возможностей, создание групп по возрастным категориям, интересам);
3) организационный этап:
- деятельность специалистов, направленная на пропаганду активного образа жизни проживающих через информацию на стендах, СМИ;
- привлечение к работе всех желающих пенсионеров и инвалидов старше 18 лет, как интерната, так и поселения;
- привлечение к работе других специалистов или волонтеров для ведения занятий по различным направлениям (врач, медицинский работник, юрист, психолог, библиотекарь и т.д.);
- выбор активистов, возможно непосредственного лидера, заинтересованных в проведении такой работы;
4) ежегодное составление плана работы по всем направлениям данной деятельности;
5) ежегодное подведение итогов работы по всем направлениям данной деятельности (выставки, заключительные мероприятия, анкетирование).