Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 11:58, лекция
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;
2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности
1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;
2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.
1. Диалектико-
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:
1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;
2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;
3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.
Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.
Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.
К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.
Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.
Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Стратификация – это иерархически организованная структура
социального неравенства, которая существует
в определенном обществе, в определенный
исторический отрезок времени. Причем
социальное неравенство воспроизводится
в достаточно устойчивых формах как отражение
политической, экономической, культурно-нормативной
структуры общества. Существование социальной
дифференциации можно принять за аксиому.
Однако объяснение ее характера, основ
исторической эволюции, взаимоотношений
конкретных форм остается одной из ключевых
проблем социологии. И для того чтобы в
этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную
традицию: теории, в которых освящалась
эта проблема.
Социальная стратификация -
это описание социального неравенства
в обществе, его деление на социальные
слои по доходам, наличию или отсутствию
привилегий, образу жизни.
В случае первобытного общества то неравенство
было не столь значительным, и в силу этого
явление стратификации почти отсутствовало.
С тем как общество развивалось - неравенство
только росло и росло. В сложных обществах
оно поделило людей по уровню образования,
доходам, власти. Возникали касты, потом
сословия, а не так давно классы. Некоторые
общества запрещают переход от одного
класса к другому, некоторые его ограничивают,
а есть и такие где он разрешен полностью.
Именно свобода социальных перемещений
помогает определить то, каким является
общество: открытым или закрытым.
Термин «стратификация» и
Неравенство или стратификация возникало
постепенно, сопутствуя зарождение человеческого
общества. Ее начальная форма уже присутствовала
при первобытном ладе. Ужесточение стратификации
произошло в период создания ранних государств
за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая
система стратификации.
Оно возникло в глубокой древности в Китае,
Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало
во многих странах вплоть до настоящего
времени. Рабство это социальный, экономический
и юридический вид закрепощения людей.
Рабство часто вообще лишало человека
любых прав и граничило с крайней степенью
неравенства.
Смягчение стратификации
Все самые-самые престижные профессии
и привилегированные должности имеет
богатый слой населения. Обычно их работа
связана с умственной деятельностью и
управлением низшими частями общества.
Их примеры - президенты, короли, вожди,
цари, политические лидеры, ученые, политические
деятели, деятели искусств. Именно они
и являются самой высокой ступенькой в
обществе.
В современном обществе средним классом
можно считать юристов, квалифицированных
служащих, преподавателей, врачей, а так
же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним
слоем можно считать нищих, безработных
и неквалифицированных рабочих. Между
средним и низшим еще можно выделить один
класс в состав, которого зачастую входят
представители рабочего класса.
Богатые люди, как представители высшего
класса, как правило, обладают наивысшим
уровнем образования и имеют наибольший
доступ к власти. Бедные версты населения
зачастую уровнем власти довольно сильно
ограничены, вплоть до полного отсутствия
права управлять. Так же они имеют низкий
уровень образования и незначительные
доходы.
Стратификация общества происходит
с применением нескольких факторов: дохода,
богатства, власти и престижа. Доход можно
охарактеризовать как количество денег,
что получила семья или определенный индивид
за определенный промежуток времени. К
таким деньгам можно отнести: заработную
плату, алименты, пенсии, гонорары, и т.
п.
Богатство - это возможность
имения имущества (движимого и недвижимого),
или наличие накопленных доходов в виде
наличных. Это главная черта всех богатых.
Они могут как работать, так и не работать,
что бы получить свое богатство, ведь доля
зарплаты в общем состоянии их не велика.
У нижнего и среднего классов как раз доход
является основным источником для дальнейшего
существования. Наличие богатства даёт
возможность не работать, а его отсутствие
вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность
навязывать свои пожелания, не учитывая
воли других. В современном обществе, вся
власть поддается регулировке законами
и традициями. Люди, что имеют к ней доступ,
могут свободно пользоваться широким
числом всевозможных социальных благ,
иметь право принимать решения, что на
их точку зрения важны для общества, в
том числе законы (что зачастую выгодны
высшему классу).
Престиж - это степень уважения
в обществе к той или иной профессии. На
основе этих основ для разделения общества
определяют совокупный социально-экономический
статус. По-другому это можно назвать местом
определенного человека в обществе.
Итак: социальная стратификация,
пожалуй, одна из основных тем социологии,
что дает понять методы и способы разделения
общества на классы, определить их основные
характеристики и провести полный анализ
такого раздела.
В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)
Человек изначально грешен. Он является относительной личностью, поскольку является творением Бога как Абсолютной Личности. Человечество изначально едино как воплошение воли Творца, представляемого Церковью. Государство как способ организации нечеловеческой жизни вторично по отношению к Церкви.
В эпоху Возрождения были созданы идеи социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1538) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639) и проект научного развития общества, осуществление которого предполагало всеобщее участие, Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Идеи Макиавелли знаменуют собой переход от социального утопизма к своего рода политическому реализму, предусматривавшему разделение государства и гражданского общества.
Томас Гоббс (1588—1679) создал понятие общественного договора. В его труде «Левиафан» осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.
Джон Локк (1632—1704). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.
Тюрго (1727—1781) создал идею социального прогресса,
далее она разрабатывалась Кондорсе (1743
Термин социология ввёл Огюст Конт (1798—1857) (свою социологию он также называл социальной физикой), став (в 1842 году) основоположником позитивной философии. На раннем этапе своего творчества Огюст Конт создавал свои труды, будучи личным секретарём социалиста-утописта Клода Сен-Симона (1760—1825), учение которого тогда оказало на него большое влияние.
Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Огюст Конт обычно рассматривается в качестве основоположника социологии, так как он первым поднял вопрос о необходимости создания обобщающей науки об обществе, однако основные идеи социологии разрабатывались ранее другими исследователями. Обеспечивает неминуемость прогресса, по Конту, духовное "Великое существо".
Среди первых социологов также
следует назвать Герберта
Спенсера (1820—1903). Его можно считать основоположником социалорганиц
Идеи эволюционизма развивались во многих странах независимо, одной из ветвей эволюционизма был социальный дарвинизм:
Людвиг Гумплович (1838—1909), Австрия. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика», «Социологическая идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.
Уильям Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная эволюция происходит независимо от воли и желания людей и законы естественного отбора и борьбы за существование универсальны. Основная работа Самнера: «Народные обычаи», где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Ввёл понятие In-референтных и Out-референтных групп.
Также в рамках социал-дарвинизма
существовала расово-
На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии.
Психологический эволюционизм
разрабатывал Франклин
Гиддингс (1855—1931) — основатель первой в США кафедры социологии.
Позже он встал на позиции позитивизма ибихевиори
Вильгельм Вундт (1832—1920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания.
Уильям Мак-Дугалл, (1871—1938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». «Горме» — стремление к биологически значимой цели.
Габриель Тард (1843—1904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве.
Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Лебон отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, заражённость общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма.
Карл Маркс, (1818—1883), Германия.
К. Маркс создал научный подход к пониманию общественного развития, использовав открытие классов и классовой борьбы английской классической политэкономией и французской исторической школой.
Маркс показал, что существование классов связано с исторически преходящими формами общественного производства человеческой жизни. Господство частной собственности требует государства как "первой идеологической силой над человеком" (Ф. Энгельс), то есть как исторически первого способа выражения частных интересов в виде всеобщих.
Основные этапы общественного развития представляют собой общественно-экономические формации, основу которых образует господствующий способ производства. Переход от одной формации к другой представляет собой общественный переворот как способ разрешения противоречий между производительными силами и препятствующими их восходящему развитию производственными отношениями.
Переход к капиталистическому способу производства выступает в форме социальной революции.
Информация о работе Личность как субъект общественных отношений. Структура личности