Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель – изучить личностные ресурсы клиента социальной работы.
Для достижения сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие клиента социальной работы с позиции разных авторов, теорий, концепций.
На примере инвалидов, изучить причины отнесения их к клиентам социальной работы, а также их основные проблемы.
Осуществить сопоставление понятий личностные ресурсы и человеческий капитал.
Изучить способы мобилизации семейных и человеческих ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИЕНТА С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ, КОНЦЕПЦИЙ, ТЕОРИЙ…………………………………..6
1.1. Понятие клиента социальной работы …………………………………………6
1.2. Инвалиды, как клиенты социальной работы, их проблемы…......………….11
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ.………..20
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала ….....…………..20
2.2. Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих …………...……………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Баязитов Роберт Рашитович
студент дневного отделения
группа 9201
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория социальной работы»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КЛИЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Научный руководитель:
Доц., канд. социол. наук
О.В. Тимуца
_____________________
КАЗАНЬ 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КЛИЕНТА С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ
1.1. Понятие клиента социальной работы …………………………………………6
1.2. Инвалиды, как клиенты социальной работы, их проблемы…......………….11
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ.………..20
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала ….....…………..20
2.2. Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих …………...……………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа как профессия введена в Российской Федерации сравнительно недавно (1991 г.). Новая для российской действительности профессия относится к числу «помогающих», как профессия врача, практического психолога, дефектолога, трудотерапевта.
Социальный работник в процессе своей трудовой деятельности вступает в отношения с индивидами, семьями, группами и организациями по поводу проблем, возникающих у клиентов. Социальный работник должен знать, как помочь человеку, не навредив ему, другим людям, на чем строить взаимоотношения специалиста и клиента, насколько учтены все конкретные условия, породившие обращение к специалисту, насколько этичны и правильны действия социального работника в конкретной ситуации.
Актуальность темы исследования. Социальная работа оказывает помощь нуждающимся лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Ввиду сложившихся обстоятельств, у таких лиц очень часто бывает низкий личностный потенциал. Из-за этого им бывает особенно трудно помочь. Но, даже находясь в трудной жизненной ситуации, человек в меньшей или большей степени обладает определенными личностными качествами или ресурсами (потенциалом), которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания народу с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной. Как раз в таких разносторонних ситуациях специалисту необходимо мобилизировать и активизировать личностные ресурсы клиента.
Разработанность темы исследования. В основу теоретического исследования легли работы М.В. Фирсова и Е.Г. Студёновой1, В.И. Курбатова2, О.В. Тимуцы3, Е. И. Холостовой4, М.Ю. Платонова5, М.А. Еремушкина6. Различные аспекты темы исследования отражены в публикации М.В. Гинсбург7.
Основой законодательной базы являются: Федеральный Закон от 10.12.1995. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный Закон от 02.08.1995. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный Закон от 24.11.1995. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Объект исследования – определение клиента с позиции разных авторов, концепций, теорий.
Предмет исследования – ресурсы клиента социальной работы.
Цель – изучить личностные ресурсы клиента социальной работы.
Для достижения сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
Методы исследования. При проведении исследования использовались методы научного познания: сравнительный анализ, обобщение, синтез, аналогия, формально-логический метод и другие.
Структура работы – состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 32 источника. Работа изложена на 36 страницах.
1. ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИЕНТА
С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ,
1.1 Понятие клиента социальной работы
Понятие «клиент» встречается в таких областях познания, как психология, юриспруденция, экономика и финансы, в естественных науках, однако в социальной работе этот термин имеет свою специфику8.
Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих её практику. Много разногласий вызвал вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь9.
В медицине такое лицо называется «пациент», то есть тот, кто ищет помощи. Однако этот термин описывает лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы. Если индивид сохраняет, хотя бы частичное самосознание, тогда он имеет право содействовать с социальным работником, быть активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами10.
В теории социальной работы субъектность (свойство индивида быть субъектом активности, т.е. мыслить, воспринимать, переживать) индивида определяется его ролью по отношению к профессионалу. Эта роль идентифицируется с понятием «клиент». Однако, как считают исследователи, статус «клиента» – более сложный ролевой процесс, связанный не только с восприятием субъекта в системе «профессионал – индивид». Немалую роль играют профессиональные установки на осуществление помощи, представление окружающих о сущности кризисных ситуаций, а также восприятие индивидом своих проблем. Кроме того, как показывают исследования, на статус клиента влияли исторические формы и институты помощи, идентифицирующие клиентов как субъектов, нуждающихся в поддержке и защите11.
На процессы идентификации
субъекта в качестве клиента влияют
и теоретические парадигмы
В соответствии с законодательством РФ под клиентом социальной службы понимаются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги13.
Данное определение близко к пониманию клиента в зарубежной теории социальной работы. В связи с тем, что проблемы, с которыми клиенты обращаются к социальным работникам, имеют широкий спектр – от хронических стрессовых состояний, межличностных отношений до проблем социальной адаптации, – в зарубежной научной литературе, посвященной теории и практике социальной работы, часто используется другой термин: «пользователь услуг»14.
С точки зрения Фирсова и Студёновой, клиент, это тот, кто ищет помощи социального работника (индивид, группа семья), обращаясь к нему непосредственно либо опосредованно, воспользовавшись услугами агентства, где трудится социальный работник. Клиент называется объектом социальной работы.15
В настоящее время, клиентом социальной работы определяется любой человек, группа, община, нуждающаяся в помощи социального работника. Клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид, группа, сообщество. Или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т.п. 16
В энциклопедическом словаре экономики и права, под клиентом понимается гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги17.
В соответствии с признанным
международным сообществом
Каждому клиенту свойственны
определенные личностные характерные
черты, которые должны быть обнаружены
и задействованы социальным работником
в процессе работы. Вне зависимости
от того, является ли клиентом социального
работника отдельная личность, группа,
семья или более крупная
Таким образом, понятие «клиент», с точки зрения практики социальной работы, многомерно, но сама его суть заключается в человеке, обратившемся за помощью к социальному работнику. Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающего их мира20.
1.2 Инвалиды, как клиенты социальной работы, их основные проблемы
Наметившийся во всем мире
мощный процесс гуманизации
Согласно Российскому законодательству, инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»22.
Информация о работе Личностные ресурсы клиента социальной работы