Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель – изучить личностные ресурсы клиента социальной работы.
Для достижения сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие клиента социальной работы с позиции разных авторов, теорий, концепций.
На примере инвалидов, изучить причины отнесения их к клиентам социальной работы, а также их основные проблемы.
Осуществить сопоставление понятий личностные ресурсы и человеческий капитал.
Изучить способы мобилизации семейных и человеческих ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИЕНТА С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ, КОНЦЕПЦИЙ, ТЕОРИЙ…………………………………..6
1.1. Понятие клиента социальной работы …………………………………………6
1.2. Инвалиды, как клиенты социальной работы, их проблемы…......………….11
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ.………..20
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала ….....…………..20
2.2. Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих …………...……………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
Наряду с мобилизацией ресурсов самого клиента, в данном случае инвалида, необходима мобилизация ресурсов его ближайшего окружения. Для членов семьи, столкнувшихся с инвалидностью, начинается новый этап в жизни. У них могут деформироваться привычные жизненные стереотипы, ожидания, связанные с будущим члена семьи ставшего инвалидом. У семьи меняется отношение к жизни. Люди в семье становятся терпимее, мудрее, ответственнее. Вырастает осознание того, что никто, кроме них не позаботится об их родственнике-инвалиде. Следовательно, необходимо бережнее относиться к своему здоровью67.
Семью пугает не столько сам факт болезни, сколько процесс установления диагноза и освидетельствования родственника инвалидом. После установления диагноза и инвалидности, начинается активный поиск информации об этом заболевании, его причинах и проявлениях, возможных путях лечения и реабилитации68.
На первое место встают вопросы об информации и об услугах, которые могут быть оказаны инвалиду в будущем. Во-вторых, столь же остро стоят вопросы расходов на питание, жилье, медицинские услуги, одежду. В-третьих, потребность в консультациях с психологом, специалистом по социальной работе, медицинским персоналом69.
Любая болезнь ставит человека
в особые жизненные условия, сужает
пространство его активной жизнедеятельности,
возможности всесторонне
У родственников инвалида может развиться комплекс неполноценности, проявляющийся в виде переживаний чувства вины перед инвалидом и окружающими их людьми. Так формируется порочный круг: болезнь члена семьи-инвалида вызывает хронический стресс у родственников, у них складываются гаммы негативных психологических установок, и они посредством своего отношения усугубляют состояние инвалида. Наиболее влияющими на состояние семьи факторами, в которой проживает инвалид, являются актуальный неврологический статус больного члена семьи, степень тяжести его заболевания, выраженность динамики на фоне лечения, степень принятия родными болезни и т.д.71.
На этом этапе от семьи требуется максимум терпения. Особенно важно, чтобы они не воспринимали инвалида как неудачу семьи, а любили его таким. Родным необходимо направить усилия по более рациональному пути, не тратить время на размолвки, принять и правильно оценить свои тяжелые обязанности. Основной жизненной целью семьи инвалида должна стать максимальная адаптация к сложившейся ситуации. Также немаловажна сплоченность семьи вокруг инвалида72.
Таким образом, сплоченность, собранность и согласованность являются важнейшими факторами мобилизации семейных ресурсов, которые в совокупности с мобилизацией личностных ресурсов клиента дают положительный результат, к чему и стремится каждый социальный работник в своей деятельности.
Зная, что такое личностные ресурсы клиента и зная особенности работы с ними, социальный работник демонстрирует высокую компетентность и способность эффективно помогать людям в трудных жизненных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что личностные ресурсы клиента социальной работы представляют собой физическое здоровье, интеллект, адекватную самооценку, позитивное мышление, способности и навыки, стремление к саморазвитию и самопознанию, а так же стремление познать окружающий мир.
В социальной работе, вопрос о личностных ресурсах клиентов очень важен, т.к. ресурсы клиента – это основа, с которой предстоит работать социальному работнику. Уникальность социальной работы состоит в том, что в ней объект, на который направлена помощь, также немаловажный участник процесса оказания ему помощи. У социальной работы, очень обширный контингент обслуживаемых лиц. Это могут быть дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жесточайшему обращению, оставшиеся без надзора; беспризорные, подвергшиеся эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам; лица пожилого и старческого возраста; инвалиды; беженцы, вынужденные эмигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; лица – участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; безработные; лица без определенного места жительства и т.д. Каждый клиент социальной работы, ввиду собственной индивидуальности и индивидуальности своей трудной жизненной ситуации, обладает разным личностным потенциалом или разными личностными ресурсами. Первостепенная задача социального работника, при работе с клиентом – это
выявление его незадействованных личностных ресурсов и помощь в их активизации.
Выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался, называется мобилизацией. Стремление к мобилизации возникает тогда, когда внешние ресурсы не соответствуют текущим потребностям личности или находятся в прямом противоречии с ними.
Наряду с мобилизацией ресурсов самого клиента, необходима мобилизация ресурсов его ближайшего окружения. В приведенном мною примере – инвалида в семье, показана такая необходимость. Она заключается в том, что со своим окружением (если оно есть) клиент проводит больше всего времени, и оно своим примером и поддержкой способно помочь ему преодолеть трудную жизненную ситуацию.
После мобилизации ресурсов необходимо энергично и в максимально короткие сроки оказывать помощь в их реализации. На этом этапе центральной становится задача координации использования ресурсов. Координация представляет собой согласование и установление функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Координация предполагает использование ресурсов разных субъектов социальной работы, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
Зная, что такое личностные ресурсы клиента и зная особенности работы с ними, специалист социальной работы демонстрирует высокую компетентность и способность эффективно помогать людям в трудных жизненных ситуациях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапов Е.П. Методы исследования в социальной работе / Е.П. Агапов. – М.: Издательство Дашков и К, 2013. – 224 с.
2. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов. – М.: Издательство Кнорус, 2012. – 528 с.
3. Гинсбург М.В. Ресурсы клиента как важнейший фактор оказания социальной помощи / М.В. Гинсбург // Успехи современного естествознания. 2006. № 11. – 110 с.
4. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач.
проф. образования / М.Н. Гуслова. – 2-е издание. – М.: Издательство Академия, 2011. – 160 с.
5. Дементьева Н.Ф., Старовойтова Л.И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. – М.: Издательство Академия,
2013, – 272 с.
6. Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие для студентов
учреждений медицинского профессионального образования / М.А. Еремушкин. – М.: Издательство Академия, 2011. – 208 с.
7. Жуков В. Теория социальной работы / В. Жуков. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 440 с.
8. Курбатов В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной
работы: учебное пособие / В.И. Курбатов. – М.: Кнорус, 2012. – 190 с.
9. Лясников Н.В., Дудин М.Н., Лясникова Ю. В. Экономика и социология
труда: учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Ю.В. Лясникова. – М.: Кнорус, 2012. – 288 с.
10. Наместникова И.В. Этичекие основы социальной работы: учебник для бакалавров / И.В. Наместникова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 367 с.
11. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методики социальной работы / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Издательство Академия, 2012. – 208 с.
12. Оксинойд К.Э., Розина Е.В. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации / К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. – М.: Издательство Проспект, 2012. – 64 с.
13. Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. – М.: Издательство Академия, 2012. – 400 с
14. Платонов М.Ю., Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.Ю. Платонов, Н.М. Платонова. – М.: Издательство Академия, 2012. – 256 с.
15. Сафенова Л.В. Психология социальной работы / Л.В. Сафенова. – М.: Издательство Академия, 2012. – 256 с.
16. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / В.М. Сафронова. – М.: Издательство Академия,
2012. – 240 с.
17. Семьеведение: учебник для бакалавров / под редакцией Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 403 с.
18. Технология социальной работы: учебник / под редакцией В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 388 с.
19. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под редакцией Е.И. Холостовой, Л.И. Конновой. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 503 с.
20. Тимуца О.В. Семьеведение: учебно-методическое пособие / О.В. Тимуца. – Казань: КГМУ, 2007. – 94 с.
21. Тимуца О.В. Ребенок-инвалид: роль семьи и специалиста по социальной работе в его социализации / О.В. Тимуца. – Казань: КГМУ, 2002. – 34 с.
22. Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах / Л.В. Топчий. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 156 с.
23. Федеральный Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (ред. 23.07.2008) // «Гарант» − справочная правовая система // URL:http://www.garant.ru. Дата обращения: 10.03.2013.
24. Федеральный Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. 21.11.2011) // «Гарант» − справочная правовая система // URL:http://www.garant.ru. Дата обращения: 10.03.2013.
25. Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. 30.12.2012) // «Гарант» − справочная правовая система // URL:http://www.garant.ru. Дата обращения: 10.03.2013.
26. Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 10 – ФЗ (ред. 12.11.2012) // «Гарант» − справочная правовая система // URL:http://www.garant.ru. Дата обращения: 10.03.2013.
27. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальнойработы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 455 с.
28. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 560 с.
29. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 400 с.
30. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Дашков и К, 2013. – 100 с.
31. Холостова Е.И. Социальная работа. История, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 905 с.
32. Шипунова Т.В. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – М.: Издательство Академия, 2011. – 240 с.
1 Фирсов М.В. Теория социальный работы: учебник для бакалавров / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 455 с.
2 Курбатов В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы: учебное пособие / В.И. Курбатов. – М.: Кнорус, 2012. – 190 с.
3 Тимуца О.В. Семьеведение: учебно-методическое пособие / О.В. Тимуца. – Казань: КГМУ, 2007. – 94 с.
4 Холостова Е.И. Социальная работа. История, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 905 с.
5 Платонов М.Ю., Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.Ю. Платонов, Н.М. Платонова. – М.: Издательство Академия, 2011. – 256 с.
6 Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие для студентов учреждений медицинского профессионального образования / М.А. Еремушкин. – М.: Издательство Академия, 2011. – 208 с.
7 Гинсбург М.В. Ресурсы клиента как важнейший фактор оказания социальной помощи / М.В. Гинсбург // Успехи современного естествознания. 2006. № 11. С. 77–80.
8 Холостова Е.И. Социальная работа. История, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 483.
9 Курбатов В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы: учебное пособие / В.И. Курбатов. – М.: Кнорус, 2012. – С. 134.
Информация о работе Личностные ресурсы клиента социальной работы