Личностные ресурсы клиента социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить личностные ресурсы клиента социальной работы.
Для достижения сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие клиента социальной работы с позиции разных авторов, теорий, концепций.
На примере инвалидов, изучить причины отнесения их к клиентам социальной работы, а также их основные проблемы.
Осуществить сопоставление понятий личностные ресурсы и человеческий капитал.
Изучить способы мобилизации семейных и человеческих ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИЕНТА С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ, КОНЦЕПЦИЙ, ТЕОРИЙ…………………………………..6
1.1. Понятие клиента социальной работы …………………………………………6
1.2. Инвалиды, как клиенты социальной работы, их проблемы…......………….11

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ.………..20
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала ….....…………..20
2.2. Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих …………...……………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Robert_Bayazitov.docx

— 85.33 Кб (Скачать файл)

Разные причины ведут  к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что  жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает  настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед  обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается23.

Практически это находит  выражение в практике реабилитации инвалидов. Конечной целью реабилитации является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека: учебной, профессиональной и других сфер деятельности24.

Политика социальной поддержки  инвалидов должна строиться на платформе  создания условий для равного  участия людей с ограниченными  возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания. Проблемы инвалидов нужно знать для того, чтобы улучшить качество их жизни, также для более комфортного нахождения инвалидов в современном обществе. Нужно расценивать людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения к инвалидам как к людям с особыми, дополнительными потребностями25.

Вместе с тем инвалид  не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов – это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях26.

Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, она ориентирет инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную силу механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно. Таким образом, инвалиды в своей жизнедеятельности сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Рассмотрим основные из них27.

Проблема социально-бытовой  адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной  из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи  с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации  этой категории граждан к основам  жизнедеятельности общества находится  в процессе изучения, а именно он решающим образом определяет всю  эффективность тех коррекционных  мероприятий, которые предпринимают  специалисты, работающие с инвалидами. Среди социально-бытовых проблем выделяют: ограничение функций самообслуживания (способность самостоятельно одеваться; принимать пищу; соблюдать личную гигиену; самостоятельно передвигаться; самостоятельно садиться или вставать), ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности (ограничение социальной роли в семье; ограничение социальных контактов; ограничение или невозможность трудиться). Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие: восстановление (компенсация) нарушенных способностей к различным видам деятельности; передвижение; общение; свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной, а также других направлений; возможность получать знания; трудоустройство; комфортные бытовые условия; социально-психологическая адаптация; материальная поддержка. Удовлетворение перечисленных потребностей, обязательное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность является специфической особенностью развития и состояния человека, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью28.

Взаимоотношения инвалидов  и здоровых подразумевают ответственность  за эти взаимоотношения обеих  сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении  с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями.

Инвалиды далеко не всегда могут  уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько  общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств: доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы). Около трети инвалидов (в основном второй и третьей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую. Причём понятие «удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью» зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. Немаловажным элементом психологического самочувствия лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие. Только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считает себя пассивными. Каждый шестой признает себя малообщительным. Четверть инвалидов считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество «счастливых», «добрых», «активных», «общительных» больше среди тех, чей бюджет устойчив, а число «несчастных», «злых», «пассивных», «необщительных» больше среди постоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше «добрых», «общительных», «весёлых». Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше «несчастных» и «грустных», но значительно больше «злых», что характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности, большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной личностной самооценки29.

В современном мире образование  выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения  социальной структуры общества, а  также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью.

В соответствии с Федеральным  Законом «Об образовании», инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам-инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству30.

Экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса  прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет  выдержан при создании условий, когда  человек может сам распоряжаться  своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать  способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан. Одно из главных условий – обеспечение права человека на труд. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда31.

Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог трудовое устройство инвалидов, в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России не ориентирована на их интеграцию в общество32.

Многие годы основными  принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация  и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для  осуществления реформы нужны  новые специалисты, обладающие принципиально  новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны обладать способностью: сострадать и быть профессионалами высокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны. Рынок же труда инвалидов как специфический сегмент общего рынка труда характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. Для его развития требуется корректировка извне33.

Изучив основные проблемы инвалидов, следует отметить, что  для улучшения уровня и качества жизни лиц с ограниченными  возможностями необходимо: усовершенствовать процесс социально-бытовой адаптации к условиям жизни в обществе и в быту; повысить психологическое самочувствие и самовосприятие инвалидов; сделать образование для лиц с ограниченными возможностями более доступным, для повышения возможности восхождения по социальной лестнице; принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности инвалидов34.

Инвалид, как уже было сказано выше, попадает в число  клиентов социальной работы по критерию здоровья. В связи с этим, ему  должны в полной мере оказываться  услуги направленные на решение его  проблем. По моему мнению, политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества в таких сферах деятельности как: наука, культура, спорт и т.д.

 

2. ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ

 

2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала

 

Для реализации любой деятельности людям необходимы ресурсы. Т.к. клиент социальной работы сам, вместе со специалистами, также участвует в осуществлении ему помощи, он также нуждается в ресурсах. Личностные ресурсы клиента социальной работы являются предметом изучения моей курсовой работы. Личностные ресурсы человека являются составной частью человеческого капитала. Поэтому рассмотрим, как соотносятся личностные ресурсы клиента социальной работы и человеческий капитал.

Ресурсами с экономической  точки зрения являются факторы, условия, необходимые для производства благ35.

Внутренние или личностные ресурсы человека – это физическое здоровье, интеллект, адекватная самооценка, позитивное мышление, способности и навыки, стремление к саморазвитию и самопознанию, а так же стремление познать окружающий мир36.

Именно ресурсы имеют  первостепенное значение для тех  индивидов и общественных систем, которыми занимаются специалисты по социальной работе. При этом, человек рассматривается ими как комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для преодоления трудной жизненной ситуации, жизненных свершений и достижения поставленных целей37.

В данном контексте ресурсы  – это средства, которые используются в случае необходимости, источник будущего действия, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится  в свернутом виде. Для того, чтобы  мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести  ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила – внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальной работе, с одной стороны, выступают социальные службы, специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги и т.д., т.е. субъекты социальной работы. С другой стороны – обстоятельства, трудная жизненная ситуация. Воздействие субъекта социальной работы на объект традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием38.

Информация о работе Личностные ресурсы клиента социальной работы