Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель – изучить личностные ресурсы клиента социальной работы.
Для достижения сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие клиента социальной работы с позиции разных авторов, теорий, концепций.
На примере инвалидов, изучить причины отнесения их к клиентам социальной работы, а также их основные проблемы.
Осуществить сопоставление понятий личностные ресурсы и человеческий капитал.
Изучить способы мобилизации семейных и человеческих ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИЕНТА С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ, КОНЦЕПЦИЙ, ТЕОРИЙ…………………………………..6
1.1. Понятие клиента социальной работы …………………………………………6
1.2. Инвалиды, как клиенты социальной работы, их проблемы…......………….11
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ.………..20
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала ….....…………..20
2.2. Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих …………...……………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается23.
Практически это находит выражение в практике реабилитации инвалидов. Конечной целью реабилитации является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека: учебной, профессиональной и других сфер деятельности24.
Политика социальной поддержки
инвалидов должна строиться на платформе
создания условий для равного
участия людей с ограниченными
возможностями в жизни
Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов – это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях26.
Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, она ориентирет инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную силу механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно. Таким образом, инвалиды в своей жизнедеятельности сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Рассмотрим основные из них27.
Проблема социально-бытовой
адаптации инвалидов к условиям
жизни в обществе является одной
из важнейших граней общей интеграционной
проблемы. В последнее время этот
вопрос приобретает дополнительную
важность и остроту в связи
с большими изменениями в подходах
к людям, которые являются инвалидами.
Несмотря на это, процесс адаптации
этой категории граждан к основам
жизнедеятельности общества находится
в процессе изучения, а именно он
решающим образом определяет всю
эффективность тех
Инвалидность является специфической особенностью развития и состояния человека, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью28.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями.
Инвалиды далеко не всегда могут
уловить нюансы человеческих отношений,
воспринимают других людей несколько
общо, оценивая их на основании лишь
некоторых моральных качеств: доброты,
отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично
складываются и взаимоотношения между
инвалидами. Принадлежность к группе людей
с ограниченными возможностями вовсе
не означает, что другие члены этой группы
будут настроены к нему соответствующим
образом. Одним из главных показателей
социально-психологической адаптации
лиц с ограниченными возможностями является
их отношение к собственной жизни. Практически
половина инвалидов (по результатам специальных
социологических исследований) оценивают
качество своей жизни как неудовлетворительное
(в основном, это инвалиды 1 группы). Около
трети инвалидов (в основном второй и третьей
групп) характеризуют свою жизнь как вполне
приемлемую. Причём понятие «удовлетворённость-
В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам-инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству30.
Экономические, социальные
и политические преобразования, происходящие
в России, в конечном итоге должны
быть направлены на обеспечение баланса
прав, обязанностей и интересов граждан,
что является одним из гарантов стабильности
общества и снижения социальной напряженности.
В определенной мере этот баланс будет
выдержан при создании условий, когда
человек может сам
Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог трудовое устройство инвалидов, в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России не ориентирована на их интеграцию в общество32.
Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны обладать способностью: сострадать и быть профессионалами высокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны. Рынок же труда инвалидов как специфический сегмент общего рынка труда характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. Для его развития требуется корректировка извне33.
Изучив основные проблемы инвалидов, следует отметить, что для улучшения уровня и качества жизни лиц с ограниченными возможностями необходимо: усовершенствовать процесс социально-бытовой адаптации к условиям жизни в обществе и в быту; повысить психологическое самочувствие и самовосприятие инвалидов; сделать образование для лиц с ограниченными возможностями более доступным, для повышения возможности восхождения по социальной лестнице; принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности инвалидов34.
Инвалид, как уже было сказано выше, попадает в число клиентов социальной работы по критерию здоровья. В связи с этим, ему должны в полной мере оказываться услуги направленные на решение его проблем. По моему мнению, политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества в таких сферах деятельности как: наука, культура, спорт и т.д.
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала
Для реализации любой деятельности людям необходимы ресурсы. Т.к. клиент социальной работы сам, вместе со специалистами, также участвует в осуществлении ему помощи, он также нуждается в ресурсах. Личностные ресурсы клиента социальной работы являются предметом изучения моей курсовой работы. Личностные ресурсы человека являются составной частью человеческого капитала. Поэтому рассмотрим, как соотносятся личностные ресурсы клиента социальной работы и человеческий капитал.
Ресурсами с экономической точки зрения являются факторы, условия, необходимые для производства благ35.
Внутренние или личностные ресурсы человека – это физическое здоровье, интеллект, адекватная самооценка, позитивное мышление, способности и навыки, стремление к саморазвитию и самопознанию, а так же стремление познать окружающий мир36.
Именно ресурсы имеют первостепенное значение для тех индивидов и общественных систем, которыми занимаются специалисты по социальной работе. При этом, человек рассматривается ими как комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для преодоления трудной жизненной ситуации, жизненных свершений и достижения поставленных целей37.
В данном контексте ресурсы – это средства, которые используются в случае необходимости, источник будущего действия, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того, чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила – внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальной работе, с одной стороны, выступают социальные службы, специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги и т.д., т.е. субъекты социальной работы. С другой стороны – обстоятельства, трудная жизненная ситуация. Воздействие субъекта социальной работы на объект традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием38.
Информация о работе Личностные ресурсы клиента социальной работы