Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель – изучить личностные ресурсы клиента социальной работы.
Для достижения сформулированной цели исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие клиента социальной работы с позиции разных авторов, теорий, концепций.
На примере инвалидов, изучить причины отнесения их к клиентам социальной работы, а также их основные проблемы.
Осуществить сопоставление понятий личностные ресурсы и человеческий капитал.
Изучить способы мобилизации семейных и человеческих ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛИЕНТА С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ, КОНЦЕПЦИЙ, ТЕОРИЙ…………………………………..6
1.1. Понятие клиента социальной работы …………………………………………6
1.2. Инвалиды, как клиенты социальной работы, их проблемы…......………….11
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕСУРСЫ.………..20
2.1. Личностные ресурсы, как основа человеческого капитала ….....…………..20
2.2. Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих …………...……………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование, реализация потребностей, обеспечение необходимого уровня жизни, реализация прав, компенсация недостатков. Следовательно, работа отрасли социальной работы – это управление использованием ресурсов человека, семьи, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации39.
Ресурсы клиента можно
рассматривать с точки зрения
их природы, источников и полезности.
Они могут быть, во-первых, внутренними
или внешними, или смежными по отношению
к лицу или коллективу; во-вторых,
официальными (формальными) или неофициальными
(неформальными); в-третьих, реально
существующими или
Физические возможности (физический ресурс) применительно к индивиду или группам лиц, объединенных определенным признаком, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Материальные возможности определяют имущественный статус, материальное положение отдельного человека или семьи в целом41.
Такой ресурс как способности можно рассматривать в двух направлениях. Традиционное рассмотрение способностей как свойств, определяющих успешность в какой-либо деятельности. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека, зависят от его жизненной позиции. В нашем аспекте способности – это ресурсы, которые можно использовать как способ выхода из трудной жизненной ситуации напрямую. Другое – способности как умение создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовать их42.
Жизненная позиция, самоотношение в качестве ресурса – это субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. В тоже время в процессе осуществления социальной работы жизненная позиция проявляется с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество43.
Вид внутренних ресурсов – освоенный социальный опыт и здравый смысл, могут трактоваться, как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок»44.
Временной потенциал – весьма существенный ресурс удовлетворения потребностей. Он может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи. Динамика данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и неработающих пенсионеров45.
Любой клиент социальной работы в большей или меньшей степени обладает личностными ресурсами. В любом случае они подвергаются коррекции, направлении их в нужное русло, необходимое для решения создавшейся трудной жизненной ситуации. Активизация внутреннего потенциала человека, является одной из главных задач социальной работы46.
Ресурсы включены в процесс
преодоления через
Личностные ресурсы при положительной динамике совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента социальной работы становятся человеческим капиталом48.
Человеческий капитал, с экономической точки зрения – это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом49.
Если судить по концепции человеческого капитала, то человеческий капитал – это оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход и включает в себя врожденные способности и таланты, а также образование и приоритетную квалификацию50.
Человек, являясь физическим существом, в то же время является существом общественным (социальным), поэтому нельзя сводить человека лишь к экономическим категориям. Человек – носитель определенных природных индивидуальных способностей и талантов (ресурсов), которыми его наделила природа, и развило общество. Природные способности и приобретенные общественные качества по своей экономической роли сродни природным ресурсам и физическому капиталу51.
Подобно природным ресурсам,
человек в своем первоначальном
состоянии не приносит никакого экономического
эффекта; после осуществления
Однако категории «
Человеческий капитал
представляет собой знания, умения,
навыки, которые человек приобретает
в процессе обучения и трудовой деятельности,
и как любой другой вид капитала,
имеет способность
Накопление научно-образовательного потенциала, лежащего в основе человеческого капитала, имеет существенные отличия от накопления материальных ресурсов. На начальном этапе функционирования человеческий капитал за счет постепенного накопления производственного опыта имеет низкую ценность, которая не уменьшается, а накапливается (в отличие от физического капитала). Процесс повышения ценности интеллектуального капитала обращен к процессу обесценения физического капитала. Человеческий интеллектуальный капитал – это профессиональный капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта. Чем выше такой капитал, тем обычно больше трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда55.
Как было отмечено выше, накопление человеческого капитала — процесс непрерывный. По свидетельству аналитиков после двадцатилетнего стажа трудовой деятельности начинается моральный и физический износ квалификации и знаний персонала предприятий, то есть начинается процесс обесценивания человеческого капитала, а окончание трудовой деятельности означает полную амортизацию накопленных знаний и опыта. Однако некоторые исследователи считают, что этот запас не подвержен полному износу56.
В социальной работе, личностные ресурсы клиента могут стать человеческим капиталом при положительном эффекте деятельности социального работника и его клиента. Грамотно построенная последовательность действий социального работника, способна эффективно активизировать и мобилизировать личностные ресурсы клиента и сформировать на их основе богатый человеческий капитал.
2.2 Мобилизация ресурсов: семейных, человеческих
Мобилизация – это выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался. Стремление к мобилизации возникает тогда, когда внешние ресурсы не соответствуют текущим потребностям личности или находятся в прямом противоречии с ними57.
Рассмотрим мобилизацию личностных ресурсов в семьях, в которых проживают инвалиды, неважно во взрослом или детском возрасте, инвалиды с детства или ставшие таковыми вследствие травм. Подобная ситуация требует мобилизации не только человеческих, но и семейных ресурсов, т.к. и инвалиды, и семьи сами по себе являются клиентами социальной работы.
Семьи, один из членов в которой является инвалидом, очень часто находятся в состоянии жизненного затруднения. Эти семьи обладают особым психологическим статусом: особой закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, сложными взаимоотношениями между собой, специфическим отношением к члену семьи, вызванным его аномальным состоянием. К сожалению, большинство семей, воспринимают инвалидов не как членов семьи с «качественно иным развитием», а как дефицитарных людей-инвалидов58.
Подобные ситуации требуют от социального работника выполнения мероприятий по мобилизации личностных ресурсов. Существует алгоритм действий по мобилизации ресурсов клиента.
Первый этап – выяснение обстановки. Необходимо досконально изучить социальные условия клиента, его потребности, проблемы, попытаться решить их имеющимися у клиента и социальной службы методами. Если собственных ресурсов не хватает, то рассматривается возможность получения дополнительных ресурсов (изучить имеющиеся целевые государственные программы, составить перечень некоммерческих организаций, фирм, частных лиц, которые могут оказать помощь, направить к ним письма-запросы)59.
Следующий шаг будет заключаться в умении заинтересовать потенциального источника оказания помощи. Это следует делать таким образом, чтобы значимость той или иной проблемы возросла в глазах всех причастных лиц. При работе с клиентами специалисты по социальной работе стараются координировать свои усилия и усилия и ресурсы клиентов и, используя один или несколько методов – заключение соглашения, убеждение, формирование коалиции, оказание влияния60.
Существует ряд механизмов оказания помощи в привлечении ресурсов клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений социального обслуживания по юридическим, медицинским, психологическим вопросам61.
Механизм внешнего замещения предполагает временное замещение отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внешнего замещения могут служить различные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель, выступающий в качестве носителя ресурсов и связующего звена между обществом и ребенком. Внешнее замещение возможно и в том случае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах62.
Механизм выращивания
Механизм резервирования ресурсов относится, прежде всего, к накоплению финансовых средств и проявляется в социальном страховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании страхователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму определенную сумму64.
Система помощи включает неофициальную добровольческую сеть людей и другие социальные ресурсы, и официальную структуру, располагающую некоторой поддержкой и финансированием. Также и группы социальной помощи могут либо непосредственно предоставлять необходимые ресурсы, либо оказывать то или иное содействие отдельным лицам, семьям и группам, способствуя возвращению людей в общество, помогая им восстановить общественные связи, смягчить последствия стрессов, кризисов или бедствий и содействовать их преодолению65.
После мобилизации ресурсов личности необходимо энергично и в максимально короткие сроки оказывать помощь в их реализации. На этом этапе центральной становится задача координации использования ресурсов. Координация представляет собой согласование и установление функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Координация предполагает использование ресурсов разных субъектов социальной работы, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста социальной работы66.
Информация о работе Личностные ресурсы клиента социальной работы