Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам[4]. Респонденты
рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя
назвать любой перечень
то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
Проводимый опрос
должен отвечать ряду
. Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае
респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных
ответов.
. Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно
повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы
должны следовать за более простыми.
. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим.
Лучше всего, если он будет нейтральным.
. Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент
«включился» в тему.
. Вопросы должны быть
ясными, четкими, понятными
исключения).
. Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти
об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое
важное требование социологического исследования.
. Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести»
опрашиваемого к новой теме. Это делается с помощью обращения к
респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас
высказать свое мнение о…».
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой
принять участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко
знакомит опрашиваемого с
ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.
Вопросы анкеты различаются по:
- содержанию;
- форме.
Деление вопросов
по содержанию обусловлено
которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по
содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и
мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и
прошлом.
По форме вопросы делятся на:
1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ
в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы
выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и
следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер,
дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным
для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой
полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному
ограничению использования ЭВМ.
2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных
вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из
предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать
свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются
признаки открытости и закрытости.
3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в
которой необходимо отметить тот или иной показатель.
Вопросы-меню. Здесь
респонденту предлагается
вариантов предлагаемых ответов.
4. Альтернативные вопросы
предполагают ответы по
носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень
альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами
альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо
сторону, т.е. уравновешены.
5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть
воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в
некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет
его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру,
другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все
люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более
свободно рассказать о своем поведении.
6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные
вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа
на них.
В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь
тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов.
После таких вопросов желательно переходить к более простым.
Пример:
“Какими
источниками информации Вы
событий общественной жизни?”
|
|О событиях
| |Внутри страны |За рубежом |
|
|посто-|когда |редко |посто-|
| |янно |как | |янно |как | |
|Радио | | | | | | |
|Телевидение | | | | | | |
|Политические информации| | | | | | |
|Газеты | | | | | | |
|Беседы с товарищами | | | | | | |
|Общественно - | | | | | | |
|политические журналы | | | | | | |
|Лекции | | | | | | |
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов
возникает утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Обычно в анкете
чередуются различные виды
По предметному
содержанию вопросы можно
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о
социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении
окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он
заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях,
поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и
что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного
типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его
знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания,
экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от
опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов,
событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов,
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и
личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные
суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения
выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное
представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах
не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим
целый комплекс подобных вопросов.
В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные
вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более
широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором
расстоянии, как от основного, так и друг от друга.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает
анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный
раздаточный опрос,
либо получает заполненную
дней – заочный раздаточный опрос)
- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и
получается через почту)
- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
- телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария
и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-
телеграфной сети).
По типу исследовательских задач опросы бывают :
- глубинный (нацелен
на получение поисковой
- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
- стандартизированный
(нацелен на получение
- социометрический (нацелен на получение инф-ии о взпимоотношениях в
малых группах)
По уровню компетентности респондентов различают :
- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
- массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает
информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении
анализируемой ситуации)
- симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей
информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)
- экспертный опрос
(опрос специалистов по
ИНТЕРВЬЮ
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись
ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо
механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию
беседы различают
событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого -
выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со
специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со
специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По технике проведения
- делятся на свободные,
формализованные (а также
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой
детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”).
Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане
исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное
наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,
последовательность и
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и
фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах,
побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь
информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью
изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты
информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации
предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью
стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста
оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе
не осталось в памяти.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический”
характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту,
интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и
индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая
беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в
группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную
процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.
3.2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство)
– метод сбора первичных данных, при котором документы используются в
качестве главного источника информации[5].
Анализ документов
открывает социологу
виде многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами,