Методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 128.43 Кб (Скачать файл)

1. Возникновение и развитие приказной  системы управления

Приказы -- органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных  дел или отдельными областями  государства. Приказы назывались иначе  палатами, избами, дворами, дворцами, третями  или четвертями.

По мнению В.И.Сергеевича, приказы как государственные  учреждения возникли непроизвольно: какому-нибудь лицу, или нескольким, поручается ведение  некоторых дел, «приказывается»  ведать этими делами -- и возникает  приказ, который иногда даже называется именем человека, кому приказано, например «Приказ (четь) дьяка Варфоломея».

Название избы и  приказа употреблялось сначала  смешано, но затем за известными органами управления утвердилось название приказов, за другими -- изб.

Название палата было более почётным, чем изба. Дворами  и дворцами назывались органы управления, заведовавшие преимущественно хозяйственной  частью; иногда, впрочем, этим именем назывались и те органы управления, которые  ведали отдельными областями государства. Названия палата, двор, дворец заимствованы от помещений.

Происхождение названий трети и четверти стоит в связи  с делением государства при Иоанне III на три части, при Иоанне IV -- на четыре. Впоследствии название четверти стало присваиваться и другим приказам.

Слово приказ в  смысле учреждения в первый раз встречается  в 1512 году, в грамоте великого князя  Василия Иоанновича Владимирскому  Успенскому монастырю.

Ко времени Ивана III относится появление приказов разрядного, холопьего, житного, Большого двора, казённого, постельного, конюшенного, а также приказов для управления отдельных княжеств и земель, приобретенных  Иоанном III, и, наконец, приказов, которые  позже носили название четвертей. Причем, наименование Большой приказ возможно, принадлежало приказам, заведовавшим делами собственно Московского Великого княжества, то есть земель, наследованных  Иоанном III от своего отца, в противоположность  приказам, которые, заведуя делами только отдельных княжеств, носили название от этих княжеств.

Судебник 1550г. устанавливает  систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды:

· Челобитный,

· Посольский,

· Поместный,

· Стрелецкий,

· Пушкарский,

· Бронный,

· Разбойный,

· Печатный,

· Сокольничий,

· Земские приказы,

а также четверти:

· Галицкая,

· Устюжская,

· Новая,

· Казанский приказ.

Переход к приказной  системе управления (от дворцово-вотчинной  системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая  роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость  в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия).

Для управления стрелецким войском был создан специальный  приказ. Формированию новой организации  Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые  привыкли участвовать в походах  со своими полками и занимать места  в сражении по своему желанию: где  захотел, там и встал со своим  полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам  и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и  со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в  период средневековья формировались  главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных.

К лицам, обязанным  нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари  и др.). Личным составом боярской и  дворянской конницы ведал Разрядный  приказ, который регистрировал все  случаи назначения на должности, перемещений  по службе. Назначения на должности  осуществлялись в соответствии с  принципом местничества (по родовитости, знатности). Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный  приказ, который следил за тем, чтобы  они получали поместные земли  за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими  войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это  время и специальные территориальные  приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский  и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины). В период сословно-представительной монархии возникает  зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем  создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных  органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью  и назначал на места соответствующих  должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи  ведали дворцовые приказы. К ним  относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал  царской конюшней), Ловчий и Сокольничий  приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности  руководителей этих приказов считались  самыми важными и почетными; в  соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые  бояре.

При Иване IV дворяне  и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В  связи с этим был создан специальный  Челобитный приказ.

В деятельности Российского  государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал  внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами  занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало  немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать  участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной  тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского  приказа и небольшое число  приказных. 
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа.

В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых  обосновывалась позиция Российского  государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные  конфликты, занимался обменом пленных  и пр. Появление Посольского приказа  привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского  приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное  учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который  выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает  потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего  приказа заключалась в регистрации  кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский  и др.), которые выполняли функции  высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности  свыше 80 приказов, из которых к концу  столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности  в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало  появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с  Россией сопровождалось созданием  Малороссийского приказа, возвращение  смоленских земель -- Смоленского приказа  и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической  и политической структуры общества.

приказная система  управление

2. Состав приказов, их ведомство,  устройство и делопроизводство

В государственном  аппарате росло влияние "беспородных  людей". Если в 1640 г. приказных людей  числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше--2739. Больше чем по 400 человек в конце  века сидели в Поместном приказе  и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек.

В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник  отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и "сидеть негде, стоя пишут". Рост числа приказных  служителей -- свидетельство повышения  роли чиновников в управлении государством.

Каждый приказ состоял  из двух частей: одни занимались решением дел, другие -- письменной частью. Первые назывались судьями, вторые -- дьяками  и подьячими.

Судей в приказах было по одному, а в более важных -- по два и более. Один из судей  был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же -- стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением  из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется  особым характером этого приказа, являвшегося  как бы собственной канцелярией  царя.

Судьи, дьяки и  подьячие в приказы назначались  и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце -- трубники, в других приказах -- дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в  приказе сосредоточивалось столько  разнородных дел, что он почти  не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять  почти за правило, что приказ являлся  судебным местом для тех лиц, которых  он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и  рассматривались в царской думе.

Судьи, дьяки и  подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных  дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.

Профессор В. И. Сергеевич  полагает, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин  и профессор М.Ф. Владимирский-Буданов  думают иначе. «Хотя по закону, -- говорит  первый, -- в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало  решать всем судьям вместе, но на самом  деле первенствующий судья имел такую  силу, что он делал что хотел».

«Даже в случае множественности членов, -- замечает профессор М.Ф. Владимирский-Буданов, -- присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству  голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718г., который  по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где  что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».

Канцелярии некоторых  приказов делились на повытья и столы, ведавшие определённый род дел или  определённую ветвь управления. Дела в приказах производились на столбцах из простой бумаги. До издания «Уложения» не видно, чтобы дела по мере поступления  заносились в какой-нибудь реестр. Докладывались  они целиком или же особой запиской с присоединением нужных справок  и узаконений.

Решения судей писались на подлинных бумагах, или на записках, или заносились в особые книги. «Уложение» предписывало в каждом приказе иметь  за подписью дьяка особую книгу, куда подьячие должны были записывать судные дела и судные казенные пошлины немедленно по окончании суда.

В 1680 году было постановлено, чтобы в указах и вообще в делах  приказа обозначался по имени  один только главный судья. Скрепляли  и помечали дела дьяки и подьячие; бояре и вообще судьи приказа  нигде своих рук не прикладывали; только одни послы подписывали договорные записи при международных сношениях.

Сношения приказов между собой происходили путём  памятей. Исключение составлял один Разряд: до 1677г. в приказ, где заседали думные люди, Разряд писал памятями, а в другие приказы -- указами. В 1677г. было повелено, чтобы все без исключения приказы Разряд писал только указами. Памяти и указы писались на имя  судей, а впоследствии -- на имя главного судьи с товарищами; имя самого приказа обозначалось только на конверте.

Указы, которые  посылались из приказов в города к  боярам, воеводам и приказным людям  о разных делах, по словам Котошихина, писались по такой форме: «от царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя  Росии самодержца, боярину нашему такому-то». Таким же образом писали и к средним воеводам: сначала  обозначали чин, если то лицо, к которому писали, было князь, стольник или стряпчий, затем имя; обращаясь к простому дворянину, писали только имя его, отчество и прозвание.

Если боярин, воевода, приказные люди, послы, посланники, гонцы и др. писали отписки по разным делам, которые они ведали, к царю в приказ, то для этого  существовала такая форма: «государю  царю и великому князю», затем следовал титул, а после титула: «холоп твой Янка Черкаской (Ивашко Воротынской) с  товарыщи (если они были) челом бьют (челом бьёт)». В отписках лица эти  своего титула и чина не означали. Отписки  адресовались не в приказ, а таким-то лицам (судьям) или такому-то лицу (главному судье) с товарищами, в таком-то приказе.

Та же форма соблюдалась  и в челобитьях в приказы. Простой  человек писался в челобитье  также полуименем, как и князь; посадские люди и крестьяне писались не холопами, а «рабами и сиротами». Точно так же писали себя полуименем и «рабами и сиротами» жены и дочери разных чинов, хотя отцов  своих и мужей называли в челобитных полными именами, означая их прозвище и чин.

Взаимодействие  приказов с городами до учреждения в 1666 году почты производилось посредством  нарочных. В 1649 году, во избежание посылки  нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко  бывало, было постановлено, чтобы приказы  сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ  на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался  не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с  приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги. Дела в приказах иногда, по особому распоряжению государя, подвергались ревизиям, но это происходило редко и только в особых случаях.

Информация о работе Методы социологических исследований