Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие
вовсе опускаются.
Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию
более формализованного поиска.
Составлению жесткой
процедуры контролируемого
детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого
наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны
быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл
индикаторов каких-то более общих свойств или действий.
Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий разработали
московские социологи в рамках исследовательского проекта “общественное
мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного из каналов
выражения общественного мнения были выделены собрания. Для регистрации
данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных
бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода,
регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций
аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации
при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и
дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка
общей характеристики собрания.
Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения
участников собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии.
Индикаторы отношения участников собрания к выступающим
путем прямого наблюдения
|
|Элементы наблюдаемого
|
|
|
|
|А) Одобрительные реплики,
|аплодисменты.
|Б) Неодобрительные реплики и т.д.. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|В) Требование дополнительной
|информации.
|Г) Разговоры, связанные с
|обсуждаемым вопросом.
|Д) Вопросы к выступающему.
|Е) Отсутствие реакции (
|отношение).
|Ж) Призывы к соблюдению
|З) Призывы к соблюдению
|
|И) Разговоры, тему которых
|определить невозможно.
|К) Посторонние разговоры.
|Л) Занятие посторонними
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение большой
аудитории собрания
которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации
данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и
неоднократные не стандартизованные наблюдения на разных объектах (в нашем
случае - собраниях разных организаций и коллективов).
Следует ли наблюдателю
вмешиваться в наблюдаемый
Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель
исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать
(диагностировать) ситуацию, то
вмешательство исказит
привести к нежелательному для исследования искажению информации.
Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при
диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы
исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой
способ - создать ложное представление о цели наблюдения. Конечно, эти
способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости
информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том
случае, если, узнав о них, люди смогут неправильно истолковать задачи
исследования.
Если же цель исследования заключается в принятии определенных
управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит
изменять ход событий и
служит стимулирующее
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие,
непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей
и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки
такого способа. Исследователь может потерять способность объективно
оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он
изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому, как
правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не
строго научный трактат.
Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько
вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в
действительности исследовать их?
Пути повышения надежности
В полевых условиях, при простом бесструктурном и не включенном
наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и
изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные
коды. Можно применять маскировочные приемы (например, ученику на
предприятии вести записи, якобы связанные с работой). Можно использовать
хорошую память и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке.
Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие приемы
ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные по
пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций.
Пример: Наблюдатели и сотрудники исследовательского коллектива,
которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения (президиум,
выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек) и по шкале
времени фиксировали происходящее, пользуясь кодами. В протоколе (см. схему
ниже) в каждой строке делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом
времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей
инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать реакции
аудитории на выступления с трибуны собрания.
Частоту и интенсивность
событий в данном случае
шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника
позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи,
обеспечивающие подлинность
Протокол регистрации событий на основе индикаторов
отношения участников собрания к выступающим
|Время
|Элементы наблюдаемого
|
|и реакции, кодируемые в
|
|номинальной шкале
..............................
|а |б |в |г |д |е |ж |з | и... | | |
Надежность (обоснованность и устойчивость) данных повышается, если
выполнять следующие правила:
а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих
наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в
пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой
инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому,
который будет изучаться.
б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они
сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию
событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается
устойчивость данных наблюдения.
в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях
(нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть
его с разных сторон.
г) Необходимо
четко различать и
проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики
(интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).
д) Важно следить
за тем, чтобы описание
интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для
записи фактуальных данных и для их истолкования.
е) При включенном или не включенном наблюдении, выполняемом одним
исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации
данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью
различных, возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на
выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу
высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на
допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время
выступления... Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие
протокольную запись.
ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки
обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно
проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы
включенного наблюдения желательно проверить не включенными по той же
программе или по имеющимся документам.
Место наблюдения среди других методов сбора данных.
Основным недостатком этого метода является необъективность
наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно
беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности
наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.
Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы
массового характера, вычленение небольшой части которых, делает их изучение
непредставительным.
Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который
позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить
результаты других методов сбора информации.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе разобраны основные методы сбора социологической
информации. В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний
(психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим
большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать
человеческое общество.
Ну и конечно
встает вопрос о большой
сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое
распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как
хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию
на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы
принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том,