Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ миграционных процессов и проблем их регулирования в Тюменской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определение сущности, структуры и функции миграции;
Анализ нормативно-правовой базы миграционных процессов;
Изучение особенностей миграционной политики современной России;
Анализ опыта зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов;
Характеристика миграционной политики в Тюменской области;
Анализ основных направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.
Введение………………………………………………………………………… .3-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ МИГРАЦИИ…… .6-26
Сущность, структура и функции миграции……………………………..6-15
Институциональные основы миграционной политики в регионах.......16-26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РБЕЖОМ…………....27-40
2.1. Особенности миграционной политики в современной России…………27-34
2.2. Опыт зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов………………………………………………………… ..…………...35-40
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………….41-50
3.1. Характеристика миграционных процессов в Тюменской области…….41-45
3.2. Основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области……………………………………………………………..46-50
Заключение………………………………………………… …………………..51-52
Список литературы……………………………………………………………..53-55
Независимо
от характера задач, стоящих
в области регулирования всех
трёх направлений, по которым
концентрируются миграционные
Заключительная
стадия миграционного процесса -
приживаемость новосёлов, т.е.
процесс перехода новосёлов в
состав старожилов. Повышение приживаемости
мигрантов в месте вселения - антипод
интенсификации миграционной
Многими исследованиями установлено, что в городах лучше приживаются выходцы из сёл, а в межрайонных миграциях приживаемость лучше у мигрантов, прибывших из той же области, и т.д. В целом приживаемость новосёлов различается большим территориальным разнообразием. Она зависит от географической структуры миграционных связей, различий в природно-географических средах, поселенных статусов, структуры миграционных потоков, условий обустройства мигрантов на новых местах и т.д. Регулируя эти потоки и создавая своевременно условия для быстрого обустройства мигрантов и их успешной адаптации, можно повысить эффективность приживаемости и миграционных процессов в целом.
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Функции миграции населения не однозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ. А с другой - как функции, характер которых определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые - общие функции миграции населения, вторые - специфические функции миграции населения той или иной общественно - экономической формации.
К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную.
Ускорительная функция состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности и означает как сменяемость состава жителей разных районов, так и расширение числа мест жительства отдельными гражданами. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологического облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, её материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.
Вторая функция - перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений. Миграция населения в своей перераспределительной функции не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на демографическую динамику тем, что мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции населения в изменении численности населения той или иной территории всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.
Суть селективной функции миграции населения в том, что неравномерное участие в миграции населения различных социально-демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграциях более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разной национальности и лиц, родившихся в том или ином районе, с одной стороны, и недавно вселившихся туда из других местностей - с другой.
Общие функции миграции населения обладают некоторой самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может происходить даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен.
Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции, наиболее важные из которых - экономическая и социальная.
Экономическая функция в самом общем виде состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции населения приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся [7].
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения.
Перераспределение населения между селом и городом, концентрация людей в городах, прежде всего, крупных, реализуется посредством миграций населения. Последствия миграции сельского населения имеют как позитивные, так и негативные стороны. К положительной стороне можно отнести более полное использование социального и трудового потенциала населения, рост эффективности труда, повышение социального статуса, политическое и духовное развитие, развитие научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства.
Отрицательная сторона миграции населения проявляется при перемещении не только внутри страны, но и между отдельными странами. Перемещаются промышленные центры. В результате возникают районы бедствий и районы процветания, что неизбежно сказывается на судьбах людей, т.к. меняются структура занятости населения, профессиональный и квалификационный уровень работников, условия труда, жизни. В одних регионах люди остаются без работы, в других, ощущается острая нехватка рабочей силы.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
В целом, миграция оказывает положительное влияние на экономику: она улучшает аллокативную эффективность рынков труда и приводит к перемещению знаний и компетенций, что упрощает международную торговлю, передачу технологий, устраняет препятствия экономическому развитию. Иммиграция квалифицированных кадров может вести к улучшению положения неквалифицированных рабочих и к ухудшению положения квалифицированных рабочих в стране, куда прибыл иммигрант. И, наоборот -- в случае иммиграции неквалифицированных работников. Аналогичные эффекты наблюдаются в случае эмиграции.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отделенные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.
Миграция является одной из острейших проблем современной цивилизации, причем в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально- экономическими факторами во многих странах.
Становление миграционного законодательства России приходится на начало 90-х годов, когда в Россию хлынули потоки мигрантов из бывших республик Советского Союза, и Российская Федерация, оказалась перед необходимостью в кратчайшие сроки разработать и принять миграционное законодательство и на его основе приступить к государственному регулированию данной проблемы.
В 2002 и 2003 годах были приняты
федеральные законы: "О гражданстве
Российской Федерации", "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую
Федерацию" и "О правовом положении
иностранных граждан в
Вступление этих законов в силу имеет свои положительные результаты. Так, ввод в действие Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволил в определенной степени уменьшить приток нелегальных трудящихся-мигрантов, увеличить количество зарегистрированных иностранных работников на внутреннем рынке, усилить контроль за въездом и пребыванием на территории страны иностранных граждан[3].
Новый Федеральный закон о гражданстве учел целый ряд потребностей правоприменительной практики; в нем также стал предусматриваться упрощенный порядок получения гражданства для бывших соотечественников [8].
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от июля 2006 г. N 109 регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации [18].
Становление российской государственной миграционной политики - сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены. За достаточно короткий период было принято большое количество законов, указов Президента, постановлений Правительства, внутренних ведомственных подзаконных актов. Федеральной миграционной службе была предоставлена самостоятельность в вопросах нормотворчества. Ранее это осуществлялось в рамках структуры МВД России. Поскольку ФМС не имеет права оперативно-розыскной деятельности и не имеет силовых подразделений, она взаимодействует с МВД России. Министерство внутренних дел Российской Федерации получает от ФМС необходимую информацию, издавая впоследствии совместные приказы в сфере миграции. Так, благодаря совместному приказу МВД России N 338 и ФМС России N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда", регламентирующему надзор и контроль за соблюдением миграционного законодательства, удалось оптимально разграничить полномочия МВД и ФМС, что, сказывается на эффективном взаимодействии обеих структур.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года обратил особое внимание на необходимость оптимизации организации миграционных процессов внутри страны, на создание реальных условий для повышения мобильности российских граждан - как эффективного перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд - и отметил в числе первоочередных задач сохранение баланса на рынке труда и обеспечение интересов российских граждан в совокупности с совершенствованием механизмов регулирования внешней миграции и их правовым оформлением, адекватным потребностям нашей страны, масштабам самой миграции [31].
Информация о работе Миграционные процессы и проблемы их регулирования в Тюменской области