Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ миграционных процессов и проблем их регулирования в Тюменской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определение сущности, структуры и функции миграции;
Анализ нормативно-правовой базы миграционных процессов;
Изучение особенностей миграционной политики современной России;
Анализ опыта зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов;
Характеристика миграционной политики в Тюменской области;
Анализ основных направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.
Введение………………………………………………………………………… .3-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ МИГРАЦИИ…… .6-26
Сущность, структура и функции миграции……………………………..6-15
Институциональные основы миграционной политики в регионах.......16-26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РБЕЖОМ…………....27-40
2.1. Особенности миграционной политики в современной России…………27-34
2.2. Опыт зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов………………………………………………………… ..…………...35-40
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………….41-50
3.1. Характеристика миграционных процессов в Тюменской области…….41-45
3.2. Основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области……………………………………………………………..46-50
Заключение………………………………………………… …………………..51-52
Список литературы……………………………………………………………..53-55
Правительство Российской Федерации определяет основные направления реализации установленной миграционной политики страны.
Федеральными органами исполнительной власти, непосредственно занимающимися вопросами обеспечения пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, являются: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная миграционная служба Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Претворение в жизнь иммиграционного законодательства на границе Российской Федерации, при осуществлении въезда иностранных граждан, входит в функции Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России)[15].
Таким образом, становление российской государственной миграционной политики - сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены.
В субъектах Федерации предпринимаются попытки обозначить интересы и приоритеты региональной миграционной политики.
Регионы принимают квазимиграционные программы. Таковыми являются, например, программа Мурманской области "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005 - 2006 годы, финансируемая за счет федерального бюджета и внебюджетных источников, а также Тюменская "Концепция по реализации программных мероприятий по вопросам миграции в Тюменской области" (2004).
В последние годы большой размах нормотворчества на региональном уровне был вызван интенсивным обновлением федерального законодательства.
В 2005-2006 гг. миграционная политика России подверглась кардинальной трансформации, был взят курс на ее либерализацию.
«Новая миграционная политика» (НМП) затрагивает три категории мигрантов: временных трудовых мигрантов из стран СНГ, которым облегчается доступ к рынкам труда и регистрации пребывания; иммигрантов, для которых существенно либерализованы процедуры получения разрешения на проживание; соотечественников, которым предусмотрены льготы при репатриации. НМП призвана облегчить приезд и обустройство иммигрантам, прибывающим в Россию по этим каналам, «расшить» нерешенные правовые и процедурные проблемы.
Важнейшей проблемой становится согласование интересов и распределение компетенции между различными акторами политики интеграции: федеральными и региональными властями, органами местного самоуправления, НПО, работодателями и другими бизнес-структурами.
АНАЛИЗ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РБЕЖОМ
2.1. Особенности миграционной политики в современной России
Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно - политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно - политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер[5].
Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Массовый приток вынужденных мигрантов постепенно снижается. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. [16]
Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций [2]. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.
Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.
Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.
Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах РФ уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.
По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов[26].
Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.
В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов. Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. Во многом обусловленные рядом объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных с динамично развивающимися политическими и социально-экономическими процессами.
Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:
-процессы глобализации в мире, вовлекающие колоссальные трудовые ресурсы;
-увеличивающиеся темпы роста народонаселения стран Азии, является основным поставщиком незаконной миграции в Россию;
-экономическая привлекательность Российской Федерации.
Важными и достаточно опасными
особенностями миграционного
1. Активное проникновение и закрепление иммигрантов в приграничные регионы РФ.
2. Снижающийся уровень коренного населения РФ.
3. Возрастающая внутренняя
и внешняя миграционная
В ближайшей перспективе
будет возрастать угроза «миграционного
давления» и на Сибирский регион
с его убывающим 30-миллионным населением,
из которого 76% сосредоточено в Красноярском
и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской,
Иркутской и Новосибирской
Необходимо также отметить, что на негативные миграционные и социально-политические тенденции влияют и будут в перспективе влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:
-рост преступности иностранных граждан, значительную долю которых составляют незаконные иммигранты;
-формирование в России нелегального «миграционного бизнеса».
Поэтому, выстраивая экономическую политику развития регионов важно развивать средние и малые города, в которых концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.
Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.
В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:
1. Такой подход не решает
полностью задачу
2. Возникнет стихийное
движение иммигрантов в
Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих возможных направлений миграционной политики, среди которых:
определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе;
выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;
привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики.
Возрастающая мобильность населения в эпоху глобализации значительно повысила значение фактора миграции в мировой экономике и международных отношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.
Заметная в последний период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки усилить глобальный вектор в ее регулировании и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной экономики.
По данным МОМ в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем:
-рост масштабов международной трудовой миграции.
-разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы.
Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны[23].
Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки мозгов».
Формы утечки мозгов различны:
1) непосредственная эмиграция
- выезд на постоянное
2) выезд за рубеж на контрактной основе;
3) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями;
4) полная аренда зарубежной фирмой научного центра.
В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.
Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США.
Информация о работе Миграционные процессы и проблемы их регулирования в Тюменской области