Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ миграционных процессов и проблем их регулирования в Тюменской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определение сущности, структуры и функции миграции;
Анализ нормативно-правовой базы миграционных процессов;
Изучение особенностей миграционной политики современной России;
Анализ опыта зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов;
Характеристика миграционной политики в Тюменской области;
Анализ основных направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.
Введение………………………………………………………………………… .3-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ МИГРАЦИИ…… .6-26
Сущность, структура и функции миграции……………………………..6-15
Институциональные основы миграционной политики в регионах.......16-26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РБЕЖОМ…………....27-40
2.1. Особенности миграционной политики в современной России…………27-34
2.2. Опыт зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов………………………………………………………… ..…………...35-40
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………….41-50
3.1. Характеристика миграционных процессов в Тюменской области…….41-45
3.2. Основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области……………………………………………………………..46-50
Заключение………………………………………………… …………………..51-52
Список литературы……………………………………………………………..53-55
Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Например, в Европе после второй мировой войны в условиях разрухи и экономического кризиса были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны.
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Характеристика миграционных процессов в Тюменской области.
Географическое положение Тюменской области таково, что через ее территорию проходят миграционные потоки иностранных граждан, переселенцев и трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии в Россию и Западную Европу. Нынешняя экономическая ситуация в регионе, развитые межнациональные отношения делают Тюменскую область привлекательной для мигрантов.
Миграция является важной составляющей демографического процесса на Юге Тюменской области, за ее счет активно пополняется трудоспособная часть населения.
В поселенческом плане картина такова: в городах наблюдается миграционная убыль, а для сельских поселений характерен положительный миграционный прирост, достигнутый благодаря меньшей убыли внутреннего миграционного движения. Это способствует сохранению стабильной численности населения в сельской местности Юга Тюменской области.
Снижение иммиграции в Тюменскую область объясняется нормализацией общественно-политической обстановки на постсоветском пространстве и формированием относительно стабильной русской диаспоры в ряде новых независимых государств, затянувшимся решением вопросов обустройства мигрантов.
Наиболее высокой миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста, их удельный вес среди всех мигрантов, прибывших в область, составляет 73,5%. В основном это высококвалифицированные специалисты, имеющие соответствующий образовательный уровень и способные принести пользу экономике области. Доля вынужденной миграции от общего потока мигрантов из стран СНГ и Балтии в Тюменской области составляет 8,3%.
Мигранты предпочитают для проживания города области: Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, в сельской местности поселилось 38% прибывших. Причины их прибытия на новое место жительство остаются такими же, что и причины, по которым население убывает из области: личного и семейного характера, в связи с поиском работы и приездом на учебу, возвращением на прежнее место жительства.
Миграционный приток в область желателен, важно только, чтобы миграционные процессы в Тюменской области являлись позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности области. Отсюда задача вывести из тени нелегальный импорт иностранной рабочей силы, расширить возможности государства эффективно управлять этим важным с социально-экономической точки зрения процессом.
Наибольшую группу составляют мигранты в трудоспособном возрасте, как мужчины, так и женщины. Высокий потенциал трудовых ресурсов содержится и в группе "моложе трудоспособного" возраста.
С 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому введены в действие миграционные карты. В настоящее время проведены необходимые организационные мероприятия и миграционные карты выдаются иностранным гражданам, производится их сбор и первоначальная обработка[3]. ГУВД Тюменской области приступило к созданию компьютерной базы данных прибытия и убытия в Российскую Федерацию иностранных граждан. С введением миграционной карты стало возможным контролировать передвижение иностранных граждан на территории РФ, а также соответствие заявленной при пересечении государственной границы цели пребывания реальным намерениям иностранного гражданина.
Иностранные граждане, нарушившие законодательство о порядке регистрации в Российской Федерации и о порядке осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации и пытающиеся выехать за пределы России через пункты перехода государственной границы, расположенные на территории Тюменской области, должны привлекаться к административной ответственности.
Позитивное воздействие миграционных процессов заключается в том, что миграция имеет своей целью смягчить демографический кризис и компенсировать естественную убыль населения Тюменской области; негативное воздействие, напротив, заключается в стремительном нарастании потоков незаконной миграции (в том числе трудовой), в результате возникает неконтролируемый рынок товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной обстановки [14].
Тюменская область |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
прибыло |
73427 |
79805 |
89437 |
85326 |
76027 |
выбыло |
72786 |
76911 |
79330 |
80141 |
67488 |
Миграционный прирост, убыль |
641 |
2894 |
10107 |
5185 |
8539 |
УРФО |
|||||
прибыло |
215765 |
225929 |
241079 |
223689 |
192296 |
выбыло |
211402 |
218101 |
221891 |
207806 |
176350 |
Миграционный прирост, убыль |
4363 |
7828 |
19188 |
15883 |
15946 |
РФ |
|||||
прибыло |
2088639 |
2122071 |
2284936 |
2215945 |
1987598 |
выбыло |
1981207 |
1989752 |
2044993 |
1973839 |
1740149 |
Миграционный прирост, убыль |
107432 |
132319 |
239493 |
242106 |
247449 |
Таблица 3.1
Сравнительный анализ миграции Тюменской области в динамике с показателями по УРФО и РФ [28].
По данным таблицы можно сделать вывод, что в целом по России за пять лет прослеживается миграционный прирост, причем с каждым годом он увеличивается. По УРФО также прослеживается миграционный прирост, однако в 2008 году миграционный прирост сократился по сравнению с предыдущим годом на 3305 человек, но в 2009 году он имеет тенденцию роста. В Тюменской области ситуация схожа с УРФО. В 2008 году миграционный прирост сократился по сравнению с предыдущим годом на 4922 человека. Также по вышеприведенным цифрам можно сказать, что Тюменская область является более привлекательной для мигрантов в УРФО, она занимает почти 1/3 часть всей миграции по УРФО.
В основном потоки мигрантов идут в нашу область из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, других стран бывшего Советского Союза. Кроме того, из стран визового порядка: Турции, КНДР, Германии и др. К примеру, компания «Шлюмберже» приглашает к себе на работу специалистов со всего мира [18].
Высокий миграционный прирост наблюдается только в Центральном Федеральном Округе. На протяжении пяти лет он достиг самого высокого пика в 2008 году и составил 174403 человека. Миграционная убыль наблюдается в Сибирском и Дальневосточном Федеральных Округах. Однако в Сибирском Федеральном Округе с 2008 года прослеживается миграционный прирост. Таким образом, два округа образуют миграционные полюса - Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает.
Нынешняя экономическая ситуация в регионе, развитые межнациональные отношения делают Тюменскую область привлекательной для мигрантов. В период 2005-2009 гг. в Тюменской области наблюдался миграционный прирост, как и в целом по УРФО и России. Миграция является важной составляющей демографического процесса на Юге Тюменской области, за ее счет активно пополняется трудоспособная часть населения.
Миграционный приток в область желателен, важно только, чтобы миграционные процессы в Тюменской области являлись позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности области.
3.2. Основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.
Население Тюменской области примерно составляет 3373 тыс. человек. Тюменская область относится к числу регионов России с наиболее многонациональным составом населения, здесь проживают представители 125 национальностей, в том числе 26 малочисленных народов Севера.
Население Тюменской области за 2008 год увеличилось на 8 тысяч человек.
Миграционная программа
Тюменской области на 1998 - 2000 годы
была разработана в соответствии
с Федеральной миграционной программой,
утвержденной постановлением Правительства
РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414, и с учетом
складывающихся миграционных процессов
и социально-экономической
Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий, стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории области.
Основными задачами государственной миграционной политики являются:
Анализ динамики миграционных потоков в области за последние годы свидетельствует об усиливающихся миграционных процессах:
Так за 1997 год численность зарегистрированных вынужденных переселенцев в целом по области составила 4240 человек, что больше уровня всех предыдущих лет, начиная с 1993 года, в том числе: 1995 года - на 7 %, 1996 года - на 41 %. Внешняя миграция явилась следствием роста численности населения области за 1997 год. По Ямало-Ненецкому автономному округу просматривается тенденция к снижению потока мигрантов. По количеству зарегистрированных вынужденных переселенцев Ханты-мансийский автономный округ в 1997 году вышел на уровень 1995 года. Это, прежде всего, объясняется перенаселенностью этих территорий, финансовым и экономическим кризисом, дороговизной обустройства и рядом других причин[9].
Несовершенство законодательства в бывших республиках Союза ССР в области защиты прав и свобод граждан создают возможности проявления дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, все это способствует обострению проблемы вынужденной миграции на их территориях.
Функционирование Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса, развитие рыночных отношений создали условия для выхода области на международный рынок труда. На основе международных контрактов, договоров в область привлекаются значительные иностранные инвестиции, внедряются новые технологии, создается новые производства. Для выполнения строительных, монтажных и других работ область вынуждена привлекать иностранную рабочую силу. В 1997 году в области работало более 48 тысяч иностранных граждан, что составляет более 70% от всего Западно-Сибирского региона[24].
На общую миграционную ситуацию в области сказывается внутренняя социально-экономическая миграция. Перенаселенность районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий области, обострение ситуации трудозанятости местного населения требуют кардинальных мер по переселению десятков тысяч семей северян в места их первоначального проживания или в города и районы юга области. Наряду со строительством жилья необходимо создавать и соответствующую инфраструктуру. Выезд граждан Российской Федерации с территории области на постоянное проживание в страны дальнего зарубежья колеблется в пределах 1500-2000 человек в год. Данный поток эмигрантов не вызывает острой проблемы. По данным девяти месяцев текущего года из области выехало 1129 человек, из них: 75% - в Германию, 12% - в Израиль, 5% - в США, 2% - в Канаду и т.д.[12].
Решение миграционных проблем, включающих вопросы строительства, социального и медицинского обеспечения, финансирования, государственной безопасности, санитарно - эпидемиологического надзора, трудоустройства и правового регулирования будет осуществляться через сотрудничество областной и окружных миграционных служб с органами исполнительной власти области, автономных округов, общественных объединений, благотворительных фондов.
Основными направлениями и механизмами реализации Программы являются:
1. Разработка и принятие
Законов Тюменской области,
2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;
Информация о работе Миграционные процессы и проблемы их регулирования в Тюменской области