Миграционные процессы и проблемы их регулирования в Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ миграционных процессов и проблем их регулирования в Тюменской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определение сущности, структуры и функции миграции;
Анализ нормативно-правовой базы миграционных процессов;
Изучение особенностей миграционной политики современной России;
Анализ опыта зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов;
Характеристика миграционной политики в Тюменской области;
Анализ основных направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… .3-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ МИГРАЦИИ…… .6-26
Сущность, структура и функции миграции……………………………..6-15
Институциональные основы миграционной политики в регионах.......16-26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РБЕЖОМ…………....27-40
2.1. Особенности миграционной политики в современной России…………27-34
2.2. Опыт зарубежных стран в осуществлении регулирования миграционных процессов………………………………………………………… ..…………...35-40
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………….41-50
3.1. Характеристика миграционных процессов в Тюменской области…….41-45
3.2. Основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области……………………………………………………………..46-50
Заключение………………………………………………… …………………..51-52
Список литературы……………………………………………………………..53-55

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

     Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Например, в Европе после второй мировой войны в условиях разрухи и экономического кризиса были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

3.1. Характеристика миграционных процессов в Тюменской области.

 

     Географическое положение Тюменской области таково, что через ее территорию проходят миграционные потоки иностранных граждан, переселенцев и трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии в Россию и Западную Европу. Нынешняя экономическая ситуация в регионе, развитые межнациональные отношения делают Тюменскую область привлекательной для мигрантов.

     Миграция является важной составляющей демографического процесса на Юге Тюменской области, за ее счет активно пополняется трудоспособная часть населения.

     В поселенческом плане картина такова: в городах наблюдается миграционная убыль, а для сельских поселений характерен положительный миграционный прирост, достигнутый благодаря меньшей убыли внутреннего миграционного движения. Это способствует сохранению стабильной численности населения в сельской местности Юга Тюменской области.

     Снижение иммиграции в Тюменскую область объясняется нормализацией общественно-политической обстановки на постсоветском пространстве и формированием относительно стабильной русской диаспоры в ряде новых независимых государств, затянувшимся решением вопросов обустройства мигрантов.

     Наиболее высокой миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста, их удельный вес среди всех мигрантов, прибывших в область, составляет 73,5%. В основном это высококвалифицированные специалисты, имеющие соответствующий образовательный уровень и способные принести пользу экономике области. Доля вынужденной миграции от общего потока мигрантов из стран СНГ и Балтии в Тюменской области составляет 8,3%.

     Мигранты предпочитают для проживания города области: Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, в сельской местности поселилось 38% прибывших. Причины их прибытия на новое место жительство остаются такими же, что и причины, по которым население убывает из области: личного и семейного характера, в связи с поиском работы и приездом на учебу, возвращением на прежнее место жительства.

     Миграционный приток в область желателен, важно только, чтобы миграционные процессы в Тюменской области являлись позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности области. Отсюда задача вывести из тени нелегальный импорт иностранной рабочей силы, расширить возможности государства эффективно управлять этим важным с социально-экономической точки зрения процессом.

     Наибольшую группу составляют мигранты в трудоспособном возрасте, как мужчины, так и женщины. Высокий потенциал трудовых ресурсов содержится и в группе "моложе трудоспособного" возраста.

     С 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому введены в действие миграционные карты. В настоящее время проведены необходимые организационные мероприятия и миграционные карты выдаются иностранным гражданам, производится их сбор и первоначальная обработка[3].   ГУВД Тюменской области приступило к созданию компьютерной базы данных прибытия и убытия в Российскую Федерацию иностранных граждан. С введением миграционной карты стало возможным контролировать передвижение иностранных граждан на территории РФ, а также соответствие заявленной при пересечении государственной границы цели пребывания реальным намерениям иностранного гражданина.

     Иностранные граждане, нарушившие законодательство о порядке регистрации в Российской Федерации и о порядке осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации и пытающиеся выехать за пределы России через пункты перехода государственной границы, расположенные на территории Тюменской области, должны привлекаться к административной ответственности.

     Позитивное воздействие миграционных процессов заключается в том, что миграция имеет своей целью смягчить демографический кризис и компенсировать естественную убыль населения Тюменской области; негативное воздействие, напротив, заключается в стремительном нарастании потоков незаконной миграции (в том числе трудовой), в результате возникает неконтролируемый рынок товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной обстановки [14].

 

Тюменская область

2005

2006

2007

2008

2009

прибыло

73427

79805

89437

85326

76027

выбыло

72786

76911

79330

80141

67488

Миграционный прирост, убыль

641

2894

10107

5185

8539

УРФО

         

прибыло

215765

225929

241079

223689

192296

выбыло

211402

218101

221891

207806

176350

Миграционный прирост, убыль

4363

7828

19188

15883

15946

РФ

         

прибыло

2088639

2122071

2284936

2215945

1987598

выбыло

1981207

1989752

2044993

1973839

1740149

Миграционный прирост, убыль

107432

132319

239493

242106

247449


 

Таблица 3.1

Сравнительный анализ миграции Тюменской области в динамике с показателями по УРФО и РФ [28].

 

     По данным таблицы можно сделать вывод, что в целом по России за пять лет прослеживается миграционный прирост, причем с каждым годом он увеличивается. По УРФО также прослеживается миграционный прирост, однако в 2008 году миграционный прирост сократился по сравнению с предыдущим годом на 3305 человек, но в 2009 году он имеет тенденцию роста. В Тюменской области ситуация схожа с УРФО. В 2008 году миграционный прирост сократился по сравнению с предыдущим годом на 4922 человека. Также по вышеприведенным цифрам можно сказать, что Тюменская область является более привлекательной для мигрантов в УРФО, она занимает почти 1/3 часть всей миграции по УРФО.

     В основном потоки мигрантов идут в нашу область из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, других стран бывшего Советского Союза. Кроме того, из стран визового порядка: Турции, КНДР, Германии и др. К примеру, компания «Шлюмберже» приглашает к себе на работу специалистов со всего мира [18].

     Высокий миграционный прирост наблюдается только в Центральном Федеральном Округе. На протяжении пяти лет он достиг самого высокого пика в 2008 году и составил 174403 человека. Миграционная убыль наблюдается в Сибирском и Дальневосточном Федеральных Округах. Однако в Сибирском Федеральном Округе с 2008 года прослеживается миграционный прирост. Таким образом, два округа образуют миграционные полюса - Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает.

     Нынешняя экономическая ситуация в регионе, развитые межнациональные отношения делают Тюменскую область привлекательной для мигрантов. В период 2005-2009 гг. в Тюменской области наблюдался миграционный прирост, как и в целом по УРФО и России. Миграция является важной составляющей демографического процесса на Юге Тюменской области, за ее счет активно пополняется трудоспособная часть населения.

     Миграционный приток в область желателен, важно только, чтобы миграционные процессы в Тюменской области являлись позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные направления регулирования миграционных процессов в Тюменской области.

 

     Население Тюменской области примерно составляет 3373 тыс. человек. Тюменская область относится к числу регионов России с наиболее многонациональным составом населения, здесь проживают представители 125 национальностей, в том числе 26 малочисленных народов Севера.

     Население Тюменской области за 2008 год увеличилось на 8 тысяч человек.

Миграционная программа  Тюменской области на 1998 - 2000 годы была разработана в соответствии с Федеральной миграционной программой, утвержденной постановлением Правительства  РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414, и с учетом складывающихся миграционных процессов  и социально-экономической ситуации в области. Миграционная программа основана на Законах Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", Указах Президента Российской Федерации "О мерах по введению иммиграционного контроля" и "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" от 16.12.93 № 2145, 2146, определивших основы правового регулирования вынужденной миграции, меры по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции, а также новые подходы по предоставлению иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в России[4].

     Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий, стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории области.

Основными задачами государственной  миграционной политики являются:

  1. защита прав и интересов мигрантов;
  2. развитие системы иммиграционного контроля;
  3. соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;
  4. регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в области;
  5. создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

     Анализ динамики миграционных потоков в области за последние годы свидетельствует об усиливающихся миграционных процессах:

Так за 1997 год численность  зарегистрированных вынужденных переселенцев в целом по области составила 4240 человек, что больше уровня всех предыдущих лет, начиная с 1993 года, в  том числе: 1995 года - на 7 %, 1996 года - на 41 %. Внешняя миграция явилась следствием роста численности населения  области за 1997 год. По Ямало-Ненецкому  автономному округу просматривается  тенденция к снижению потока мигрантов. По количеству зарегистрированных вынужденных  переселенцев Ханты-мансийский автономный округ в 1997 году вышел на уровень 1995 года. Это, прежде всего, объясняется  перенаселенностью этих территорий, финансовым и экономическим кризисом, дороговизной обустройства и рядом других причин[9].

     Несовершенство законодательства в бывших республиках Союза ССР в области защиты прав и свобод граждан создают возможности проявления дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, все это способствует обострению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

     Функционирование Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса, развитие рыночных отношений создали условия для выхода области на международный рынок труда. На основе международных контрактов, договоров в область привлекаются значительные иностранные инвестиции, внедряются новые технологии, создается новые производства. Для выполнения строительных, монтажных и других работ область вынуждена привлекать иностранную рабочую силу. В 1997 году в области работало более 48 тысяч иностранных граждан, что составляет более 70% от всего Западно-Сибирского региона[24].

     На общую миграционную ситуацию в области сказывается внутренняя социально-экономическая миграция. Перенаселенность районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий области, обострение ситуации трудозанятости местного населения требуют кардинальных мер по переселению десятков тысяч семей северян в места их первоначального проживания или в города и районы юга области. Наряду со строительством жилья необходимо создавать и соответствующую инфраструктуру. Выезд граждан Российской Федерации с территории области на постоянное проживание в страны дальнего зарубежья колеблется в пределах 1500-2000 человек в год. Данный поток эмигрантов не вызывает острой проблемы. По данным девяти месяцев текущего года из области выехало 1129 человек, из них: 75% - в Германию, 12% - в Израиль, 5% - в США, 2% - в Канаду и т.д.[12].

     Решение миграционных проблем, включающих вопросы строительства, социального и медицинского обеспечения, финансирования, государственной безопасности, санитарно - эпидемиологического надзора, трудоустройства и правового регулирования будет осуществляться через сотрудничество областной и окружных миграционных служб с органами исполнительной власти области, автономных округов, общественных объединений, благотворительных фондов.

     Основными направлениями и механизмами реализации Программы являются:

1. Разработка и принятие  Законов Тюменской области, определяющих  правовое положение иностранных  граждан на территории области,  порядок привлечения и использования  иностранной рабочей силы, механизм  депортации;

2. Защита прав мигрантов  в соответствии с действующим  законодательством и нормами  международного права;

Информация о работе Миграционные процессы и проблемы их регулирования в Тюменской области