Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа
В наше время изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи и тесно взаимосвязано с различными аспектами рассмотрения общества и культуры под различным углом зрения. Тенденции исследования отразились на формировании основных подходов в понимании данной проблематики. Причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Введение……………………………………………………….…………….3
Глава 1. Молодежь и молодежные субкультуры…………………………4
Молодёжь как социально-психологическая группа…….………….4
Субкультура и причины возникновения молодежной
субкультуры6
1.3 Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи 7
Глава 2 Современные молодежные субкультуры 11
2.1. Подростковые субкультуры 11
Глава 3 Молодежные организации и молодежные проблемы 19
3.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок 19
Глава 4 Особенности психологии неформальности 25
Глава 5 Молодежная политика и молодежные проблемы… …… 27
3.1 Молодежная политика 27
3.2 Молодежные проблемы 27
Глава 6 Функции молодежной организации 29
Заключение…………………………………………………………..……. 30
Список использованных источников ………………………….……… 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра социальной работы |
|||||||||||||||
Смирнов Степан Андреевич |
|||||||||||||||
Институт |
педагогики, психологии и социальной работы |
курс |
2 |
группа |
|||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА |
|||||||||||||||
По дисциплине |
|||||||||||||||
На тему |
Молодежь и молодежная |
||||||||||||||
Работа допущена к защите |
(подпись руководителя) |
(дата) |
|||||||||||||
Признать, что работа выполнена и защищена с оценкой |
|||||||||||||||
Руководитель |
|||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(и.,о., фамилия) |
|||||||||||||
Архангельск 2013 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Молодежь и молодежные субкультуры…………………………4
субкультуры6
1.3 Нравственные
убеждения, идеалы, самосознание и чувство
взрослости как основные новообразования
молодежи
Глава 2
Современные молодежные субкультуры
2.1. Подростковые
субкультуры
Глава 3 Молодежные организации и молодежные проблемы 19
3.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок 19
Глава 4
Особенности психологии неформальности
Глава 5 Молодежная политика и молодежные проблемы… …… 27
3.1 Молодежная политика
3.2 Молодежные проблемы
Глава 6 Функции молодежной
организации
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ………………………….……… 31
ВВЕДЕНИЕ
В наше время изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи и тесно взаимосвязано с различными аспектами рассмотрения общества и культуры под различным углом зрения. Тенденции исследования отразились на формировании основных подходов в понимании данной проблематики.
Причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
К сожалению, для нашей страны в
современной ситуации наиболее актуальным
становится последнее. Отмечается, что
осуществление социального
Одним из возможных аспектов этого "негативного влияния" является наркотизация молодежи в субкультурах.
Однако, современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральный характер. Западное общество, "разрешает" выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей функции молодежной субкультуры. Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира.
В современных исследованиях особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, но через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ экспериментирования [8]. Таким образом, эксперименты и игры "молодых", очевидно, несут в себе опасность для их физического и духовного здоровья.
3
Глава 1 Молодежь и молодежные субкультуры
1.1 Молодёжь как социально-психологическая группа
Впервые молодёжь, как социально-психологическую группу стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы.
Постепенно, в 70-е годы сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году.
Как часть общества - молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история.
Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование- это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и
черт: стремление к идентификации и обособление, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности.
4
Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости.Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения.
Жизнь ставит молодого
человека перед необходимостью
принятия ряда важнейших решений
в условиях дефицита жизненного
опыта. Выбор профессии, выбор спутника
жизни, выбор друзей - вот далеко
не полный перечень проблем, то или
иное решение которых в значительной
степени формирует образ
5
Субкультуры могут в своей основе
содержать различные интересы: от
музыкальных стилей и направлений
искусства до политических убеждений
и сексуальных предпочтений. Какая-то
часть молодёжных субкультур произошла
от различных сообществ
Субкультуры вырабатывают единый стиль одежды, свой язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов.
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер.
В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и бегство от реальности, что является одной из фаз самоопределения.
Субкультуры не являются глубоко укоренены,
в общем, социально-культурном контексте.
Вступая в юношеский возраст,
молодой человек отстраняется от
семьи, ищет новую компанию, которая
позволяет ему проходить
Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом.
Участие в субкультуре - это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них.
Участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Молодой человек ищет свой статус в своей
6
субкультуре и пытается достигнуть признания.
Молодежные субкультуры
С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых.
Но не все субкультуры уделяют особенное внимание внешнему виду. Очень многие молодежные течения нашего времени акцентируют внимание на политических или моральных убеждениях и ценностях.