Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа
В наше время изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи и тесно взаимосвязано с различными аспектами рассмотрения общества и культуры под различным углом зрения. Тенденции исследования отразились на формировании основных подходов в понимании данной проблематики. Причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Введение……………………………………………………….…………….3
Глава 1. Молодежь и молодежные субкультуры…………………………4
Молодёжь как социально-психологическая группа…….………….4
Субкультура и причины возникновения молодежной
субкультуры6
1.3 Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи 7
Глава 2 Современные молодежные субкультуры 11
2.1. Подростковые субкультуры 11
Глава 3 Молодежные организации и молодежные проблемы 19
3.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок 19
Глава 4 Особенности психологии неформальности 25
Глава 5 Молодежная политика и молодежные проблемы… …… 27
3.1 Молодежная политика 27
3.2 Молодежные проблемы 27
Глава 6 Функции молодежной организации 29
Заключение…………………………………………………………..……. 30
Список использованных источников ………………………….……… 31
13
Поэтому одним из стратегических направлений профилактики наркоманий и формирования представлений о здоровом образе жизни является, на мой взгляд, изменение представлений о подростковом возрасте, основанных не на поведенческих описаниях, а на глубоком анализе психологии их субъективности и отказ от идеи тотальной кризисности подросткового возраста[8].
2.1.1 Неформалы
Неформалы– расплывчатый термин, обозначающий весьма расплывчатую субкультуру.
Основной объединяющий фактор "неформалов" – демонстративный пассивный протест против мира взрослых и пристрастие к рок-музыке,отрицание неинтеллектуальной подростковой массовой культуры, которая сегодня доминирует. Внешний вид – обычно джинсы, обычно – длинные волосы, преобладание черных тонов в одежде.Образ жизни – обычно проводят время без определенной цели, в поверхностном общении на нейтральных. Например, в подземных переходах, в парках, в квартирах. Вместе ходят на концерты. Вместе слушают "свою" музыку, обмениваются записями, плакатами. Самые активные пытаются вместе играть рок-музыку. Изредка устраивают совместную "творческую" активность – изучение и повторение каких-либо ритуалов, театрализованные игры для внутреннего пользования, коллективная литературная деятельность и т.д. Вместе боятся "гопников".
Наркотики в их среде потребляются часто и в больших количествах, они играют важную, часто ключевую роль в общении. Основными наркотиками являются алкоголь, табак, конопля. Другие наркотики редки. Цель употребления – преодоление подростковых комплексов в общении; демонстрация асоциального поведения как формы протеста; демонстрация своей необычности; объединение группы вокруг ритуала.
2.1.2 Гопники
Гопники - дворовая и наиболее многочисленная субкультура. Основным объединяющим фактором выделяющим эту субкультуру из основной массы подростков и молодежи – ориентация на систему ценностей взрослой криминальной субкультуры, культ силы, землячества, взаимовыручки и взаимозависимости.
14
Это "кузница кадров" для уголовного мира. В остальном –внешний вид, музыкальные вкусы, стиль жизни и т.д., – почти не отличаются от обычных ребят. Чуть больше накачаны, чуть короче стрижены, чуть более агрессивны на своей территории, чуть более дисциплинированы внутри своей компании.
Образ жизни – тусуются в своих микрорайонах, ходят в местные дискотеки. Иногда нападают на "неформалов" и просто на неместных молодых людей. Участвуют в мелком бизнесе, как легальном, так и нелегальном.
Наркотики играют очень важную роль
в общении. Как правило, представителям
этой субкультуры свойственна
В отдельных случаях, в группах действует принудительный контроль за потреблением наркотиков с целью повышения боеспособности группы.
2.1.3Рэперы.
По своему происхождению эта хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афроамериканский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кун-фу.
При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая
15
агрессивность разборок между уличными
бандами, отрицательная энергия
противостояния реализовалась в
другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом,
была отвлечена от наркотиков и алкоголя,
поскольку занятие брейком
Брейк-данс — вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова .
Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой.
Граффити— вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.
2.1.4Рейверы
Рейверы - субкультура тусовщиков и представляет собой бесконечные ночные вечеринки, на которых выступают популярнейшие ди-джеи, а из динамиков издается электронная танцевальная музыка. Молодые люди, которым пришлись по душе такие развлечения и стали основоположниками этого движения.
Источником молодежных приоритетов является танцевальная музыка, а образ их жизни берет свое начало у кумиров – музыкантов. По сути, их беззаботная жизнь сплошная тусовка, с множеством удовольствий и приятным времяпрепровождением. Основные наркотики – нелегальные синтетически амфетамин, экстази, LSD,а также алкоголь (в основном пиво и слабоалкогольные коктейли), конопля.
2.1.5Скинхеды
Основной объединяющий фактор молодежи данной субкультуры – пристрастие к насилию; обычно декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма. В целом повторяют пассивный и бесцельный образ жизни других субкультур, но очень большое значение уделяют агрессивным актам, нападениям, угрозам по отношению ко всем иначе выглядящим и иначе себя ведущим. К счастью, немногочисленны, но представляют потенциальную опасность для атмосферы в молодежной среде.
16
Особенностью скинхедов является тот факт, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни с целью увеличения физической силы и боеспособности.
Готы - характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд нажизнь».
Эталонному образу гота присущи
замкнутость, меланхолия, повышенная ранимость,
мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие
стереотипов поведения и
Готическая субкультура,
как и любая активная субкультура
характеризуется наличием клубов, пабов,
регулярных концертов готических групп,
готических магазинов, условленными местами
сбора в заброшенных зданиях,
на кладбищах. Соответственно, если какой-то
человек начинает посещать эти мероприятия
его начинают считать частью готической
«тусовки» иавтоматически— «
Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению, проявляющееся в работе над собственным внешним видом, взанятиях искусством. Также, большинство готов воспринимает смерть как фетиш.
Это- субкультура, под влиянием западной поп-культуры, появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики.
Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию, пропагандирует самоубийство.
Выражение эмоций — главное правило для эмо. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение.
Зачастую эмо — ранимый и депре
Рокеры – воплощение практичности и необходимости. Кожаные кутки, украшенные булавками, нашивками и заклепками и кожаные кепки – основные составляющие имиджа рокера.
В своем большинстве рокеры ездят на мотоциклах. Но в молодежной субкультуре рокеров остается неизменным и негативная сторона – злоупотребление
17
сигаретами, алкоголем и наркотиками. Примечательно что, именно в этой среде пропагандируется отход от несовершенного мира.
В идеале рокер способен самостоятельно изгалагать мысли и делать соответствующие выводы, а затем переносить их тексты для будущих песен.
Изучение разнообразных
18
Глава 3. Молодежные организации и молодежные проблемы
3.1. Типы и виды неформальных молодёжных группировок
Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы – это те,
кто выбивается из формализованных
структур нашей жизни. Не вписываются
в привычные правила поведения.
Стремятся жить в соответствии со
своими собственными, а не чужими,
навязываемыми извне
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее.
Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения[8].
Музыкальные неформальные молодёжные организации.
Главная цель таких молодёжных
организаций – прослушивание, изучение
и распространение любимой
19
Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространённым группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей [4].
Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ.break-dance - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает “изломанный танец” или “танец на мостовой”.Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
Неформальные организации в спорте.
Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты.
Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной.
Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и
20
случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.[8].