Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа
В наше время изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи и тесно взаимосвязано с различными аспектами рассмотрения общества и культуры под различным углом зрения. Тенденции исследования отразились на формировании основных подходов в понимании данной проблематики. Причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Введение……………………………………………………….…………….3
Глава 1. Молодежь и молодежные субкультуры…………………………4
Молодёжь как социально-психологическая группа…….………….4
Субкультура и причины возникновения молодежной
субкультуры6
1.3 Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи 7
Глава 2 Современные молодежные субкультуры 11
2.1. Подростковые субкультуры 11
Глава 3 Молодежные организации и молодежные проблемы 19
3.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок 19
Глава 4 Особенности психологии неформальности 25
Глава 5 Молодежная политика и молодежные проблемы… …… 27
3.1 Молодежная политика 27
3.2 Молодежные проблемы 27
Глава 6 Функции молодежной организации 29
Заключение…………………………………………………………..……. 30
Список использованных источников ………………………….……… 31
Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.
Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.
Философствующие неформальные организации.
Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поляны навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной
21
жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».
Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация - чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.
Политические неформальные организации.
В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты, панки и другие. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.
Панки – относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки-преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы. Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе».
Борясь с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правила,
22
носят абстрактно – лозунговый характер.
В целом панков отличают
низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной
работе. В значительной степени социальный
паразитизм, поверхностная начитанность
при весьма высоком самомнении,
особенно в отношении собственных
творческих способностей. Выступая против
бюрократизма, черствости и расчетливости,
они стремятся к
Неофашисты (скинхеды). В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу – фашизм, названный историей «коричневой чумой»1.
Случившееся в 30-40-е годы
настолько чудовищно и
Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты. «Скинхеды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.
К 1972 г. мода на «скинхедов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхедами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхедов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!»
С 70-х годов осталась неизменной униформа скинхедов: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”).
Практически во всех странах мира скинхеды предпочитают заброшенныеместа. Там они встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку.
Об основах учения скинхедов говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:Россия – для русских! Москва – для москвичей!Adolph Hitler. Mein Kampf.
У скинхедов есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший», имеющие отличное образование. «Низший» - это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен. Несколько иначе обстоит дело с «высшим» эшелоном, которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Ихсредний возраст от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации.
24
Глава 3. Особенности психологии неформальности
Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.
Второе слагаемое психологии неформальности – зарождение и поддержание. Он начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.
Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много.
Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.
25
Психология неформальности
по природе своей носит двойственный,
активно-реактивный характер. С
одной стороны, это
во многом естественный выплеск
энергии молодости. С другой стороны,
мы сами же часто провоцируем
на то, чтобы эта энергия направлялась
в не лучшую сторону. Запрещая даже
то, что полезно и выгодно
Еще одна особенность – завышение притязания.Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения [10].
26
Глава 5Молодежная политика и молодежные проблемы.
5.1 Молодежная политика
Молодежная политика – это приоритетная часть социальной политики, постоянно развивающееся явление, которая находится в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах.
Она охватывает все стороны жизнедеятельности молодежи, нов отличие от социальной политики, сводится не только к поддержки молодежи, а предполагает активное участие молодежи в жизни общества, что позволяет рассматривать молодежную политику как стратегическое развитие и ресурсы общества, национальной безопасности страны, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.
Молодежная политика является важным фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Она является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для социализации и самореализации молодежи. Реализация государственной молодежной политики обеспечивает социально-экономическое и культурное развитие, конкурентоспособность и укрепление национальной безопасности страны.
Молодежные проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.
Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток.
Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.
Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Они не понимают, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг [1].
Как бы ни были миролюбивы «хиппи» и «панки», их движение несет в себе пропаганду «травки».
27
Курение «косячков» считается обязательным атрибутом субкультуры.
То же относится и ко многим другим музыкальным субкультурам.
Субкультура байкеров очень опасна
для жизни, не считая постоянных затрат
на мотоциклы и специальную
В молодежной субкультуре рокеров негативная сторона – так же злоупотребление сигаретами, алкоголем и наркотиками. Именно в этой среде пропагандируется отход от несовершенного мира.
Но опаснее всего секты. Например, секта сатанистов.
Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах.
28
Глава 6Функции молодёжных организаций
Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.