Молодежь и молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

В наше время изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи и тесно взаимосвязано с различными аспектами рассмотрения общества и культуры под различным углом зрения. Тенденции исследования отразились на формировании основных подходов в понимании данной проблематики. Причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….3
Глава 1. Молодежь и молодежные субкультуры…………………………4
Молодёжь как социально-психологическая группа…….………….4
Субкультура и причины возникновения молодежной
субкультуры6
1.3 Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи 7
Глава 2 Современные молодежные субкультуры 11
2.1. Подростковые субкультуры 11
Глава 3 Молодежные организации и молодежные проблемы 19
3.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок 19
Глава 4 Особенности психологии неформальности 25
Глава 5 Молодежная политика и молодежные проблемы… …… 27
3.1 Молодежная политика 27
3.2 Молодежные проблемы 27
Глава 6 Функции молодежной организации 29
Заключение…………………………………………………………..……. 30
Список использованных источников ………………………….……… 31

Файлы: 1 файл

Ант.курсовая.docx

— 79.70 Кб (Скачать файл)

Нужно учитывать, что субкультуры  часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения.

1.3 Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи

Характерные  черты  молодёжи – стремление   ко   всему   новому, необычному,  интерес  к  технике,  желание  быть  «на  ровной  ноге»  с взрослыми, стремление к активной деятельности.  Именно  в  подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным,  уже сложившимся у  подростка. Это касается почти всех  сторон  его  жизни  и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, –  в  подростковом  возрасте  начинается  систематическое усвоение основ  наук.  Это требует изменения  привычных  форм  работы  и перестройки  мышления, новой организации внимания, приёмов  запоминания. Изменяется и  отношение  к  окружающему:  подросток  уже  не  ребёнок  и требует  иного к себе отношения.

Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет – это  возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении. В этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного

7

отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать  и  в будущем.

Нравственные убеждения  подростка  складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут  быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под  влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных  поступков.

В тесной связи с формированием  нравственных убеждений молодых  людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка   младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.

С возрастом  у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов  близких людей к  образам лиц, с которыми он непосредственно  не общается. Старшие подростки  начинают предъявлять  более  высокие  требования  к своему идеалу. В  связи с этим они начинают осознавать, что  окружающие, даже  очень  любимые  и  уважаемые  ими,  в  большинстве  своем   самые обыкновенные  люди,  хорошие  и  достойные  уважения,  но  не  являются идеальным  воплощением человеческой личности. Поэтому   в  13-14  летнем возрасте особенное развитие  приобретают  поиски  идеала  за  пределами  близких родственных отношений.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности  наступает  такой  момент,  когда  объектом  познания   становится   человек,   его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на  познание  и  оценку  морально-психологических  качеств  окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям  у  подростков  начинают формироваться  и развиваться самосознание,  потребность  в  осознании  и  оценке своих личностных качеств.

Формирование самосознания – один из важнейших моментов  в  развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания  накладывает отпечаток на всю  психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой

8

деятельности, на формирование его отношения к действительности.

Потребность самосознания  возникает  из  потребностей жизни  и деятельности.  Под  влиянием  растущих  требований  со  стороны  окружающих у подростка возникает  потребность оценить свои  возможности, осознать, какие же особенности  его  личности  помогают  им,  наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых  ему требований.

Большую роль  в  развитии  самосознания  молодого  человека  играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются подростку  в процессе его деятельности,  развитие  его  самосознания,  общий  рост сознательного отношения  к  действительности  приводит  к  качественно новому этапу в  его развитии.  У  подростка  появляется  и  приобретает довольно заметное значение стремление  к  самовоспитанию  –  стремление сознательно  воздействовать  на  себя, формировать   такие   качества личности, которые  он рассматривает как положительные, и преодолевать  у себя отрицательные  черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются  черты характера.  Одной  из  наиболее  характерных  особенностей   подростка, связанные  с ростом его самосознания, является стремление показать  свою «взрослость». Молодой  человек  отстаивает  свои  взгляды  и  суждения, добиваясь  того, чтобы взрослые считались с  его  мнением.  Он   считает  себя достаточно взрослым, хочет иметь  одинаковые с ними права.

Переоценивая возможность  своих возрастных  способностей,  подростки приходят к убеждению, что они  ничем не отличаются от  взрослых  людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и  известной  «независимости», отсюда – болезненное  самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых,  недооценивающих  их  права  и  интересы. Следует   отметить характерную  для  подросткового возрастаповышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенность  характера, сравнительно частые, быстрые  и резкие смены настроения.

Значительное развитие  в подростковом возрасте приобретают  волевые черты характера.  Под  влиянием  повышенных  требований,  предъявляемых подростку,  у  него  развивается  способность  длительно   преследовать сознательно  поставленные

цели,  уметь  преодолевать   препятствия   и трудности на этом пути.

9

Анализируя всё выше сказанное  можно обобщить и выявить следующие  возрастные особенности характерные  для  подросткового периода:

  1. Потребность в энергетической разрядке;
  2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;
  3. Отсутствие эмоциональной адаптации;
  4. Подверженность эмоциональному заражению;
  5. Критичность;
  6. Бескомпромиссность;
  7. Потребность в автономии;
  8. Отвращение к опеке;
  9. Значимость независимости как таковой;
  10. Резкие колебания характера и уровня самооценки;
  11. Интерес к качествам личности;
  12. Потребность быть;
  13. Потребность что-то значить;
  14. Потребность в популярности;
  15. Гипертрофия потребности в информации

У подростков появляется желание  изучать свое «Я»,  понять,  на  что они способны. В этот период они стремятся себя  утвердить,  особенно  в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью  и  обращаются  к  ней.  Но  зато  возрастает  роль  и  значение референтных  групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие  поддержки  среди  взрослых,  стараются найти  идеал  или  образец  для  подражания.  Зачастую  таким  образцом становится или некий собирательный  образ,  или  старший  товарищ,  или взрослый, которого устраивает роль «учителя». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Глава 2 Современные молодежные субкультуры

2.1 Подростковые субкультуры

Молодежные  субкультуры – феномен городской  культуры западного типа. В нем  отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики  и моды.

Основной  фактор, привлекающий молодежь в субкультуры  – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения  мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей  приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в  них и в основном объединяются по внешним характеристикам –  одежда, прически, музыка, места общения  и т.д.

Распространение наркотических средств и рост наркоманий являются одной из существенных составляющих в динамике криминогенной  обстановки, во многом связанной с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. За последние несколько лет, существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией к либерализации. Наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности. Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта. В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры.

Следует отметить, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных  веществ находятся в явной  положительной связи. Новый, модный наркотик находит пользователей  не только среди лиц, имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в  начале дозы экспериментирования. Одним  из атрибутов нового, модного наркотика  обычно является его "безопасность", способность особым, необычным образом изменять сознание. Все это делает наркотик особенно привлекательным для групп подростков

11

в периоде  экспериментирования.

Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом  базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые - молодые", но, прежде всего по признаку "современные - несовременные". Иначе говоря, одним из основных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентаций, традиций, поведенческих стереотипов является особая укорененность в настоящем. Современность переживается подростком с психологической точки зрения принципиально иначе, чем взрослым. Тенденции настоящего молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. Взрослый же, с позиции своего опыта придерживается более относительного взгляда и более взвешенных оценок. В этой связи, в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что знание о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения.

Еще одной особенностью подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. Сам по себе этот факт известен давно и хорошо описан в рамках психотерапии. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь, все богаче и разнообразнее по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических мероприятиях, обращенных к подростку, указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают своей цели. Этим указаниям, абсолютно справедливым, должны предшествовать расширение представлений о содержательной стороне жизни. Именно на это направлена стратегия позитивной профилактики, т.е. не система запретов и запугиваний, а формирование представлений о широких альтернативных возможностях.

В структуре  представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может  быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время  в сознании подростка противостоит чему-то планируемому

12

и организованному. Ценность свободного времени в его  спонтанной направленности.

Это противоречит весьма расхожему мнению, о том, что  подростки испытывают трудности  в самостоятельной организации  свободного времени.

Подростковая  субкультура не является чем-то изолированным  по отношению к культуре вообще и  обществу в частности. Изменения, происходящие в обществе активно ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. В отечественной педагогике и психологии это понятие стало активно обсуждаться в середине 60х годов. Через короткое время литература и кинематограф стали интенсивно эксплуатировать образ трудного подростка. Постепенно список характеристик типичных для кризисного возраста, увеличивался от скромных указаний на эмоциональную лабильность и временного снижения интереса к учебной деятельности до сексуальных эксцессов, агрессивности, побегов из дома и т.д. При этом внутренняя сторона, сама субъективная жизнь человека в подростковом возрасте оставалась вне сферы внимания. Наиболее глубокие работы в этой области И.С.Кона, выполненные в начале 70х годов, остались попросту невостребованными[3]. Но главное состоит в том, что подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее.

Беспроблемный подросток стал выглядеть как  странное исключение.

Подростковая  субкультура очень быстро ассимилировала образ трудного подростка и начала его активно расширять и обогащать. Теперь уже педагогика и психология шли сзади и только фиксировали "новообразования".

Миф о  трудном подростке, который мы сами создали, воплотился и начал существовать независимо от учебников психологии. В культурах, в содержании которых  нет представлений о трудных  подростках, отсутствуют и сами трудные подростки, за редкими исключениями.

В современной  подростковой субкультуре представления  о кризисе возрасте являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть беспроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики по своей сути есть новый атрибут подростковой проблемности оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре.

Информация о работе Молодежь и молодежная субкультура