Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:15, реферат
Наблюдательность - это способность человека, проявляющая в умении подмечать существенные, характерные (в том числе и мало заметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности. Наблюдательность зависит и от природных особенностей человека, влияющих на развитость его внимания.
Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека.
Введение……………….………………………………….………………….3
Наблюдение………………………………..…….……………………4
Виды наблюдения……………….……….…..……………………….8
Наблюдательность и её взаимосвязь с наблюдением...…..………10
Ошибки наблюдения. Пути повышения точности
статистического наблюдения………………………………………...13
Заключение……………………………………………………...…………..14
Список литературы………………………………………………...……….15
Содержание
Введение……………….………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Введение
Психологи все чаще обращаются к наблюдению как способу познания психики людей. Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.
Наблюдение используется как один из этапов при разработке других методов и при объяснении данных, полученных с помощью эксперимента, тестов или анкет, выполняет различные функции в практической работе психологов.
Наблюдение является основой для развития наблюдательности, но в то же время без развития в себе этого качества, т.е. наблюдательности невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности.
Наблюдательность - это способность человека, проявляющая в умении подмечать существенные, характерные (в том числе и мало заметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности. Наблюдательность зависит и от природных особенностей человека, влияющих на развитость его внимания.
Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека.
Наблюдение - это старейший метод психологической диагностики, с его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.
Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности и поведении человека при минимальном вмешательстве со стороны психолога. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений, и при этом быть целенаправленным.
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятсяхарактеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний имногого другого. (горбатов)
Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
К психологическому наблюдению как научному методу предъявляются следующие требования:
1) целенаправленность,
2) избирательность,
3) плановость,
4) системность,
5) организованность,
6) фиксируемость,
7) адекватность,
8) полнота.
Наличие осознанной цели создает соответствующую установку на объект и предмет наблюдения. Наблюдатель уже знает, что он должен заметить в той или иной ситуации. Именно на этих фактах и явлениях он сосредоточивает свое внимание, подмечая их даже в тех случаях, когда они не явны, малозаметны, замаскированы другими событиями.
В психологических наблюдениях наиболее типичны следующие цели:
• изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению);
• изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление результатов наблюдения данных конкретных лиц с известными признаками;
• изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;
• изучение особенностей поведения, деятельности и общения людей, имеющих различные психические характеристики.
Целенаправленность
Планомерность же, обеспечивает необходимую полноту знаний о предмете наблюдения.
Планомерность предполагает и системность наблюдения, т. е. такое восприятие предмета, которое может дать целостное представление о нем. А это уже позволяет избежать существенных пробелов в знаниях об объекте и предмете исследования. Планомерность и системность вносят в наблюдение элемент единообразия установок и условий восприятия.
Целенаправленность и вытекающие из нее планомерность и системность наблюдения оформляются в конечном итоге в его организованность. Под организованностью понимается определенная упорядоченность действий наблюдателя, повышающая рациональность и эффективность восприятия и регистрации наблюдаемого явления. Сознательно организованное наблюдение представляет собой специальную процедуру по получению знаний о предмете исследования.
Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо попрошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности.
Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Классификация наблюдений проводится по разным основаниям.
По степени формализованности наблюдение может быть
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
По характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:
В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:
Относительно времени исследования различают наблюдение:
~ Периодическое наблюдение проводится
через относительно равные промежутки времени,
~ Единовременное наблюдение – по мере
необходимости. По характеру восприятия
различают:
По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
По степени стандартизированности процедур выделяют:
Изучая людей, в процессе наблюдения, исследователь может наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия).
При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.
Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюденияи никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей,теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не велнаблюдений в строгом значении слова.
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Информация о работе Наблюдательность и её взаимосвязь с наблюдением