Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа
Вплоть до первых десятилетий ХХ века наука так и не стала социальной проблемой, а потому не превратилась в устойчивый предмет комплексного изучения. До первой мировой войны наука выступа¬ла как сокровищница знаний для тех¬нического прогресса, а социология знания этого периода занималась, прежде всего, ролью и характером непосредственного воздействия научно¬го знания на духовную сферу деятельности общества (идеологию, политику и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА........................................................................5
1.1. Понятие науки как социального института......................................5
1.2. Формирование науки как социального института...........................8
1.3. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации...................................................................12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НАУКИ..................................................................................................................20
2.1. Контент-анализ СМИ по вопросам состояния российского института науки...........................................................................................20
2.2. Результаты контент-анализа СМИ по вопросам состояния российского института науки.....................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ
И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО
ИНСТИТУТА.....................
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НАУКИ...
2.1. Контент-анализ
СМИ по вопросам состояния российского
института науки.........................
2.2. Результаты
контент-анализа СМИ по вопросам состояния
российского института науки.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
Вплоть до первых десятилетий ХХ века наука так и не стала социальной проблемой, а потому не превратилась в устойчивый предмет комплексного изучения. До первой мировой войны наука выступала как сокровищница знаний для технического прогресса, а социология знания этого периода занималась, прежде всего, ролью и характером непосредственного воздействия научного знания на духовную сферу деятельности общества (идеологию, политику и т.п.).
Потребность
в междисциплинарном
В настоящее время, социальный институт
науки как объект исследования представляет
интерес для исследователей в
различных научных областях социально-гуманитарной
мысли. К анализу процессов, оказывающих
влияние на формирование научного знания
и функционирование науки как
социального института, обращаются
философы, историки, политологи, социологи.
В западной научной мысли к
осмыслению феномена науки с социологической
точки зрения основательно подошли
в рамках социологической теории
среднего уровня. К социальным проблемам,
связанным с институтом науки, следует
отнести воспроизводство
Объектом данного исследования является наука как социальный институт.
Предметом данного исследования являются подходы к определению науки как социального института, ее формирование, проблемы современной российской науки, в том числе, проблемы подготовки кадров.
Целью данного исследования является выявление проблемного поля функционирования института науки в российском социуме.
В соответствии с целью, ставятся следующие задачи:
- рассмотрение понятия науки как социального института;
- рассмотрение процесса
- изучение проблем совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации;
- проведение контент-анализа СМИ по вопросам состояния российского института науки.
Данная работа состоит из настоящего введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
1.1. Понятие науки как социального института
Рассмотрим подходы к
Глотов М.Б. приводит примеры различных интерпретаций данного понятия, поскольку в социологическом дискурсе «социальный институт» так и не получил однозначного определения [7, С. 13]. Так в Кратком словаре по социологии под социальным институтом предлагается понимать исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей [8]. Как видно, здесь акцент ставится на деятельности, направленной и регулируемой социальным институтом.
Л.А. Седов в словаре «Современная западная социология» обозначает его как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности [23, С. 16]. И.И. Лейман под социальным институтом понимает объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних» [23, С. 17].
Еще один аспект в трактовке социального института заметен у английских социологов Аберкромби Н., Хилла С. и Тернера Б.С., которые убеждены, что социальный институт фикирует регулярные и долговременные социальные практики, санкционируемые и поддерживаемые с помощью социальных норм [23, С. 17]. Иначе говоря, социальные нормы в социальном институте существуют для того, чтобы предсказуемым и управляемым было поведение индивида во всех сферах его жизнедеятельности - от бытовой до смысложизненной.
Если интегрировать
Исходя из вышесказанного, наука как социальный институт является сложным объектом исследования в условиях глобальных перемен, в которых происходит изменение ее роли и статуса. Согласно И.В. Бестужеву-Лада, проблема науки назревает особенно трагично, поскольку вторая половина XX века принесла с собой настоящий культ науки. Однако, без науки человечеству не выжить [5, С. 31].
Институт науки занимает особое
место среди социальных институтов,
привлекая внимание представителей
различных социально-
Своеобразен подход Т. Куна, который вводит понятие «нормальная наука». Под ним следует понимать исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений автора, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом. Справедливость данного подхода тем очевиднее, чем шире становится круг исследователей, чем активнее научный поиск и чем более разноречивее достигаемые результаты. Согласно логике Т. Куна, наука может быть «анормальной» и не иметь под собой прочного фундамента либо глубину и доказательность научного материала симулировать.
В Новой иллюстрированной энциклопедии под наукой понимается сфера человеческой деятельности, функция которой - накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. На наш взгляд, данный подход узкий, сугубо формальный. Конечно же, сохранить научное знание и через его анализ и классификацию приумножить - задача важная. Однако, науке нужны открытия, нужно движение вперед. Наука должна опережать время, а не двигаться с ним с одной скоростью. Цель науки - дать опору человеку и обществу в меняющемся и постоянно усложняющемся мире. Тем более точным и емким представляется определение науки, данное А.А. Гурштейном. С его точки зрения наука - это неоднократно меняющаяся в зависимости от конкретных социально-исторических условий форма сознательной деятельности любого социума, необходимая для его существования. Как отмечает ученый, данная деятельность включает в себя эмпирическое наблюдение природы и общества, необходимое для установления значимых связей, и оптимизации человеческого бытия по отношению к среде обитания и развития [8].
Исходя из вышесказанного, науку
как социальный институт можно определить
как исторически сложившуюся
форму организации научной
Институт науки может
1.2. Формирование науки как социального института
Формирование науки как
Ярким примером данной деятельности могут служить представители социальной и философской мысли в античный период: Аристотель, Платон, Сократ и т.д. Уже в тот период данная система выступала не только в качестве определенных позиций, которые занимали ее представители, но и как определенная система взаимосвязей между ними, что, в свою очередь, уже являет собой явный «намек» на институциализацию. Важно понимать, что институт науки не возник полностью оформленным, а становился им в процессе, в ходе которого рождаются формальные должности, организовываются группы, возникают соответствующие ценности, нормы, роли и статусы.
В Новое время происходят процессы секуляризации знания, которые к концу XIX века приводят к тому, что наука превращается в продукт человеческой деятельности и перестает служить только объективным методам отражения природы. А процессы индустриализации закладывают фундамент специализации знания, заставляют его служить приоритетным направлениям, диктуемым со стороны государства. Так, согласно К. Дэвису, наука является частью культурного наследия, которое представляет собой систематическое знание о природе [23, С. 19]. Одновременно возникает прикладная наука, которая становится фабрикой по производству продуктов, технологий, находящих применение в различных отраслях хозяйствования. Такая наука представляет собой только часть этой природы и занимается только проблемами применения этого знания в конкретных сферах социальной действительности.
В настоящее время стремительно
развиваются различные
В культурной сфере в начале XX века происходят радикальные преобразования с возникновением экранных средств отображения информации. С одной стороны, экран имеет техническое значение, поскольку основной его функцией является передача информации. С другой стороны, благодаря его технической стороне в процессе эволюции формируется новый тип культуры - «экранный» [24], который объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими. Таким образом, через экран передаются различные продукты человеческой деятельности, культурные продукты, некие системы ценностей, норм, установок, стереотипов, которые получают широкое распространение в обществе. В свою очередь, дальнейшее развитие экранной культуры и связанных с ней технологий приводит к возникновению таких технических и социальных феноменов как интернет, а вместе с ним и «виртуальной реальности». Виртуальная реальность оказывает существенное влияние на изменение традиционной социальной структуры общества. Возникают виртуальные сообщества, в которых существует своя статусная иерархия. Согласно Кастельсу, «современные СМИ с применением мультимедийных и интерактивных технологий образуют коммуникативную систему, в которой реальность, то есть материальное и символическое существование людей, полностью погружена в виртуальный мир, в котором образы становятся уже не средством передачи, а собственно опытом» [11, С. 26].
В образовательной сфере в
Информация о работе Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки