Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Вплоть до первых десятилетий ХХ века наука так и не стала социальной проблемой, а потому не превратилась в устойчивый предмет комплексного изучения. До первой мировой войны наука выступа¬ла как сокровищница знаний для тех¬нического прогресса, а социология знания этого периода занималась, прежде всего, ролью и характером непосредственного воздействия научно¬го знания на духовную сферу деятельности общества (идеологию, политику и т.п.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА........................................................................5
1.1. Понятие науки как социального института......................................5
1.2. Формирование науки как социального института...........................8
1.3. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации...................................................................12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НАУКИ..................................................................................................................20
2.1. Контент-анализ СМИ по вопросам состояния российского института науки...........................................................................................20
2.2. Результаты контент-анализа СМИ по вопросам состояния российского института науки.....................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 104.79 Кб (Скачать файл)

В целом контент-анализ показал, что наука во всех её проявлениях является важным звеном в эволюции человеческого социума на любой стадии его развития. Научная деятельность для представителей науки разных уровней является полем боя за социальное признание, морально-этические принципы, за результаты и их применение в социальной практике, за идею, которая заключается в том, что каждый настоящий ученый, прежде всего, «воин».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, науку как социальный институт можно определить как исторически  сложившуюся форму организации  научной деятельности людей, осуществляющих каждодневные социальные практики с  комплексом формальных и неформальных норм, установок, ценностей, регулирующих их взаимоотношения в научной  среде посредством формирования структуры и статусной иерархии. Институт науки, как и любой другой социальный институт дает индивидам, в нем задействованным, паттерны ожидаемого поведения, по которым о нем судят окружающие.

Институт науки может выступать  в качестве добровольного института, в нем человек участвует в  зависимости от своего желания, и  принудительного.

Наука представляет собой достаточно развитую систему коммуникации. Ученые находятся в постоянном поиске, в  определенном социальном напряжении, в некотором состоянии борьбы с познаваемой реальностью, представленной научными сообществами и отдельными исследователями. Последние обязаны постоянно доказывать свое мастерство, умение владеть методологическим инструментарием, умение творчески мыслить.

Актуальной проблемой современной российской науки - является проблема  подготовки кадров. К началу XXI века ускоряющееся развитие системы подготовки кадров высшей квалификации в России привело к накоплению целого ряда проблем, прежде всего общесистемного характера, которые могут быть сформулированы следующим образом: неполнота и некоторая противоречивость законодательной базы, регламентирующей условия функционирования системы ПКВК; отсутствие стандартов, регулирующих требования к качеству подготовки кадров высшей квалификации, что приводит к снижению уровня подготовки; значительная дифференциация уровня подготовки поступающих в аспирантуру; наличие различных трактовок основной цели аспирантской подготовки; недостаточный уровень финансирования системы подготовки кадров высшей квалификации, который  привел к серьезным последствиям такого рода: отсутствие целевого финансирования научных исследований, влекущее за собой уменьшение объемов научных исследований, прежде всего - фундаментальных; отток из вузов молодых перспективных научно-педагогических кадров, переход их после обучения в коммерческие структуры; разрыв между обучением и наукой, следствием чего стало падение уровня профессиональной подготовки специалистов; низкий уровень стипендии, порождающий необходимость поиска дополнительных источников средств существования аспирантами очного обучения, что негативно сказывается на качестве диссертационных исследований, сроках их выполнения и т. д.

Проведенный в рамках данного исследования контент-анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время исследователи, прежде всего, ориентированы на занятие коммерческой деятельностью, механизм которой в условиях трансформации социальных институтов науки и образования до конца не выработан;
  2. Научное поле включает в себя два типа научных сообществ: реальное сообщество и псевдосообщество;
  3. Иерархия элементов в социальном институте науки в настоящее время представляется несколько размытой в связи с тем, что электронные СМИ продвигают идею конкуренции академического сектора с вузовским;
  4. Отраслевой сектор науки выступает в качестве необходимого элемента академической науки;
  5. Заводская наука как сектор науки в электронных СМИ не значится;
  6. Современная российская наука ориентирована на конкретное применение.

В целом контент-анализ показал, что наука во всех её проявлениях является важным звеном в эволюции человеческого социума на любой стадии его развития. Научная деятельность для представителей науки разных уровней является полем боя за социальное признание, морально-этические принципы, за результаты и их применение в социальной практике, за идею, которая заключается в том, что каждый настоящий ученый, прежде всего, «воин».

Исходя из представленных в журналах материалах можно выделить блок вопросов, составляющих проблемное поле функционирования института науки в российском социуме:

  1. Проблема «утечки умов».
  2. Бюрократические препятствия в научно-исследовательской сфере.
  3. Проблема материально-технического обеспечения научной базы.
  4. Отсутствие интереса у молодежи в участии в НИД.
  5. Проблемы создания Кремниевой Долины в Сколково.
  6. Финансирование социального института науки.
  7. Проблема взаимодействия институтов науки и образования.
  8. Проблема взаимодействия институтов науки и экономики.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. - 420с.
  2. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация / Т.З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2005. - 158c.
  3. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения. Доклад. - Москва: МГУ, 2007. - 87с.
  4. Бабосов Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. - Мн:Харвест, 2009. - 224с.
  5. Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз XXI век / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. - 2007. - №4. - С.22-33.
  6. Вавилин Е.В. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в ВУЗе // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2010. - № 2. - С. 171-174.
  7. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация / М.. Глотов // Социологические исследования. - 2003. - №10. - С. 13- 18.
  8. Гурштейн А.А. Природа и наука / А.А. Гурштейн [Электронный ресурс] / Библиотека «От молекул до планет». - URL: http://omdp.narod.ru/gip/nipn.htm
  9. Дамаскин О.В. Подготовка научных кадров в сфере юриспруденции: состояние и проблемы развития // Современное право. - 2010. - № 6. - С. 79-82.
  10. Завёркин А.Н. Наука как социальное явление // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 2-2. - С. 109-113.
  11. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д.В. Иванов. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 224с.
  12. Интервью с И. Бакштейном [Электронный ресурс] / Журнал «Русский Newsweek». - Режим доступа: http://www.runewsweek.ru/society/34860/
  13. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. - Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001. - 308с.
  14. Краснова В., Матвеева А. В плену у пафигизма и узкого профессионализма [Электронный ресусрс] / Журнал Эксперт.- URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/02/interview_v_plenu_pofigizma/
  15. Макарова М.Н. Труд в обществе знаний: образование под вопросом: стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе / М.Н. Макарова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 168с.
  16. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура /Р. Мертон. - М.: АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873c.
  17. Механик А. Требуются академики [Электронный ресурс]/ Журнал Эксперт. - URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/11/interview_ trebuyutsya_akademiki/
  18. Механик А. Другой Академии у нас нет. [Электронный ресурс]/ Журнал Эксперт. - URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/ 2010/05/drugoi_akademii_net/
  19. Лазар М.Г. Социальный институт науки как предмет социологии и науковедения // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. - 2010. - № 15. - С. 229-247.
  20. Лаптев В.В.  Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 7-17.
  21. Лебедев С.А. Структура науки // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2010. - № 3. - С. 26-50.
  22. Литвинов А., Иваницкая Н., Таратута Ю. Инородное тело [Электронный ресурс] / Журнал «Русский Newsweek». - Режим доступа: http://www.runewsweek.ru/science/33180/
  23. Лукишина Т.А. Социальный институт науки: теоретико-методологический аспект к изучению проблемы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 3. - С. 16-21.
  24. Негодаева И.А. Информатизаций культуры [Электронный ресурс] / Библиотека МГУ им. В.М. Ломоносова. -URL: http://lib.socio. msu. ru/l/library.
  25. Никифорова А. Кто управляет Кремниевой долиной [Электронный ресурс] / Журнал Эксперт. – URL: http://expert.ru/expert/2011/50/kto-upravlyaet-kremnievoj-dolinoj/
  26. Никольский В.М. Проблемы совершенствования подготовки научных кадров в высшей школе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. - 2008. - № 8. - С. 182-189.
  27. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Аристер И., Мацкевич И.М. О состоянии систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации // Юридическое образование и наука. - 2010. - № 3. - С. 2-9.
  28. Привалов А. О мракобесии и смежных проблемах профессионализма [Электронный ресусрс]/ Журнал Эксперт. - URL: http://www.expert.ru/columns/2010/02/01/raznoe/.
  29. Сафаралиева С.Г.  Правовые проблемы подготовки кадров высшей научной квалификации // Мир экономики и права. - 2011. - № 10. - С. 82-87.
  30. Серга М.Ю. Подготовка научных кадров в России: объективные и субъективные проблемы аспирантов // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6. - С. 122-124.
  31. Социоанализ П. Бурдьё. Альманах российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2001. - 288с.
  32. Стронгин Р.Г., Бедный Б.И., Миронос А.А. Современная аспирантура: тенденции развития и проблемы качества подготовки научных кадров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 2. - С. 11-16.
  33. Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки / В.Н. Титов // Социологические исследования. - 1999. - №8. - С.62-70.
  34. Химия и Жизнь, Зачем нужна история науки, 1976, № 10. http://vivovoco.rsl.rU/VV/MISC/4/AZIMOV.HTM
  35. Якушев А.Н., Алиев B.C., Лагвилава О.О. Инновационные подходы к исследованиям в сфере правового обеспечения подготовки научных кадров высшей квалификации в России // Закон и право. - 2010. - № 4. - С. 19-23.
  36. http://www.21mm.ru – официальный сайт журнала «Машины и механизмы».
  37. http://expert.ru/expert/ - официальный сайт журнала «Эксперт».

Информация о работе Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки