Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа
Вплоть до первых десятилетий ХХ века наука так и не стала социальной проблемой, а потому не превратилась в устойчивый предмет комплексного изучения. До первой мировой войны наука выступа¬ла как сокровищница знаний для тех¬нического прогресса, а социология знания этого периода занималась, прежде всего, ролью и характером непосредственного воздействия научно¬го знания на духовную сферу деятельности общества (идеологию, политику и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА........................................................................5
1.1. Понятие науки как социального института......................................5
1.2. Формирование науки как социального института...........................8
1.3. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации...................................................................12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НАУКИ..................................................................................................................20
2.1. Контент-анализ СМИ по вопросам состояния российского института науки...........................................................................................20
2.2. Результаты контент-анализа СМИ по вопросам состояния российского института науки.....................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39
В целом контент-анализ показал, что наука во всех её проявлениях является важным звеном в эволюции человеческого социума на любой стадии его развития. Научная деятельность для представителей науки разных уровней является полем боя за социальное признание, морально-этические принципы, за результаты и их применение в социальной практике, за идею, которая заключается в том, что каждый настоящий ученый, прежде всего, «воин».
Итак, науку как социальный институт
можно определить как исторически
сложившуюся форму организации
научной деятельности людей, осуществляющих
каждодневные социальные практики с
комплексом формальных и неформальных
норм, установок, ценностей, регулирующих
их взаимоотношения в научной
среде посредством формирования
структуры и статусной
Институт науки может
Наука представляет собой достаточно развитую систему коммуникации. Ученые находятся в постоянном поиске, в определенном социальном напряжении, в некотором состоянии борьбы с познаваемой реальностью, представленной научными сообществами и отдельными исследователями. Последние обязаны постоянно доказывать свое мастерство, умение владеть методологическим инструментарием, умение творчески мыслить.
Актуальной проблемой современной российской науки - является проблема подготовки кадров. К началу XXI века ускоряющееся развитие системы подготовки кадров высшей квалификации в России привело к накоплению целого ряда проблем, прежде всего общесистемного характера, которые могут быть сформулированы следующим образом: неполнота и некоторая противоречивость законодательной базы, регламентирующей условия функционирования системы ПКВК; отсутствие стандартов, регулирующих требования к качеству подготовки кадров высшей квалификации, что приводит к снижению уровня подготовки; значительная дифференциация уровня подготовки поступающих в аспирантуру; наличие различных трактовок основной цели аспирантской подготовки; недостаточный уровень финансирования системы подготовки кадров высшей квалификации, который привел к серьезным последствиям такого рода: отсутствие целевого финансирования научных исследований, влекущее за собой уменьшение объемов научных исследований, прежде всего - фундаментальных; отток из вузов молодых перспективных научно-педагогических кадров, переход их после обучения в коммерческие структуры; разрыв между обучением и наукой, следствием чего стало падение уровня профессиональной подготовки специалистов; низкий уровень стипендии, порождающий необходимость поиска дополнительных источников средств существования аспирантами очного обучения, что негативно сказывается на качестве диссертационных исследований, сроках их выполнения и т. д.
Проведенный в рамках данного исследования контент-анализ позволил сделать следующие выводы:
В целом контент-анализ показал, что наука во всех её проявлениях является важным звеном в эволюции человеческого социума на любой стадии его развития. Научная деятельность для представителей науки разных уровней является полем боя за социальное признание, морально-этические принципы, за результаты и их применение в социальной практике, за идею, которая заключается в том, что каждый настоящий ученый, прежде всего, «воин».
Исходя из представленных в журналах материалах можно выделить блок вопросов, составляющих проблемное поле функционирования института науки в российском социуме:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки