Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Вплоть до первых десятилетий ХХ века наука так и не стала социальной проблемой, а потому не превратилась в устойчивый предмет комплексного изучения. До первой мировой войны наука выступа¬ла как сокровищница знаний для тех¬нического прогресса, а социология знания этого периода занималась, прежде всего, ролью и характером непосредственного воздействия научно¬го знания на духовную сферу деятельности общества (идеологию, политику и т.п.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА........................................................................5
1.1. Понятие науки как социального института......................................5
1.2. Формирование науки как социального института...........................8
1.3. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации...................................................................12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НАУКИ..................................................................................................................20
2.1. Контент-анализ СМИ по вопросам состояния российского института науки...........................................................................................20
2.2. Результаты контент-анализа СМИ по вопросам состояния российского института науки.....................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 104.79 Кб (Скачать файл)

Информационные технологии также  являются основой виртуализации  и института науки, которая в  свою очередь стимулирует развитие в сети Internet виртуальных научных изданий, конференций и даже университетов. Д.В. Иванов пишет: «Мы живем в эпоху науки образов и образов науки. С замещением вещественных объектов симулякрами исполнение социальных ролей ученого, преподавателя, студента становится виртуальным» [11, С. 115].

Также необходимо отметить то, что  в настоящее время социальную действительность, способы мышления определяют различные типы индустрии: компьютерная, культурная, рекламная, индустрия туризма и т.д. Учитывая процессы усиливающейся взаимозависимости между разными государствами, можно говорить также о феномене образовательной индустрии и индустрии знания. Под образовательной индустрией понимают широкий спектр образовательных услуг, открытие новых университетов, научных организаций, которые коммерчески ориентированы. Под индустрией знания понимают использование интеллектуальной собственности в системе «купля-продажа». Такое положение дел связано с тем, что происходит переосмысление роли образования, научно-исследовательской деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека. Образование призвано не просто развивать способности учащихся к адаптации в жизни, но и изменять существующие политические и социальные формы жизни. В данных условиях снижается роль интеллектуалов, отстаивающих правду и справедливость, состоящих на службе у народа.

В условиях интенсификации коммуникационных процессов, по мысли М.Н. Макаровой [15, С. 33], интеллектуал-универсал превратился в интеллектуала-специалиста. Такая точка зрения встречается и в современной западной мысли, где изменение условий производства знаний ведет к неизбежному доминированию прикладного знания над фундаментальным. При этом наука стала частью повседневной жизни современного человека и культуры общества.

С развитием средств масс-медиа, с помощью которых на качественно новом уровне осуществляются процессы массовой коммуникации, стало возможным узнавать информацию о достижениях в мире науке. Профессия ученого стала реальностью практически для каждого имеющего высшее образование индивида. Приобретение научной степени государственными чиновниками, представителями малого и среднего бизнеса выступает в качестве необходимого критерия престижа. Под последним мы понимаем престижное как статусное. В свою очередь, такие псевдоспециалисты имеют низкую научную мотивацию и являются «питательной средой для развития коррупции в образовательной сфере» [2, С. 9].

Из вышеизложенного следует, что наука представляет собой достаточно развитую систему коммуникации. Ученые находятся в постоянном поиске, в определенном социальном напряжении, в некотором состоянии борьбы с познаваемой реальностью, представленной научными сообществами и отдельными исследователями. Последние обязаны постоянно доказывать свое мастерство, умение владеть методологическим инструментарием, умение творчески мыслить.

 

1.3. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации

 

Е.М. Бабосов выделил в структуре социального института науки следующие структурные компоненты [4, С. 88]:

  1. Социальные группы людей, профессионально занимающиеся наукой;
  2. Социальные организации, ориентированные на производство знаний - институты, лаборатории, кафедры;
  3. Нормы, правила, стандарты поведения научных работников;
  4. Научные дисциплины, ими преподаваемые;
  5. Междисциплинарные объединений ученых, представляющих естественные, технические и общественные науки в российском социуме.

В качестве определенной группы лиц  в институте науки выступают, прежде всего, научные кадры, которые, в свою очередь, делятся на научных  работников (ученых) и инженернотехнических работников. С социологической точки зрения, научные кадры представляют собой не только профессиональные группы, но и возрастные. В связи с этим можно выделить следующие возрастные группы научных работников: молодые научные работники; научные работники среднего возраста; научные работники старшего (зрелого) возраста. Здесь одним из важных компонентов научного сообщества является научное общение, в ходе которого рождается конкуренция, формируются собственная структура отношений и механизмы управления научноисследовательской деятельностью.

Научные работники, считает Е.М. Бабосов выполняют комплекс функций, среди которых - рационализация массового сознания, прирост нового знания и др. Главной задачей деятельности научного сообщества, с его точки зрения, является производство научного знания и создание условий для реализации научного потенциала ученого, с чем нельзя не согласиться.

В качестве учреждений и средств  деятельности института выступают  различные научно-исследовательские институты и лаборатории, университеты, академии. Различаются их источники: государственные и альтернативные источники финансирования (по грантам и программам; внебюджетное финансирование за счет отдельных предприятий и фирм).

Актуальной проблемой современной  российской науки – является проблема  подготовки кадров. Как отмечается в литературе, к началу XXI века ускоряющееся развитие системы подготовки кадров высшей квалификации (ПКВК) в России привело к накоплению целого ряда проблем, прежде всего общесистемного характера, которые могут быть сформулированы следующим образом [20, С. 9]:

  1. Неполнота и некоторая противоречивость законодательной базы, регламентирующей условия функционирования системы ПКВК. В качестве примера можно привести значимые для практики организации и подготовки научных кадров в университетах изменения, произошедшие в течение только одного 2007 года в нормативной и законодательной базе. За этот год появилось более 20 документов по вопросам подготовки научных кадров высшей квалификации.
  2. Отсутствие стандартов, регулирующих требования к качеству подготовки кадров высшей квалификации, что приводит к снижению уровня подготовки. Сегодня деятельность аспирантуры регламентируется целым рядом законодательных актов различного уровня: Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», положение «О подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования». Следует отметить, что данные документы противоречиво трактуют такие базовые позиции, как место подготовки кадров высшей квалификации в системе непрерывного образования, условия получения ученой степени кандидата наук, характер и наименование итогового документа, фиксирующего достижение уровня послевузовского образования и некоторые другие.
  3. Значительная дифференциация уровня подготовки поступающих в аспирантуру. Это связано, во-первых, с разным уровнем базовой профессиональной подготовки, а во-вторых, с наличием различных ступеней подготовки, предполагающих соответственно разный уровень исследовательской квалификации.
  4. Наличие различных трактовок основной цели аспирантской подготовки: получение ученой степени путем выполнения кандидатской диссертации и сдачи кандидатского минимума; получение образования, подтвержденного присвоением соответствующей квалификации. Так, защита диссертации, именуемая во Временных требованиях к основной образовательной программе аспирантуры «итоговой государственной аттестацией», не заложена в содержание основной образовательной программы аспиранта. Возникают вопросы: когда же аспирант должен, собственно, защитить диссертацию; что является документом, фиксирующим факт успешного завершения аспирантуры, - удостоверение, выдаваемое по результатам сдачи кандидатских экзаменов, или диплом кандидата наук?
  5. Недостаточный уровень финансирования системы подготовки кадров высшей квалификации привел к серьезным последствиям такого рода [20, С. 12]:
  • отсутствие целевого финансирования научных исследований, влекущее за собой уменьшение объемов научных исследований, прежде всего - фундаментальных;
  • отток из вузов молодых перспективных научно-педагогических кадров, переход их после обучения в коммерческие структуры;
  • разрыв между обучением и наукой, следствием чего стало падение уровня профессиональной подготовки специалистов;
  • низкий уровень стипендии, порождающий необходимость поиска дополнительных источников средств существования аспирантами очного обучения, что негативно сказывается на качестве диссертационных исследований, сроках их выполнения и т. д.

Ведущей проблемой, вытекающей из приведенного перечня в современных условиях, очевидно, является поиск ориентиров совершенствования содержания подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Данная проблема может быть определена как комплексная и многоуровневая, результативность решения которой обусловливается рядом факторов, в основе классификации которых может быть заложено отражение следующих тенденций современного развития:

  • науки в информационном обществе, определяющей ценностные ориентиры подготовки;
  • университетского образования на всем пространстве Российской Федерации, включающего систему подготовки кадров высшей квалификации как организационную и институциональную структуру и развивающегося как отрасль экономики государства;
  • системы аттестации кадров высшей квалификации, изменяющейся в соответствии с требованиями современного общества, в частности, с актуализацией проблемы создания системы сопоставимых ученых степеней в европейском образовательном пространстве.

Анализ тенденций развития науки  в информационном обществе позволяет  выявить ряд особенностей, которые  целесообразно учитывать в качестве ориентиров проектирования содержания подготовки кадров высшей квалификации:

  1. Изменение средств и методов научно-исследовательской деятельности в условиях информационного общества влечет за собой изменение технологической подготовки будущих ученых. Это изменение будет проявляться в овладении аспирантами всех специальностей методами автоматизации наблюдения и экспериментальной деятельности, а также методами моделирования и анализа изучаемых процессов и явлений с использованием различного рода электронной вычислительной и аудиовизуальной техники.
  2. Радикальное изменение доступа к научной информации, благодаря развитию сети Internet, привело к резкому расширению возможностей прямых контактов ученых разных стран, а также к доступности к разнообразным источникам информации практически каждого заинтересованного исследователя. Развитие данной тенденции усиливает внимание к этическим проблемам научного исследования, например, к проблеме точных ссылок не только на публикации, но и на идеи. Поэтому в подготовке аспирантов должно быть предусмотрено обсуждение вопросов научной нравственности и этики. Как отмечает Н. С. Чернякова  [20, С. 14], ученый может поступать также безнравственно, как и не ученый. Однако, оставаясь именно ученым, он может облекать свою безнравственность в формы, либо имитирующие, либо использующие приемы самой научно-познавательной деятельности.
  3. Особенность современного знания, проявляющаяся в его недолговечности, также предъявляет свои требования к содержанию подготовки кадров высшей квалификации. Если традиционный подход к отбору содержания образования можно сравнить с накопительной системой, когда каждое новое знание уточняет, расширяет, конкретизирует уже освоенное знание, то современный подход напоминает скорее гипертекст, когда в предлагаемом содержании сам аспирант выбирает тот компонент, который интересует его больше всего, и уже самостоятельно (или под руководством преподавателя, научного руководителя) углубляется в требуемое знание, устанавливая для себя лично взаимосвязи нового знания с уже известным.
  4. Возрастание роли интеграционных процессов в науке и одновременного усиления дифференциации как обратного закономерного процесса находит свое отражение не столько в содержании дисциплин, изучаемых аспирантами в ходе освоения образовательной программы, сколько в проведении научного исследования. Процесс дифференциации приводит к большему дроблению «единого тела науки» на все более специализированные области, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой, что, в свою очередь, предъявляет более жесткие требования к исследовательским навыкам будущих ученых. Интеграционные процессы, проявляющиеся сегодня не только в научном познании и развитии так называемых комплексных наук, но и в организации научной деятельности, создают впечатление, что производство научных идей «поставлено на поток», индустриализировано, стало делом коллективного творчества (Н. С. Чернякова). Поэтому возникает необходимость приобретения аспирантами опыта участия в коллективных научных исследованиях, когда в ходе совместных исследований создаются устойчивые научные коллективы, имеющие принятую субъектами коллектива единую исследовательскую программу.

Учет этих тенденций в содержании подготовки кадров высшей квалификации предполагает усиление фундаментальной подготовки, введение интенсивных методик освоения академических дисциплин образовательной программы при условии доминирования индивидуализации образовательного процесса. Говоря о возрастающей роли науки в современном обществе, нельзя не отметить, что одновременно с этим чрезвычайно остро встает проблема воспроизводства научных кадров, которая ставит перед институтом аспирантуры и докторантуры новые задачи привлечения талантливой молодежи к научной и преподавательской деятельности.

Вторая группа факторов обусловлена тенденциями развития университетского образования, включающего систему подготовки кадров высшей квалификации как организационную и институциональную структуру и развивающегося как отрасль экономики [20, С. 15].

Третья группа факторов вызвана необходимостью совершенствования системы аттестации кадров высшей квалификации в соответствии с изменяющимися требованиями современного общества, в частности, с актуализацией проблемы признания российских ученых степеней в европейском образовательном пространстве [20, С. 16].

В заключение необходимо отметить, что  проблемы, накопившиеся в системе  подготовки научных кадров высшей квалификации, и особенности развития науки и образования в современном обществе приводят к необходимости системных преобразований в подготовке кадров высшей квалификации. Думается, что эти изменения связаны со следующими преобразованиями:

  1. Интеграция академической и научной подготовки в аспирантуре при условии сохранения статуса самостоятельного диссертационного исследования как важнейшего критерия и показателя квалификации соискателя будет способствовать переходу последипломного образования на этапе аспирантуры на новый уровень развития.
  2. Введение более жестких требований, предъявляемых к поступающим в аспирантуру, главным образом, к уровню их методологической подготовки, позволит в условиях массовости данной ступени образования сохранить высокий научный и образовательный ценз аспирантов.
  3. Тематика диссертационных исследований должна быть связана не только с личными интересами исследователя или научной школы, в рамках которой он выполняет исследование, но и с задачами развития науки и государства в целом, а также должна согласовываться с планами научных исследований Академии наук и Академии образования, с программами научно-исследовательской деятельности выпускающих университетов.
  4. Необходима выработка критериев и механизмов экспертизы качества диссертационных исследований не только на заключительном этапе, т. е. при представлении его результатов в диссертационный совет, но и в процессе выполнения на разных этапах обучения в аспирантуре. Для этого целесообразно возобновить проведение школы молодых ученых по отраслям наук, в различных федеральных округах; разработать систему мер, повышающих личную ответственность научных руководителей, председателей диссертационных советов, оппонентов за качество исследований аспирантов.
  5. Развитие методологической культуры и исследовательской компетентности у молодых ученых может быть достигнуто включением аспирантов в состав исследовательских коллективов, выполняющих НИОКР; участием аспирантов в конкурсах научных работ молодых исследователей на получение грантов.

Информация о работе Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки