Информационные технологии также
являются основой виртуализации
и института науки, которая в
свою очередь стимулирует развитие
в сети Internet виртуальных научных изданий,
конференций и даже университетов. Д.В.
Иванов пишет: «Мы живем в эпоху науки
образов и образов науки. С замещением
вещественных объектов симулякрами исполнение
социальных ролей ученого, преподавателя,
студента становится виртуальным» [11,
С. 115].
Также необходимо отметить то, что
в настоящее время социальную
действительность, способы мышления
определяют различные типы индустрии:
компьютерная, культурная, рекламная,
индустрия туризма и т.д. Учитывая
процессы усиливающейся взаимозависимости
между разными государствами, можно говорить
также о феномене образовательной индустрии
и индустрии знания. Под образовательной
индустрией понимают широкий спектр образовательных
услуг, открытие новых университетов,
научных организаций, которые коммерчески
ориентированы. Под индустрией знания
понимают использование интеллектуальной
собственности в системе «купля-продажа».
Такое положение дел связано с тем, что
происходит переосмысление роли образования,
научно-исследовательской деятельности
во всех сферах жизнедеятельности человека.
Образование призвано не просто развивать
способности учащихся к адаптации в жизни,
но и изменять существующие политические
и социальные формы жизни. В данных условиях
снижается роль интеллектуалов, отстаивающих
правду и справедливость, состоящих на
службе у народа.
В условиях интенсификации коммуникационных
процессов, по мысли М.Н. Макаровой [15,
С. 33], интеллектуал-универсал превратился
в интеллектуала-специалиста. Такая точка
зрения встречается и в современной западной
мысли, где изменение условий производства
знаний ведет к неизбежному доминированию
прикладного знания над фундаментальным.
При этом наука стала частью повседневной
жизни современного человека и культуры
общества.
С развитием средств масс-медиа,
с помощью которых на качественно новом
уровне осуществляются процессы массовой
коммуникации, стало возможным узнавать
информацию о достижениях в мире науке.
Профессия ученого стала реальностью
практически для каждого имеющего высшее
образование индивида. Приобретение научной
степени государственными чиновниками,
представителями малого и среднего бизнеса
выступает в качестве необходимого критерия
престижа. Под последним мы понимаем престижное
как статусное. В свою очередь, такие псевдоспециалисты
имеют низкую научную мотивацию и являются
«питательной средой для развития коррупции
в образовательной сфере» [2, С. 9].
Из вышеизложенного следует, что наука
представляет собой достаточно развитую
систему коммуникации. Ученые находятся
в постоянном поиске, в определенном социальном
напряжении, в некотором состоянии борьбы
с познаваемой реальностью, представленной
научными сообществами и отдельными исследователями.
Последние обязаны постоянно доказывать
свое мастерство, умение владеть методологическим
инструментарием, умение творчески мыслить.
1.3. Проблемы совершенствования
системы подготовки научных кадров высшей
квалификации
Е.М. Бабосов выделил в структуре социального
института науки следующие структурные
компоненты [4, С. 88]:
- Социальные группы людей, профессионально занимающиеся наукой;
- Социальные организации, ориентированные на производство знаний - институты, лаборатории, кафедры;
- Нормы, правила, стандарты поведения научных работников;
- Научные дисциплины, ими преподаваемые;
- Междисциплинарные объединений ученых, представляющих естественные, технические и общественные науки в российском социуме.
В качестве определенной группы лиц
в институте науки выступают,
прежде всего, научные кадры, которые,
в свою очередь, делятся на научных
работников (ученых) и инженернотехнических
работников. С социологической точки зрения,
научные кадры представляют собой не только
профессиональные группы, но и возрастные.
В связи с этим можно выделить следующие
возрастные группы научных работников:
молодые научные работники; научные работники
среднего возраста; научные работники
старшего (зрелого) возраста. Здесь одним
из важных компонентов научного сообщества
является научное общение, в ходе которого
рождается конкуренция, формируются собственная
структура отношений и механизмы управления
научноисследовательской деятельностью.
Научные работники, считает Е.М. Бабосов
выполняют комплекс функций, среди которых
- рационализация массового сознания,
прирост нового знания и др. Главной задачей
деятельности научного сообщества, с его
точки зрения, является производство научного
знания и создание условий для реализации
научного потенциала ученого, с чем нельзя
не согласиться.
В качестве учреждений и средств
деятельности института выступают
различные научно-исследовательские
институты и лаборатории, университеты,
академии. Различаются их источники: государственные
и альтернативные источники финансирования
(по грантам и программам; внебюджетное
финансирование за счет отдельных предприятий
и фирм).
Актуальной проблемой современной
российской науки – является проблема
подготовки кадров. Как отмечается в литературе,
к началу XXI века ускоряющееся развитие
системы подготовки кадров высшей квалификации
(ПКВК) в России привело к накоплению целого
ряда проблем, прежде всего общесистемного
характера, которые могут быть сформулированы
следующим образом [20, С. 9]:
- Неполнота и некоторая противоречивость законодательной базы, регламентирующей условия функционирования системы ПКВК. В качестве примера можно привести значимые для практики организации и подготовки научных кадров в университетах изменения, произошедшие в течение только одного 2007 года в нормативной и законодательной базе. За этот год появилось более 20 документов по вопросам подготовки научных кадров высшей квалификации.
- Отсутствие стандартов, регулирующих требования к качеству подготовки кадров высшей квалификации, что приводит к снижению уровня подготовки. Сегодня деятельность аспирантуры регламентируется целым рядом законодательных актов различного уровня: Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», положение «О подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования». Следует отметить, что данные документы противоречиво трактуют такие базовые позиции, как место подготовки кадров высшей квалификации в системе непрерывного образования, условия получения ученой степени кандидата наук, характер и наименование итогового документа, фиксирующего достижение уровня послевузовского образования и некоторые другие.
- Значительная дифференциация уровня подготовки поступающих в аспирантуру. Это связано, во-первых, с разным уровнем базовой профессиональной подготовки, а во-вторых, с наличием различных ступеней подготовки, предполагающих соответственно разный уровень исследовательской квалификации.
- Наличие различных трактовок основной цели аспирантской подготовки: получение ученой степени путем выполнения кандидатской диссертации и сдачи кандидатского минимума; получение образования, подтвержденного присвоением соответствующей квалификации. Так, защита диссертации, именуемая во Временных требованиях к основной образовательной программе аспирантуры «итоговой государственной аттестацией», не заложена в содержание основной образовательной программы аспиранта. Возникают вопросы: когда же аспирант должен, собственно, защитить диссертацию; что является документом, фиксирующим факт успешного завершения аспирантуры, - удостоверение, выдаваемое по результатам сдачи кандидатских экзаменов, или диплом кандидата наук?
- Недостаточный уровень финансирования системы подготовки кадров высшей квалификации привел к серьезным последствиям такого рода [20, С. 12]:
- отсутствие целевого финансирования научных исследований, влекущее за собой уменьшение объемов научных исследований, прежде всего - фундаментальных;
- отток из вузов молодых перспективных научно-педагогических кадров, переход их после обучения в коммерческие структуры;
- разрыв между обучением и наукой, следствием чего стало падение уровня профессиональной подготовки специалистов;
- низкий уровень стипендии, порождающий необходимость поиска дополнительных источников средств существования аспирантами очного обучения, что негативно сказывается на качестве диссертационных исследований, сроках их выполнения и т. д.
Ведущей проблемой, вытекающей из приведенного
перечня в современных условиях,
очевидно, является поиск ориентиров
совершенствования содержания подготовки
кадров высшей квалификации в аспирантуре.
Данная проблема может быть определена
как комплексная и многоуровневая, результативность
решения которой обусловливается рядом
факторов, в основе классификации которых
может быть заложено отражение следующих
тенденций современного развития:
- науки в информационном обществе, определяющей ценностные ориентиры подготовки;
- университетского образования на всем пространстве Российской Федерации, включающего систему подготовки кадров высшей квалификации как организационную и институциональную структуру и развивающегося как отрасль экономики государства;
- системы аттестации кадров высшей квалификации, изменяющейся в соответствии с требованиями современного общества, в частности, с актуализацией проблемы создания системы сопоставимых ученых степеней в европейском образовательном пространстве.
Анализ тенденций развития науки
в информационном обществе позволяет
выявить ряд особенностей, которые
целесообразно учитывать в качестве
ориентиров проектирования содержания
подготовки кадров высшей квалификации:
- Изменение средств и методов научно-исследовательской деятельности в условиях информационного общества влечет за собой изменение технологической подготовки будущих ученых. Это изменение будет проявляться в овладении аспирантами всех специальностей методами автоматизации наблюдения и экспериментальной деятельности, а также методами моделирования и анализа изучаемых процессов и явлений с использованием различного рода электронной вычислительной и аудиовизуальной техники.
- Радикальное изменение доступа к научной информации, благодаря развитию сети Internet, привело к резкому расширению возможностей прямых контактов ученых разных стран, а также к доступности к разнообразным источникам информации практически каждого заинтересованного исследователя. Развитие данной тенденции усиливает внимание к этическим проблемам научного исследования, например, к проблеме точных ссылок не только на публикации, но и на идеи. Поэтому в подготовке аспирантов должно быть предусмотрено обсуждение вопросов научной нравственности и этики. Как отмечает Н. С. Чернякова [20, С. 14], ученый может поступать также безнравственно, как и не ученый. Однако, оставаясь именно ученым, он может облекать свою безнравственность в формы, либо имитирующие, либо использующие приемы самой научно-познавательной деятельности.
- Особенность современного знания, проявляющаяся в его недолговечности, также предъявляет свои требования к содержанию подготовки кадров высшей квалификации. Если традиционный подход к отбору содержания образования можно сравнить с накопительной системой, когда каждое новое знание уточняет, расширяет, конкретизирует уже освоенное знание, то современный подход напоминает скорее гипертекст, когда в предлагаемом содержании сам аспирант выбирает тот компонент, который интересует его больше всего, и уже самостоятельно (или под руководством преподавателя, научного руководителя) углубляется в требуемое знание, устанавливая для себя лично взаимосвязи нового знания с уже известным.
- Возрастание роли интеграционных процессов в науке и одновременного усиления дифференциации как обратного закономерного процесса находит свое отражение не столько в содержании дисциплин, изучаемых аспирантами в ходе освоения образовательной программы, сколько в проведении научного исследования. Процесс дифференциации приводит к большему дроблению «единого тела науки» на все более специализированные области, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой, что, в свою очередь, предъявляет более жесткие требования к исследовательским навыкам будущих ученых. Интеграционные процессы, проявляющиеся сегодня не только в научном познании и развитии так называемых комплексных наук, но и в организации научной деятельности, создают впечатление, что производство научных идей «поставлено на поток», индустриализировано, стало делом коллективного творчества (Н. С. Чернякова). Поэтому возникает необходимость приобретения аспирантами опыта участия в коллективных научных исследованиях, когда в ходе совместных исследований создаются устойчивые научные коллективы, имеющие принятую субъектами коллектива единую исследовательскую программу.
Учет этих тенденций в содержании
подготовки кадров высшей квалификации
предполагает усиление фундаментальной
подготовки, введение интенсивных методик
освоения академических дисциплин образовательной
программы при условии доминирования
индивидуализации образовательного процесса.
Говоря о возрастающей роли науки в современном
обществе, нельзя не отметить, что одновременно
с этим чрезвычайно остро встает проблема
воспроизводства научных кадров, которая
ставит перед институтом аспирантуры
и докторантуры новые задачи привлечения
талантливой молодежи к научной и преподавательской
деятельности.
Вторая группа факторов обусловлена
тенденциями развития университетского
образования, включающего систему подготовки
кадров высшей квалификации как организационную
и институциональную структуру и развивающегося
как отрасль экономики [20, С. 15].
Третья группа факторов вызвана необходимостью
совершенствования системы аттестации
кадров высшей квалификации в соответствии
с изменяющимися требованиями современного
общества, в частности, с актуализацией
проблемы признания российских ученых
степеней в европейском образовательном
пространстве [20, С. 16].
В заключение необходимо отметить, что
проблемы, накопившиеся в системе
подготовки научных кадров высшей квалификации,
и особенности развития науки и образования
в современном обществе приводят к необходимости
системных преобразований в подготовке
кадров высшей квалификации. Думается,
что эти изменения связаны со следующими
преобразованиями:
- Интеграция академической и научной подготовки в аспирантуре при условии сохранения статуса самостоятельного диссертационного исследования как важнейшего критерия и показателя квалификации соискателя будет способствовать переходу последипломного образования на этапе аспирантуры на новый уровень развития.
- Введение более жестких требований, предъявляемых к поступающим в аспирантуру, главным образом, к уровню их методологической подготовки, позволит в условиях массовости данной ступени образования сохранить высокий научный и образовательный ценз аспирантов.
- Тематика диссертационных исследований должна быть связана не только с личными интересами исследователя или научной школы, в рамках которой он выполняет исследование, но и с задачами развития науки и государства в целом, а также должна согласовываться с планами научных исследований Академии наук и Академии образования, с программами научно-исследовательской деятельности выпускающих университетов.
- Необходима выработка критериев и механизмов экспертизы качества диссертационных исследований не только на заключительном этапе, т. е. при представлении его результатов в диссертационный совет, но и в процессе выполнения на разных этапах обучения в аспирантуре. Для этого целесообразно возобновить проведение школы молодых ученых по отраслям наук, в различных федеральных округах; разработать систему мер, повышающих личную ответственность научных руководителей, председателей диссертационных советов, оппонентов за качество исследований аспирантов.
- Развитие методологической культуры и исследовательской компетентности у молодых ученых может быть достигнуто включением аспирантов в состав исследовательских коллективов, выполняющих НИОКР; участием аспирантов в конкурсах научных работ молодых исследователей на получение грантов.