Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа
Вплоть до первых десятилетий ХХ века наука так и не стала социальной проблемой, а потому не превратилась в устойчивый предмет комплексного изучения. До первой мировой войны наука выступа¬ла как сокровищница знаний для тех¬нического прогресса, а социология знания этого периода занималась, прежде всего, ролью и характером непосредственного воздействия научно¬го знания на духовную сферу деятельности общества (идеологию, политику и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРЫ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА........................................................................5
1.1. Понятие науки как социального института......................................5
1.2. Формирование науки как социального института...........................8
1.3. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации...................................................................12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НАУКИ..................................................................................................................20
2.1. Контент-анализ СМИ по вопросам состояния российского института науки...........................................................................................20
2.2. Результаты контент-анализа СМИ по вопросам состояния российского института науки.....................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................39
Здесь же автор поднимают весьма острую проблему в научной среде «свой-чужой», которая заключается в том, чтобы «свой» не сказал - возражений нет. Завершает статью автор риторическим вопросом: «Но если маленькая ложь рождает большое недоверие, то что рождает маленькая не заглаженная чушь»?
Итак, в данной статье была дана резкая
критика в сторону российского
правительства. Автор приводит только
один пример неграмотного видения далеко
не последнего человека в правительстве
на научно-исследовательскую
В номере 5 от 8 февраля 2010 года в рубрике «Наука и технологии» опубликован материал на тему «Другой Академии у нас нет» (автор - А. Механик), посвященная Российской Академии наук. В данной статье автор приводит примеры конструктивной критики в адрес Академии со стороны авторов опубликованной статьи «Шесть мифов Академии наук» в журнале «Эксперт» № 48 2009 года. Упомянутыми авторами, а именно С. Гуриевой, Д. Ливановым и К. Севериновой были сформулированы следующие претензии [18]: 1. До революции академия была не более чем научным клубом, а после нее превратилась в министерство по делам науки, которое предельно забюрократизировало управление наукой; 2. В рыночных условиях управление наукой должно быть децентрализовано; 3. Академия неэффективно использует финансовые средства; 4. Академия не хочет возвращения научной диаспоры, так как боится конкуренции; 5. Академия не использует для оценки работы ученых самые эффективные показатели: публикационную активность и цитируемость; 6. В России эффективность вузовских ученых выше академических; 7. Вот почему в большинстве стран фундаментальная наука осуществляется в университетах.
В заключение авторы предложили пути выхода академии из кризиса. 1. Международный аудит институтов и лабораторий на предмет их научной состоятельности; 2. Эффективность работы ученых должна оцениваться по публикационной активности и цитируемости; 3. Увеличение конкурсной составляющей финансирования науки за счет увеличения количества грантов РФФИ и РГНФ; 4. Создание профессиональной системы управления имуществом академии и, за счет этого, повышение пенсии ученым; 5. Увеличение ротации научных и административных кадров и их мобильности.
В номере 11 от 22 марта 2010 года в рубрике «Наука и технологии» продолжается дискуссия о судьбах людей в отечественной науке в материале под названием «Требуются академики» (автор - А. Механик) в интервью с известным социологом науки Санкт-Петербургского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики Даниилом Александровым, который сообщил о том, что у нас монопольная организация науки. Фундаментальная наука сосредоточена в Академиях, а прикладная - по министерствам. «Эффективное развитие науки невозможно без существования трех-четырех альтернативных организаций крупного масштаба. Собрать всю науку в одно место - так наука не работает» [17], - пишет ученый. Д. Александров описал проблемное функционирование НИИ в России, которое заключается в следующем: каждый институт занимается какой-либо темой, другие институты стараются избежать прямой конкуренции. В результате «оригинальному ученому часто и податься-то некуда, потому что в стране есть только одно место, где занимаются этой конкретной темой. С ним ничего страшного не происходит, его никто не ест и косточки не выбрасывает, но он знает, что ему придется свою научную фантазию немножечко утихомирить в пользу интересов научного руководителя». Здесь же интервьюируемый приводит пример функционирования науки во Франции, который успешно, с точки зрения Александрова, реализовал синтез науки и образования. Суть в следующем: у них единицей научной деятельности является не институт, а лаборатории, которые присоединены к университетам.
Отсюда можно сделать
В рубрике «Наука и технологии»
интерес представляет интервью «Ищите
нас - мы в лаборатории» (автор - Г. Костина)
с академиком Г. Георгиевым. Интервью
посвящено дискуссии о реформе
российской науки. По мнению Георгиева,
при финансировании науки центром
внимания должны быть не институты, а
лаборатории и подающие надежды
молодые ученые. И такая модель
уже в течение 7 лет отработана
в нашей программе РАН «
Блок вопросов в интервью касался грантоискательства. Исходя из прочитанного становится очевидным, что данная практика оказывается более чем проблемной. Так, например, на вопрос «какие гранты получают победители» ответ был следующим: «Раньше руководитель лаборатории получал грант на пять лет по четыре миллиона рублей ежегодно. Руководитель новой группы получал на три года по два миллиона рублей», - сетует академик Георгиев. Теперь иное, а причина одна - сокращение финансирования. Но ведь для сильного ученого необходима уверенность в завтрашнем дне. И как видим, фраза «в завтрашнем дне» включает в себя не первичное удовлетворение потребностей, а прежде всего переживание за реализацию некоего проекта. Данный факт дорисовывает к социальному портрету современного ученого устоявшие в период застоя морально-этические принципы, а именно - «боль за реализацию идеи».
Следующая проблема, которая затронута в данном интервью, - это ВАК. По словам Захарова, «я бы, например, прежде всего, закрыл нынешний ВАК и все диссертационные советы и прекратил бы на какое-то время, скажем, на год, защиту всех диссертаций. В течение этого времени надо сформировать новые советы с участием иностранных специалистов, возможно, наших ученых-эмигрантов, оплачивать им командировки на заседание ВАКа, платить за рецензии». Более того, Захаров предлагает при приеме в академию обращать на сие обстоятельство пристальное внимание. К примеру, принимать только тех специалистов, которые защитились после такого преобразования.
Здесь хотелось бы развить данный тезис. По сути, в данном контексте начинается выход на селекцию реальной науки от псевдонауки. Осенью 2009 года на всероссийской конференции «Образование и общество» в Российской социологической ассоциации (МГУ) публично поднималась тема качества специалистов в системе высшего профессионального образования, озвученная ведущими российскими социологами. И теперь в российском обществе сформировалось номинально две категории индивидов с дипломами о высшем образовании. Первая категория - так называемая «реальные дипломы», вторая - «символические дипломы». Иными словами, все студенты, которые завершили образование и получили специальность в непрофильных вузах, например, социолог, историк, психолог в энергетическом, химико-технологическом или авиационном университетах, отныне считаются «второсортными специалистами». Здесь доказывать свой интеллектуальный потенциал наравне с выпускником классического университета, пусть даже и «не семи пядей во лбу», сложно. Аналогичное мнению Захарова суждение будет преследовать их при приеме в аспирантуру, на работу в любой сфере, вне зависимости от специализации.
В номере №49 от 12 декабря 2011 года и номере №50 от 19 декабря 2011 года напечатаны интервью, соответственно, профессора Гарвардского университета и Массачусетского технологического института Лорена Грэхэма и профессора менеджмента и компьютерных наук Стэнфордского университета, основатель нескольких компаний в Кремниевой долине Уильяма Миллера. В данных интервью речь идет о причинах падения российской науки, о том, почему в советском союзе так сильная была фундаментальная наука и слаба прикладная. Ученые рассуждают о будущем российской науки, которое связывают с развитием бизнеса [37].
Рис. 2.1. Структура материалов СМИ по вопросам состояния российской науки
Таким образом, подавляющее число
материалов (75%) - статьи. Однако в анализируемых
журналах особое место занимают интервью
с различными экспертами - (20,8%),которые
позволяют увидеть
Преобладание единицы анализа
«наука» (14,2%) вполне объяснимо выбором
объекта исследования. На втором месте
находится единица анализа «
Выделенная единица анализа
«интеллектуальная
Смысловые единицы «академия» (5,8%) , «университет» (7,8%), «образование» (5,5%) находятся приблизительно в одном числовом диапазоне. Такое положение дел свидетельствует о том, что приоритетными темами СМИ в обсуждении рассматриваемой проблемы являются академическая и вузовская наука. СМИ зачастую в интервью с экспертами противопоставляют их друг другу, тем самым создавая актуальную напряженную проблемную ситуацию, в которую погружается аудитория. В то же время единица анализа «НИИ» встречается лишь в 2,6% материала (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Частота упоминания смысловых единиц анализа
Пожалуй, самой обсуждаемой темой научного мира является создание инновационного города в подмосковном Сколково - 4,9%. В журнале «Эксперт» данная тема обсуждалась в нескольких выпусках в форме интервью с ведущими представителями российской академической науки. Поскольку строительство Инограда - предприятие весьма затратное, то «финансирование» встречается в 5,1% анализируемого материала.
Исходя из вышеизложенного следует, что среди журналов «Машина и механизмы» и «Эксперт» первое место в освещении функционирования социального института науки в 2011 году занимает еженедельник «Эксперт». Необходимо также отметить, что при посещении электронного ресурса именно данного журнала пришлось столкнуться с огромным количеством цензурной рекламы, что, безусловно, свидетельствует о высоком статусе журнала «Эксперт». В то же время данное обстоятельство нисколько не умаляет качества предоставляемых материалов и высокого творческого потенциала первого журнала. Все дело в целях каждого издания. Так, например, «Механика и механизмы» ориентированы на ознакомление аудитории с технологическими новинками, историей, выдающимися людьми, произведшими переворот, как в научной, так и в других сферах человеческой жизнедеятельности. Язык сочетает в себе научную точность и литературную образность, при этом он не примитизированный, поэтому проблемы обыгрываются в изложении материала живо и остроумно. «Эксперт» оправдал свое название в отношении освещения проблем в сфере науки. И в последующих номерах читатели могут ознакомиться с поставленной ранее проблемой с иной точки зрения. В целом, учитывая качество публикаций общественно-политических изданий, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Наука как социальный институт. Проблема подготовки кадров российской науки