Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:09, доклад
Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое наследие Вебера обширно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии. Труды Макса Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX веке.
Вебера не могли не волновать проблемы современного ему общества. А гипотеза Вебера о происхождении капитализма из протестантской этики (кальвинизм) до сих пор является предметом научных дискуссий.
Мир распадается на множество индивидуальных «княжеств», каждое из вторых стремится стать Богом для человека. Разрушилась гармония Истины, Добра и Красоты, они отделились друг от друга. Началась война всех против всех, и невозможно определить, чему отдать предпочтение. Человек оказался между небом и землей, то есть между землей «эмпирической реальности» и небом высших идеалов. А задача человека, по Веберу, заключается в том, чтобы «связать» небо и землю, придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей. Но решить эту задачу человек должен сам, так как ему неоткуда ждать помощи. Сегодня мы можем наблюдать величайшее бремя людей - бремя свободы, испытание своим собственным произволом. И выйти из этого испытания человек должен достойно.
Развитие социологических представлений об обществе шло от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом знания углублялись и обогащались. Но наибольший вклад в развитие этих знаний внес М. Вебер. Он не только создал самую развитую теорию общества, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что сделать было гораздо труднее.
Важной задачей социального знания он называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл, и есть ли смысл существовать в этом мире. М.Вебер стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей имеет место значение ценностных компонентов: акцент на выявлении индивидуальной действительности (или его фрагментов), тесная связь с субъективными предпосылками, преобладание качественного аспекта исследования, и особая роль отводилась «пониманию» как специфического способа в постижении социальных явлений, которое было «нацелено» на смысл.
Вебер убежден, что рационализация социального действия - это тенденция самого исторического процесса. История последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализация есть всемирно исторический процесс.
Задача исследователя - сделать понятным культурное значение определенного исторического факта, дать объяснение его исторического возникновения.
Вебер разработал теорию «идеальных типов». Опираясь на идеи и методологические принципы "Капитала" Маркса, который называл «образцом идеально-типической конструкции». Развивал идеи Риккерта о необходимости четкого различия субъективно-практического «отнесения к ценностям». Сформулировал в качестве важнейшего методологического принципа познания социальных явлений «свободу от оценки».
Таким образом, в веберской методологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде отношений несомненно отличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировал различные типы пророчества (этического и личного примера), религиозных организаций, ценностных ориентации.
М. Вебер совершил плодотворный отход от позитивизма и ввел принцип "понимания" человеческого действия, которое дается, только если исследователь раскрывает значение смыслов, побуждающих человека действовать так, а не иначе. Эти смыслы имеют не индивидуальное значение, а складываются в конструкции, названные Вебером "идеальные типы".
Именно благодаря этой конструкции в поле зрения социологии вошла проблематика типологии обществ, а следовательно и их эволюции в ходе всемирной истории.
Такого рода дискуссии, предметом которых были личность, философия, культура, политические взгляды Вебера, показывают, с моей точки зрения, многочисленные стороны его творчества, дающее право сказать, что Макс Вебер - наш современник. Да, он является нашим современником прежде всего потому, что его творчество, как и творчество всех великих мыслителей, настолько богато и двусмысленно, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает, истолковывает по - разному.
Его труд остается всегда актуальным. Идет ли речь о понимающей социологии, об идеальном типе, о различении между ценностным суждением и отнесением к ценностям, о субъективном смысле поведения как самостоятельном объекте научного интереса социолога, противопоставлении понимания своего поведения субъектами и социологом - по этому поводу можно задавать много вопросов или высказывать возражения.
Веберовскую науку можно определить как усилие, направленное на то, что бы понять и истолковать те ценности, которые люди считали своими творения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ