Неформальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Говоря о том, какую роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал: “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторов экономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
1. Неформальные группы 5
1.1. Общее понятие группы и ее классификация 5
1.2. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации 9
2. Развитие неформальных групп и их характеристика на примере отеля “BEST WESTERN Севастополь” 15
2.1. Общая характеристики отеля “BEST WESTERN Севастополь” 15
2.2. Анализ неформальных групп в отеле “BEST WESTERN Севастополь” 20
2.3. Повышение эффективности управления неформальными группами в отеле “BEST WESTERN Севастополь” 26
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Неформальные Группы..docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Неформальные  группы 5

1.1. Общее понятие группы и ее  классификация 5

1.2. Возникновение неформальной группы  и ее роль в процессе  функционирования  организации 9

2. Развитие  неформальных групп и их характеристика  на примере отеля  “BEST WESTERN Севастополь” 15

2.1. Общая характеристики отеля “BEST WESTERN Севастополь” 15

2.2. Анализ неформальных групп в  отеле “BEST WESTERN Севастополь” 20

2.3. Повышение эффективности управления  неформальными группами в отеле  “BEST WESTERN Севастополь” 26

Заключение 27

Список  используемой литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В трудах по управлению постоянно  подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать  как хорошо смазанный механизм.

Говоря о том, какую  роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал: “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается  в число критических факторов экономического успеха. В недалеком  прошлом конкурентная борьба была сосредоточена  в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных  структур, маркетинга, послепродажного  обслуживания. Но сущность бизнеса  определяют прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.”[4, с. 23]

Руководящие работники  организации  испытывают удовлетворение в  том  случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана  руководства организации.

Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации сводить на нет  усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и  положительное влияние на деятельность формальной организации.

Руководителям “среднего  звена” необходимо примирять требования неформальных групп организации  с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость  побуждает менеджеров к поиску нестандартных  приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных  выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить неформальные группы в организации, раскрыть их возникновение  и осветить их роль в процессе деятельности организации;

Задачи, поставленные для  достижения цели:

1. Раскрыть сущность и  содержание понятий формальная  и неформальная группа;

2. Сделать анализ неформальной  группы. Для этого необходимо: дать  общее понятие группы, рассмотреть  отличия неформальных групп от формальных;

3. Изучить проблемы неформальных  групп в гостиничном менеджменте;

4. Выявить методы, позволяющие  усилить власть и контроль  над неформальными группами в  гостиничном менеджменте (на примере  гостиницы “Севастополь”).

Объектом исследования являются неформальные группы в гостиничном  бизнесе.

Предметом исследования являются способы, позволяющие усилить власть и влияние над неформальными  группами.

1. Неформальные группы

1.1. Общее  понятие группы и ее классификация

     Не существует канонизированного  определения малой группы, так  как это достаточно гибкое  и подверженное влиянию обстоятельств  явление. Однако широко принят  достаточно общий, устоявшийся  взгляд на малую группу как  относительно обособленное объединение  двух или более лиц, находящихся  в достаточно устойчивом взаимодействии  и осуществляющих совместные  действия в течение достаточно  долгого промежутка времени. Взаимодействие  членов группы базируется на  неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями , позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.[8, с. 56]

     Характерными особенностями  группы является следующее:

1. Члены   группы   идентифицируют  себя и свои действия с группой  в целом и тем самым во  внешних взаимодействиях выступают  как бы от имени группы. Человек  говорит не о себе, а о группе  в целом, употребляя местоимения  мы, у нас, наши, нам и т.п.;

2. Взаимодействие между членами  группы носит характер непосредственных  контактов, личного разговора,  наблюдения поведения друг друга  и т.п. В группе люди непосредственно  общаются друг с другом, придавая  формальным взаимодействиям “человеческую”  форму;

3. В группе наряду с формальным  распределением ролей, если таковое  существует, обязательно складывается  неформальное распределение ролей,  обычно признаваемое группой.  Отдельные члены группы берут  на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации  усилий членов группы, третьи  заботятся о взаимоотношениях  в группе, о поддержании хорошего  климата в коллективе, четвертые  следят за тем, чтобы был  порядок в работе, все выполнялось  в срок и доводилось до конца.  Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели , отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.

     Существует два типа  групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют  значение для организации и  оказывают большое влияние на  членов организации.

     Формальные группы  обычно выделяются как структурные  подразделения в организации.  Они имеют формально назначенного  руководителя¸ формально определенную  структуру ролей, должностей и  позиций внутри группы, а также  формально закрепленные за ними  функции и задачи.

     Формальная группа  имеет следующие особенности:

1. Она рациональна, т.е. в основе  ее лежит принцип целесообразности , сознательного движения к известной цели;

2. Она безлична, т.е. рассчитана  на индивидов, отношения между  которыми устанавливаются по  составленной программе.

     В формальной группе  предусмотрены только служебные  связи между индивидами, и она  подчиняется лишь функциональным  целям. К формальным группам  относятся:

1. Вертикальная (линейная) организация,  объединяющая ряд органов и  подразделений таким образом,  что каждое из них находиться  между двумя другими  -  выше- и нижестоящими, а руководство  каждым из органов и подразделений  сосредоточено в одном лице;

2. Функциональная организация,  в соответствии с которой руководство  распределяется между рядом лиц,  специализирующихся на выполнении  определенных функций и работ;

3. Штабная организация, характеризующаяся  наличием штаба советников, экспертов,  помощников, не включенных в систему  вертикальной организации. 

     Формальные группы  могут быть сформированы для  выполнения регулярной функции,  как, например, бухгалтерия, а  могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

     Неформальные группы  создаются не распоряжениями  руководства и формальными постановлениями,  а членами организации в соответствии  с их взаимными симпатиями, общими  интересами, одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Данные группы  существуют во всех организациях, хотя они не представлены в  схемах, отражающих строение организации,  ее структуру.

     Неформальные группы  обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения,  люди хорошо знают, кто входит  в их неформальную группу, а  кто нет. В неформальных группах  складывается определенное распределение  ролей и позиций. Обычно эти  группы имеют явно или неявно  выраженного лидера. Во многих  случаях неформальные группы  могут оказывать на своих членов  влияние равное или даже большее,  чем формальные структуры.

      Неформальные группы  представляют собой спонтанно  (самопроизвольно) сложившуюся систему  социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или  менее длительного межличностного  общения. 

     Неформальная группа  проявляется в двух разновидностях:

1. Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.

2. Представляет социально-психологическую  организацию, выступающую в виде  межличностных связей, возникающих  на основе взаимного интереса  индивидов друг к другу вне  связи с функциональными нуждами,  т.е. непосредственная, стихийно  возникающая общность людей, основанная  на личном выборе связей и  ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.).

     Картина неформальной  группы чрезвычайно пестра и  изменчива по направленности  интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному  составу и т.д. В зависимости  от идейной и нравственной  направленности, стиля поведения  неформальные организации можно  классифицировать по трем группам:

1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2. Асоциальные т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3. Антисоциальные. Эти группы –  самая неблагополучная часть  общества, вызывающая у него тревогу.  С одной стороны, нравственная  глухота, неспособность понять  других, иную точку зрения, с другой  – часто собственные боль и  страдания, выпавшие на долю  этой категории людей, способствуют  выработке крайних взглядов у  отдельных ее представителей.

 

 

 

1.2. Возникновение неформальной  группы и ее роль в процессе  функционирования организации

     Причиной возникновения  неформальной группы в формальной  организации является неизбежная  ограниченность формальной организации,  которая не может охватить  и регулировать все процессы  функционирования социальной организации. 

     Если люди вступают  в формальные организации для  осуществления целей организации,  либо им нужно вознаграждение  в виде дохода или ими руководят  соображения престижа, то принадлежность  к неформальной группе может  дать людям психологические выгоды  не менее важные для них,  чем получаемая зарплата.[8, с. 15]

     В соответствии с  классификацией, данной А.Маслоу, первичные потребности – физиологические, потребность в безопасности и защищенности, а также вторичные – социальные , уважение и самовыражение. Может ли формальная организация обеспечить удовлетворение всех потребностей в полной мере? Очевидно нет. Возникновение неформальной организации является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми.

     Возникновение неформальной  организации также связано с  формированием среды взаимодействия  членов организации. Группы возникают  в организации и функционируют  как обособленные структурные  подразделения в связи с тем,  что в результате разделения  труда выделяются отдельные специализированные  функции, требующие для своего  выполнения определенной совокупности  людей, обладающих определенной  квалификацией, имеющих определенную  профессию и готовых в системе  совместной деятельности выполнять  определенную работу.

     Личность многогранна.  И чем больше “граней”, тем  более многообразны ее потребности,  а следовательно, тем труднее обеспечить их удовлетворение только в рамках формальной организации, чем больше оснований для объединения членов организации.

     По мнению Майкла  Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются:

1. Чувство принадлежности;

2. Взаимопомощь;

3. Взаимозащита;

4. Тесное общение;

5. Заинтересованность 

     Самой первой причиной  вступления в неформальную группу  является удовлетворение потребности  в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности  устанавливать и поддерживать  социальные контакты, склонны быть  неудовлетворенными. Возможность принадлежать  к группе поддержка с ее  стороны тесно связаны с удовлетворенностью  сотрудника. И все же, несмотря  на то, что потребность в принадлежности  широко признается, большинство  формальных организаций сознательно  лишают людей возможностей социальных  контактов. Поэтому люди часто  вынуждены обращаться к неформальным  организациям, чтобы эти контакты  обрести.

Информация о работе Неформальные группы