Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Файлы: 1 файл

социология!.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)
  1. Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество».

 

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».

Социальная жизнь тесно связана  с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким  образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. 

Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля.

Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и 

2. Структура социологического  знания.

 

Согласно приведенному выше понимания социологии можно рассматривать  и структуру социологического знания: 
-общие социологические теории, которые отражают определяющие тенденции становления и функционирования социальных общностей, общую роль и место в этих процессах человека как существа социального; 
-специальные социологические теории, исследующие развитие и воспроизводство человеком отдельных социальных общностей, а также суть и основные характеристики человека социального; 
-отраслевые социологические теории, раскрывающие механизм жизнедеятельности и функционирования социальных общностей в определенных сферах общественной жизни и процессы социализации человека; 
-эмпирические социологические исследования, направленные на выяснение, анализ и обобщение социальных фактов: действий, поступков, мышления людей, конкретных продуктов человеческой деятельности, развития и взаимодействия созданных людьми социальных сообществ; 

 
Структуру социологического знания можно  изобразить следующим образом: 
 
1.Общие социологические теории 
Специальные социологические теории: 
-социология личности 
-социология семьи 
-социология молодежи 
-социология города 
-социология села 
-социология класса, состояния 
-социология нации 
-социология конфликта 
-социология социальных отклонений 
 
2.Отраслевые социологические теории: 
-социология культуры 
-социология политики 
-социология труда и управления 
-социология досуга 
-социология воспитания 
-социология образования 
 
2.Эмпирические социологические исследования 

 

3. Социология и смежные науки.

Общество является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому  важно уточнить, каким образом  соотносятся и чем отличаются предметные области социологии, истории, политологии, экономической науки. При этом мы будем исходить из наиболее общего современного определения предмета социологии – изучение социальных отношений (включающих разного рода взаимодействия как особый вид отношений).

Итак, история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы. Не в том смысле, что, скажем, войны не повторяются, а в том, что никогда не было двух одинаковых войн. Каждая война отличается от другой – участниками, временем, местом, течением военных действий и последствиями.

По замечанию Макса Вебера, историк  имеет дело с событиями, локализованными  в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ отдельных заметных личностей.

Те же самые исторические события  могут служить предметом изучения и для социологов. Но их привлекают общие характеристики, типичные для  войн вообще или для войн определенных эпох и т. п. В изучении общественного мнения (отражающего, кстати, те самые «социальные отношения») для социолога важными являются такие характеристики респондента, которые позволяют отнести его к определенной группе, определенному типу.

Сферой научных интересов политологии, также недавно оформившейся в самостоятельную дисциплину, является изучение взаимоотношений (сравните – тоже «отношений», как и в социологии) людей, различных социальных групп, связанных с завоеванием и удержанием политической власти, а также ее использованием. Политология изучает социальные отношения в отдельной, специфической сфере общественной жизни. Любые факты, явления или процессы, информация о которых может предоставляться историей и социологией, рассматриваются политологами лишь постольку, поскольку они оказывают (прямо или опосредованно) влияние на политику. В этой связи следует отметить, что современная западная политология в значительной мере «выросла» из политической социологии.

Предметной областью исследований экономической науки, так же, как и социологии и политологии, являются отношения, но уже в другой сфере жизнедеятельности общества – в экономике. Экономическая наука изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями.

В отличие от политологии и экономики, социология исследует все сферы  общественной жизни в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга.

Определенные трудности представляет разведение предметов социологии и  психологии (и социальной психологии) – наук, занимающихся изучением поведения людей и их групп. Дело в том, что в реальном поведении человека крайне сложно выделить влияние собственно социальных или психологических факторов. В самом общем виде можно сказать, что психология изучает характеристики и механизмы регуляции поведения отдельных индивидов.

Социальная психология ориентирована на исследование поведения человека в группе и изучение малых групп, рассматриваемых как единое целое. Члены малых групп находятся, преимущественно, в непосредственном контакте между собой и испытывают взаимное влияние. Важное место здесь занимает учет личных особенностей индивидов.

4. Социологические воззрения  античности.

 

Наиболее ранние теории общества в истории европейской мысли  возникли в рамках античной философии. Первыми социологами Античности явились Платон и Аристотель.

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в его трудах «Государство», «Законы», «Политика». В «Государстве» Платон утверждает, что главной причиной появления общества стала необходимость объединения, в отсутствие которого люди не могли удовлетворить своих насущных потребностей. Человеческое общество, по Платону, должно стремиться к воспроизводству некоего идеала. Эта идеальная общественная система сознательно создается и управляется интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до того момента, пока в нем не установится твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Наиболее стабильным надо считать общество, которое разделено на три сословия (класса): первый (высший), состоящий из мудрецов, управляющий государством; второй (средний), включающий воинов, охраняющих его от беспорядка и смуты; третий (низший), состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите согласно Платону была обусловлена только социальным происхождением.

Платон предложил классификацию  форм власти. Он выделял:

1) аристократию (власть избранных); монархию;

3) тимократию (власть воинов);

4) олигархию (власть небольшой группы богачей);

5) демократию (в том числе ее крайнюю форму охлократию – власть толпы);

6) тиранию;

7) идеальное государство.

Аристократия и монархия Платоном были отнесены к правильным типам государственного устройства, следующие пять форм – к неправильным. Идеальная же форма государства просто не могла существовать в реальности.

У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный средний класс Античности. Кроме него, обозначаются еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Наиболее эффективное управление обществом достигается в том случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, в то время как средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Будучи учеником Платона, он впоследствии оказался его противником. Аристотель сыграл неоценимую роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, сохранившуюся до сих пор.

Свои социальные взгляды  Аристотель изложил в трактате «Политика». Пожалуй, именно эту работу можно считать первым сочинением на социальную тематику, перед написанием которого было проведено, как мы бы сейчас сказали, обширное эмпирическое исследование.

В основе государства он видел  семью, в которую включал и рабов. Именно поэтому идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев, а не богачам или беднякам.

 

5. Социологические воззрения средневековья.

 

Распад античного общества в Европе и формирование новой системы общественных отношений, нового мировосприятия и способа жизни представляют уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социального познания. В условиях рабовладения человек полностью зависел от природы и государства. Мировоззренческое представление укладывалось в рамки фатализма, предначер-танности судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находился в центре государства — полиса, жил его законами, действовал и созидал в той мере, в какой укладывалось его представление о всеобщей зависимости. И такое состояние человека толкало на борьбу со всеобщей зависимостью. Борьба со всеобщей зависимостью сопровождается глубинными преобразовательными процессами особенно в сфере социально-политической и духовной. В обществе сменяются социальные общности. Рабовладельческие города — полисы со своим демократическим управлением уступают место крупным государственным многонациональным объединениям, возглавляемым императорами и т. п. Монархическое единовластие требовало уже такую идеологическую силу, которая объединяла бы этнически разношерстную империю в единое целое. Такой цели полностью соответствовало и вытеснение многобожия — христианством.  
 
Христианство по-новому поставило проблему свободы личности вообще и проблемы религиозной свободы, в частности. Проблема социальной свободы остро стоявшая в рабовладельческом обществе, христианством ставится в самом широком значении как проблема равенства всех людей перед Богом и между собой, как созданных по образцу божьему. На рубеже двух эр возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых принципов: во-первых, мировоззренчески космологический фатализм сменяется христианским предвидением; во-вторых, в социально-историческом и политическом аспектах осуществляется переориентация взглядов с демоса-полиса как субъекта на личность как творческую силу в системе политических отношений; в-третьих, соединение христианского предвидения с земным субъективизмом и индивидуализмом выразилось в учении о свободе индивидуального выбора и личной ответственности за выбор перед сверхестест-венным неземным судьей — Богом. Совокупность таких взглядов на мир существенно сказалось на процессе перерастания рабовладельческих отйошений в феодальные, потому что в основе процесс определяется не экономическим, а идеологическим фактором - -христианством, которое с 325 г. стало государственной религией еще рабовладельческой Римской империи. Христианство становится господствующим элементом духовной жизни общества и подчиняет контролю все звенья социального организма. Переориентация всей жизни общества на религиозной основе познания отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит на небеса. Наука становится лишней, превращается в служанку религиозной идеологии — христианства. 
 
С V в. берет начало эпоха Средневековья, в которой выделяется три периода: раннее средневековье (V—XI вв.), период развитого феодализма (XI—XV вв.), позднее средневековье (конец XV—середина XVII в.). Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром — шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знаний незаслужено занижена. Стремление к возрождению научного поиска на основе античного населения жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения о социологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось под покровительством христианского богословья, основывающегося на христианской философии, рассматривающей человека продуктом Божьего творенья. 
 
Видный и достаточно известный религиозный мыслитель средневековья Аврелий Августин (Блаженный) (354—430 гг.) в трудах «О граде божьем», «Земном граде» и др. противопоставляет государству мистически понимаемый «божий град» — церковь, рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земным царством материи. Августин развивает теологическое понимание истории, подчеркивая, что исторические события зависят от божественного провидения, определял жизнь общества как противостояние двух противоположных царств — грешного (языческого) и божественного. Языческое царство воплощено в государственных учреждениях Римской империи, а божественное — в общине избранных наделенных благодатью, то есть в церкви. Их борьба вела к окончательной победе церкви — к господству католической религии. Не отрицая светской власти, Августин по существу, признавал приоритет над светской властью духовной власти и в такой форме освещал государственную власть. Не считая рабство божественным созданием, Августин однако, призывал терпеть его как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. 
 
Социологический интерес представляет попытка в христианской литературе создать общечеловеческую концепцию философии истории, опирающуюся на принцип развития человечества на религиозных убеждениях, на понимании,что все от Бога — и власть, и государство и т. п. Разумный человек стремится к Богу, к духовному началу. Бог все знает наперед, руководит поступками и помыслами людей, всей их жизнью. Только Богу известно, кто достигнет спасения, кто будет нести наказанье, божью кару. И человек, застигнутый в тяжелые тиски социальной жизни, обращается к религии, к Богу ища именно в религии, в Боге защиту от всех бед и горестей. Самые благочестивые поступки и помыслы человека не могут изменить предназначенную ему судьбу. Такая фаталистичность пророждала противоречие между пониманием свободы и свободы воли (богом предоставленную свободу выбора наилучшего — божественной благодати) и вызывала критику даже церковников, потому что не давала возможности попасть в царство небесное — Божье царство даже праведникам. Моделью всемирной истории Августина стала Библия. Главные этапы развития общества Августин уподобляет возрастным периодам жизни человека. В истории человека Августин выделяет шесть периодов, символизирующих шесть дней творения Богом мира: первый — младенчество — от Адама и Евы до потопа; второй —детство — от потопа до Авраама; третий — от Авраама до Давида; четвертый — юность — от Давида до Вавилонского плена, когда в 597 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил в Вавилон всех иудеев, кроме бедноты; пятый — зрелость от вавилонского плена до рождения Исуса Христа; шестой — старость — от пришествия Исуса Христа, возникновения христианства и до Страшного суда, который нельзя предвидеть. В истории действуют: общество Земное и общество Небесное. Одни живут по человеческим стандартам, другие же в соответствии с божественными. Символично, что Августин называет два типа людей государствами, двумя объединениями человеческих сущностей одному из которых предназначено царствование вечное с Богом, а другому — испытывать вечную кару вместе с дьяволом. Для Земного града присуща стремление к власти, охватывающее и правителей, и зависимых, и покоренных, тогда как представителей града Небесного объединяет чувство взаимного служения поставленных у власти и зависимых, чувство взаимной любви и покорности. Модель теократического государства, созданная Августином, предполагает абсолютное подчинение светской власти авторитету церкви.

 

6. Социологические теории Нового  времени.

 

Значительное влияние  на развитие научной мысли Нового времени в целом и социальной мысли в том числе оказали  труды Аристотеля. Они стали важным событием, подтолкнувшим многих мыслителей отказаться от схоластических богословских идей в пользу более широкого взгляда на действительность.

Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии.

Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил  из Божественной воли: Бог так устроил  мир, и людям нужно просто подчиниться  его воле, а значит, любые попытки  человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.

Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку  она является моделью мира, которым  правит Бог.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера.

По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Он предложил свои принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности.

Закон первый: действиями людей  правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).

Закон второй: умный правитель  не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют  свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.

Закон третий: творить зло  надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они  редки, наказания же надо производить  сразу и в больших количествах.

Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ. Он разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию (изучает природные законы) и гражданскую философию (изучает человеческое общество). Гоббс стал первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.

Информация о работе Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»