Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:18, курс лекций
Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная жизнь тесно
Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.
Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля.
Социология определяется в разнообразных вариантах:
1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);
4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и
2. Структура социологического знания.
Согласно приведенному выше
понимания социологии можно рассматривать
и структуру социологического знания:
-общие социологические теории, которые
отражают определяющие тенденции становления
и функционирования социальных общностей,
общую роль и место в этих процессах человека
как существа социального;
-специальные социологические теории,
исследующие развитие и воспроизводство
человеком отдельных социальных общностей,
а также суть и основные характеристики
человека социального;
-отраслевые социологические теории,
раскрывающие механизм жизнедеятельности
и функционирования социальных общностей
в определенных сферах общественной жизни
и процессы социализации человека;
-эмпирические социологические исследования,
направленные на выяснение, анализ и обобщение
социальных фактов: действий, поступков,
мышления людей, конкретных продуктов
человеческой деятельности, развития
и взаимодействия созданных людьми социальных
сообществ;
Структуру социологического знания можно
изобразить следующим образом:
1.Общие социологические теории
Специальные социологические теории:
-социология личности
-социология семьи
-социология молодежи
-социология города
-социология села
-социология класса, состояния
-социология нации
-социология конфликта
-социология социальных отклонений
2.Отраслевые социологические теории:
-социология культуры
-социология политики
-социология труда и управления
-социология досуга
-социология воспитания
-социология образования
2.Эмпирические социологические исследования
3. Социология и смежные науки.
Общество является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому важно уточнить, каким образом соотносятся и чем отличаются предметные области социологии, истории, политологии, экономической науки. При этом мы будем исходить из наиболее общего современного определения предмета социологии – изучение социальных отношений (включающих разного рода взаимодействия как особый вид отношений).
Итак, история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы. Не в том смысле, что, скажем, войны не повторяются, а в том, что никогда не было двух одинаковых войн. Каждая война отличается от другой – участниками, временем, местом, течением военных действий и последствиями.
По замечанию Макса Вебера, историк имеет дело с событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ отдельных заметных личностей.
Те же самые исторические события
могут служить предметом
Сферой научных интересов полит
Предметной областью исследований экономической науки, так же, как и социологии и политологии, являются отношения, но уже в другой сфере жизнедеятельности общества – в экономике. Экономическая наука изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями.
В отличие от политологии и экономики, социология исследует все сферы общественной жизни в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга.
Определенные трудности
Социальная психология ориентирована на исследование поведения человека в группе и изучение малых групп, рассматриваемых как единое целое. Члены малых групп находятся, преимущественно, в непосредственном контакте между собой и испытывают взаимное влияние. Важное место здесь занимает учет личных особенностей индивидов.
4. Социологические воззрения античности.
Наиболее ранние теории общества в истории европейской мысли возникли в рамках античной философии. Первыми социологами Античности явились Платон и Аристотель.
Социальные взгляды Платона наи
Платон предложил
1) аристократию (власть избранных); монархию;
3) тимократию (власть воинов);
4) олигархию (власть небольшой группы богачей);
5) демократию (в том числе ее крайнюю форму охлократию – власть толпы);
6) тиранию;
7) идеальное государство.
Аристократия и монархия Платоном были отнесены к правильным типам государственного устройства, следующие пять форм – к неправильным. Идеальная же форма государства просто не могла существовать в реальности.
У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный средний класс Античности. Кроме него, обозначаются еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Наиболее эффективное управление обществом достигается в том случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, в то время как средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Будучи учеником Платона, он впоследствии оказался его противником. Аристотель сыграл неоценимую роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, сохранившуюся до сих пор.
Свои социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика». Пожалуй, именно эту работу можно считать первым сочинением на социальную тематику, перед написанием которого было проведено, как мы бы сейчас сказали, обширное эмпирическое исследование.
В основе государства он видел семью, в которую включал и рабов. Именно поэтому идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев, а не богачам или беднякам.
5. Социологические воззрения средневековья.
Распад античного общества в Европе
и формирование новой системы общественных
отношений, нового мировосприятия и способа
жизни представляют уникальный процесс
с точки зрения понимания его внутренних
движущих механизмов и логики развития
социального познания. В условиях рабовладения
человек полностью зависел от природы
и государства. Мировоззренческое представление
укладывалось в рамки фатализма, предначер-танности
судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек
находился в центре государства — полиса,
жил его законами, действовал и созидал
в той мере, в какой укладывалось его представление
о всеобщей зависимости. И такое состояние
человека толкало на борьбу со всеобщей
зависимостью. Борьба со всеобщей зависимостью
сопровождается глубинными преобразовательными
процессами особенно в сфере социально-политической
и духовной. В обществе сменяются социальные
общности. Рабовладельческие города —
полисы со своим демократическим управлением
уступают место крупным государственным
многонациональным объединениям, возглавляемым
императорами и т. п. Монархическое единовластие
требовало уже такую идеологическую силу,
которая объединяла бы этнически разношерстную
империю в единое целое. Такой цели полностью
соответствовало и вытеснение многобожия
— христианством.
Христианство по-новому поставило проблему
свободы личности вообще и проблемы религиозной
свободы, в частности. Проблема социальной
свободы остро стоявшая в рабовладельческом
обществе, христианством ставится в самом
широком значении как проблема равенства
всех людей перед Богом и между собой,
как созданных по образцу божьему. На рубеже
двух эр возникает новая социальная концепция,
смысл которой сводится к формированию
новых принципов: во-первых, мировоззренчески
космологический фатализм сменяется христианским
предвидением; во-вторых, в социально-историческом
и политическом аспектах осуществляется
переориентация взглядов с демоса-полиса
как субъекта на личность как творческую
силу в системе политических отношений;
в-третьих, соединение христианского предвидения
с земным субъективизмом и индивидуализмом
выразилось в учении о свободе индивидуального
выбора и личной ответственности за выбор
перед сверхестест-венным неземным судьей
— Богом. Совокупность таких взглядов
на мир существенно сказалось на процессе
перерастания рабовладельческих отйошений
в феодальные, потому что в основе процесс
определяется не экономическим, а идеологическим
фактором - -христианством, которое с 325
г. стало государственной религией еще
рабовладельческой Римской империи. Христианство
становится господствующим элементом
духовной жизни общества и подчиняет контролю
все звенья социального организма. Переориентация
всей жизни общества на религиозной основе
познания отрывает от земли искусство,
образ жизни, другие человеческие ценности
и переносит на небеса. Наука становится
лишней, превращается в служанку религиозной
идеологии — христианства.
С V в. берет начало эпоха Средневековья,
в которой выделяется три периода: раннее
средневековье (V—XI вв.), период развитого
феодализма (XI—XV вв.), позднее средневековье
(конец XV—середина XVII в.). Эпоха Средневековья
в сравнении с античным миром — шаг назад
в развитии научных знаний об окружающей
действительности. Роль знаний незаслужено
занижена. Стремление к возрождению научного
поиска на основе античного населения
жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения
о социологических изысканиях в эпоху
Средневековья. Схоластика и теология
на целые века затормозили развитие научных
знаний. Все находилось под покровительством
христианского богословья, основывающегося
на христианской философии, рассматривающей
человека продуктом Божьего творенья.
Видный и достаточно известный религиозный
мыслитель средневековья Аврелий Августин (Блаженный) (354—430 гг.) в трудах «О граде божьем»,
«Земном граде» и др. противопоставляет
государству мистически понимаемый «божий
град» — церковь, рассматривает человека
как посредника между вечным царством
духа и земным царством материи. Августин
развивает теологическое понимание истории,
подчеркивая, что исторические события
зависят от божественного провидения,
определял жизнь общества как противостояние
двух противоположных царств — грешного
(языческого) и божественного. Языческое
царство воплощено в государственных
учреждениях Римской империи, а божественное
— в общине избранных наделенных благодатью,
то есть в церкви. Их борьба вела к окончательной
победе церкви — к господству католической
религии. Не отрицая светской власти, Августин
по существу, признавал приоритет над
светской властью духовной власти и в
такой форме освещал государственную
власть. Не считая рабство божественным
созданием, Августин однако, призывал
терпеть его как и бедность, проповедовал
аскетизм и веру в загробное блаженство.
Социологический интерес представляет
попытка в христианской литературе создать
общечеловеческую концепцию философии
истории, опирающуюся на принцип развития
человечества на религиозных убеждениях,
на понимании,что все от Бога — и власть,
и государство и т. п. Разумный человек
стремится к Богу, к духовному началу.
Бог все знает наперед, руководит поступками
и помыслами людей, всей их жизнью. Только
Богу известно, кто достигнет спасения,
кто будет нести наказанье, божью кару. И человек, застигнутый в тяжелые тиски
социальной жизни, обращается к религии,
к Богу ища именно в религии, в Боге защиту
от всех бед и горестей. Самые благочестивые
поступки и помыслы человека не могут
изменить предназначенную ему судьбу.
Такая фаталистичность пророждала противоречие
между пониманием свободы и свободы воли
(богом предоставленную свободу выбора
наилучшего — божественной благодати)
и вызывала критику даже церковников,
потому что не давала возможности попасть
в царство небесное — Божье царство даже
праведникам. Моделью всемирной истории
Августина стала Библия. Главные этапы
развития общества Августин уподобляет
возрастным периодам жизни человека. В
истории человека Августин выделяет шесть
периодов, символизирующих шесть дней
творения Богом мира: первый — младенчество — от Адама и Евы до
потопа; второй —детство — от потопа до Авраама; третий — от Авраама до Давида; четвертый — юность — от Давида до Вавилонского
плена, когда в 597 г. до н. э. вавилонский
царь Навуходоносор захватил Иерусалим
и переселил в Вавилон всех иудеев, кроме
бедноты; пятый — зрелость от вавилонского плена до
рождения Исуса Христа; шестой — старость — от пришествия Исуса Христа,
возникновения христианства и до Страшного
суда, который нельзя предвидеть. В истории
действуют: общество Земное и общество
Небесное. Одни живут по человеческим
стандартам, другие же в соответствии
с божественными. Символично, что Августин
называет два типа людей государствами,
двумя объединениями человеческих сущностей
одному из которых предназначено царствование
вечное с Богом, а другому — испытывать
вечную кару вместе с дьяволом. Для Земного
града присуща стремление к власти, охватывающее
и правителей, и зависимых, и покоренных,
тогда как представителей града Небесного
объединяет чувство взаимного служения
поставленных у власти и зависимых, чувство
взаимной любви и покорности. Модель теократического
государства, созданная Августином, предполагает
абсолютное подчинение светской власти
авторитету церкви.
6. Социологические теории Нового времени.
Значительное влияние на развитие научной мысли Нового времени в целом и социальной мысли в том числе оказали труды Аристотеля. Они стали важным событием, подтолкнувшим многих мыслителей отказаться от схоластических богословских идей в пользу более широкого взгляда на действительность.
Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии.
Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.
Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог.
Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера.
По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Он предложил свои принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности.
Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).
Закон второй: умный правитель
не должен выполнять всех своих обещаний
(ведь и подданные не всегда выполняют
свои обязательства перед
Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах.
Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ. Он разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию (изучает природные законы) и гражданскую философию (изучает человеческое общество). Гоббс стал первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.