Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Файлы: 1 файл

социология!.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, он разработал концепцию  общественного договора, на основе которой позже было развито понятие  гражданского общества. По Гоббсу, естественное состояние людей – это абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди заключили некий общественный договор, в результате которого и появилось гражданское общество. Гоббс выделял три типа правления:

1) демократию;

2) аристократию;

3) монархию.

 

 

7. Утопические социологические  теории.

 

Социальная  утопия – это ложная теория, которая  призывает к регрессу социальной структуры, к насильственной отмене великих социальных изобретений. Утопия в переводе с греческого - это «место, которого нет». Социальная утопия – это сказка для взрослых. Утописты – это лжеучёные, которые предлагали социальные утопии. Утописты предлагали отменить различные социальные организации и формы социального конфликта и контроля – правительство, государство, бюрократию, правоохранительные органы, армию, частную собственность, религию и церковь, семью, а также войну и рынок. Эти организации, виды социального конфликта и контроля представляют собой «скелет» социальной структуры, самые существенные элементы и связи этой структуры. Если отменить эти элементы и связи, то социальная структура просто обрушится. Прогресс человеческого общества в том и состоял, что человечество с большим трудом изобретало и встраивало каждый новый элемент в социальную структуру. Каждый новый элемент выполняет в обществе свою специфическую функцию. Можно сделать вывод, что в обществе нельзя отменить ни один вид социального конфликта и контроля. Любая подобная попытка встречает естественное сопротивление людей, здравый смысл которых не позволяет поверить в опасные социальные утопии, поэтому утописты стараются применить насилие с целью заставить людей строить утопию.

Список утопистов: Платон, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джерард Уинстенли, Жан Мелье, Габриель Бонно де Мабли, Морелли, Гракх Бабёф, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Жан Жак Руссо, Роберт Оуэн, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Николай Чернышевский, Фридрих Ницше и др. Почти все утописты по типу личности были психологами, т.к. только психологи могут сочинять и верить в сказки для взрослых. Часто это были самоотверженные люди, но фанатики утопической идеи. Фанатик – это человек, слепо верящий во внешне привлекательную идею и игнорирующий все факты и аргументы, которые противоречат этой идее. Поэтому спор с фанатиком, как и спор с сумасшедшим, является бесполезным делом. Кстати, многие из утопистов по происхождению были выходцами из высшего и среднего класса, но легальная карьера у них не сложилась по различным причинам, поэтому они были обозлены на весь мир и готовы шагать к власти и богатству по трупам, стать тираном на волне народного возмущения легальным правительством. Они родились непригодными для профессии правителя, военачальника или бизнесмена, на которые наиболее пригодным является спикер. Многие из этих утопистов обещали избавить трудящихся от угнетения, т.е. от социального контроля, но отменить социальный контроль в обществе не представляется возможным в принципе.

8. Предпосылки появления  социологии как науки.

Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как «наука об обществе». Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии». Однако другие ученые среди основоположников социологии упоминают и Ш. Монтескье, и Т. Гоббса, и Дж. Локка, и многих других. В любом случае социология одна из самых молодых наук.

Уже в XVII в. в теориях социальной физики впервые рассматривались идеи об обществе как системе.

Социальные философы того времени рассматривали общество как часть природы («естественное право» Т. Гоббса) и исходили из естественно-научных представлений.

Известные в то время законы естественных наук (геометрии, механики, астрономии и др.) сталкивались с  противоречивыми социальными законами.

Поэтому стали предприниматься  попытки формализации общественных закономерностей. В век Просвещения общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый элемент выполняет свою работу. Так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Социальные мыслители  в XVII в. старались рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо выявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

В XIX в. настало время выхода из рамок философии социологии (изучающей самую сложную форму движения материи – общественную). Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

Другими предпосылками становления  социологии стали переход к рынку  и связанные с этим усложнения социальных процессов, необходимость  осмыслить на качественно новом  уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Экономический уклад капитализма требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы (рабочих) от традиционных для феодального общества ущемлений и преследований. Очевидно, что эти изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом, порождая разного рода социальные конфликты.

Немаловажным является и  тот факт, что именно в середине XIX в. формировался статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В XIX в. социология развивалась в тесной взаимосвязи с социальной философией.

 

9. Функции социологии.

 

Любая наука вносит свою посильную  лепту в улучшение человеческой жизни. Не является исключением и  социология. Питирим Сорокин обозначил одну из основных функций социологии – практическую. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразной человеческой деятельностью.

С первых своих шагов социология ставила перед собой задачу объективно исследовать существующее положение вещей и активно вмешиваться в ход социальных процессов.

Социология выполняет  многообразные функции, в которых  проявляются ее предназначение и  роль. В наиболее общем виде их можно  подразделить на основные: теоретико-познавательную, практическую, политическую и идейно-воспитательную. Однако разграничение этих функций не должно быть излишне жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта изучения этой науки – социальной действительности. Здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным научным теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, которые направлены на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают не как самоцель, а как необходимая предпосылка в дальнейшем осознании себя во внешнем мире.

Не только фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования подчеркивают особенно близкую связь  и тесное взаимодействие социологической  теории, социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому выделяются и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция.

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, которую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы и слои группы широко используют социологические исследования и их результаты.

 

10. Появление социологии как науки в трудах О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

В общественной жизни указанным  стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная.

Между историей науки и  историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в  существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

Социология мыслилась  Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые  управляют природой и другими  организмами. На основании этого  он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов  естественных наук.

Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять  и функцию обоснования рационального, правильного государственного и  общественного порядка. Благодаря  этому можно избежать произвола  правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

Полагая, что общество и  общественные явления должны быть предметом  социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику  и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или  сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит  из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В  ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Положительный вклад О. Конта  в развитие социологии заключается  прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

 ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

Виднейшим представителем натуралистической  ориентации в социологии был Герберт  Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

Эволюция – это универсальный  процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:

1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе;

2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Информация о работе Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»