Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Файлы: 1 файл

социология!.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «эволюция» в социологической  теории Спенсера играет важную роль при  объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

Спенсер выделял два типа общества:

1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей  разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его  развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.

Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.

Теория  политической власти М. Вебера

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

Типы власти (по Веберу): •Традиционный (монархия) - легитимность достигается за счет богоизбранности монарха. •Харизматический — власть основывается на личных качествах лидера. Гитлер, Ленин, любой авторитарный режим может служить примером. Однако со временем происходит рутинизация харизмы. Вебер считал харизматический тип наименее стабильным. •Демократический — представительная власть. Легитимность достигается за счет веры людей в рациональность и справедливость данной власти. По Веберу наиболее стабильный тип. Выделил тенденцию к бюрократизации власти. Называл ее сочетание хорошего — обработка при помощи цифр, кодов, удобность, быстрота, и плохого — отсутствие индивидуальности, стандартизация.

8. Типы выборок  в социологическом исследовании

Выборка — это  подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом.Выборка экономит силы и средства исследователей. Проведение полномасштабной переписи или сплошного опроса населения требует значительных финансовых и трудовых затрат, которые к тому же могут пропасть впустую в случае, если в разработке методики исследования были допущены принципиальные просчеты.

Типы выборок:

•Случайная (опрос  каждого 10го например) – маловероятна, есть высокая вероятность получения  не репрезентативную, смещенную выборку (опрос Рублевки на предмет благополучия проживания в москве)

•Стратифицированная (берем образованных людей и нет, а потом смотрим их общую долю) Есть такой допуск – 0,95, при котором  выборка считается оптимальной

•Гнездовая, кластерная или серийная (берем несколько районов) – для местности в основном.

Э. Дюркгейм. Объяснение социального порядка

Социальные  изменения: переход от органического  к неорганическому обществу. Сформировал  концепцию социальной солидарности. Порядок основывается за счет солидарности и норм.

Выделил два  типа солидарности: Механическая —  аграрный строй, солидарность основывается на схожести. Органическая — индустриальный, солидарность основывается на различии.Сравнивал  общество с организмом. Печень и  сердце — два абсолютно разных органа, однако работая вместе, они служат на благо организма. Считал, что в органическом обществе люди, несмотря на различия понимают необходимость работать сообща и выполняют свою функцию. Не отрицал существование конфликта, лишь считал, что тот не несет никакой позитивной функции.

Нормальное  состояние общества характеризуется  наличием социального порядка - нормативных  «правил игры» (формальных и неформальных), которым следуют члены общества. Если порядок разрушается, общество испытывает дефицит социальной солидарности и вступает в состояние аномии – ценностно-нормативного вакуума.Аномия (беззаконие, безнормность) — отклоняющееся поведение (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).

6. Современные  типы семьи

Современные группы семей: магистральные; боковые.

Магистральные включают в себя:

•Патриархальный (традиционный) тип — главенствующая роль принадлежит мужчине, большое  количество детей, под одной крышей живет 3-4 поколения.

•Детоцентристские семьи — главной целью является рождение и воспитание ребенка. Партнеры необязательно подходят друг другу, по сути, вместе их удерживают только обязательства перед детьми.

•Супружеские (партнерские, равноправные, эгалитарные) семьи — сексуальная гармония, эмоциональная близость, духовная близость, одинаковые представления на экономическую политику в семье. Под крышей живет не более 2х поколений.

Боковые или  альтернативные семьи включают в  себя:

•Неполные семьи  — лишь один родитель. Чаще всего  мать. Хотя, в последнее время  наблюдается тенденция к увеличению количества отцов одиночек. •Бездетные семьи — не имеют детей в силу своих убеждений. •Гражданские (консенсуальные) браки — люди живут не расписываясь. Как правило, переходный этап дабы узнать друг друга, попробовать совместную жизнь и т.д. •Конкубинаторные — следующий этап гражданских браков. Люди, которые не расписываются принципиально по различным причинам. •Однополые браки. •Свингеры — свободно меняют партнеров, понятия измены отсутствует. •Амореанцы — групповые семьи. Свободно меняют партнеров внутри одной группы, а измены на стороне других групп не прощают.

Модель социального  изменения К. Маркса

В основе всего развития человечества лежит социальный конфликт и классовая  борьба. Разделяет общество на Базис  и Надстройку. Базис — это экономические отношения, классы,  Надстройка  включает в себя идеологию, аппарат принуждения, верования (опиум для народа), ценности и.т.д.По Марксу именно в Базисе лежит причина классовой борьбы. Борьбы Тезиса (Феодалы) и Антитезиса (Буржуазия) в результате образуется синтез (капитализм). Считал следующим Тезисом капитализм, а антитезисом пролетариат, синтез коммунизм. Коммунизм должен был стать идеальной последней ступенью в развитии человечества (от каждого по способностям, каждому по потребностям).

Социальные  изменения (В зависимости от исследовательской парадигмы): Переход социального объекта из одного состояния в другое. Смена общественно-экономической формации. Существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре. Изменение установленных социальных образцов поведения. Обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Определяющий  фактор социальных изменений (по К. Марксу) – это рост производственных сил  общества, который ведет к смене  способа производства, а это обеспечивает смену общественно-экономической формации.

Подходы к анализу  социальных изменений (по К. Марксу):Эволюционный - производительные силы объективно и  эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой.Революционный - в ходе развития производственных сил формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений.

Тем самым возникает  конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений.

Прогресс общества возможен только на основе кардинального  обновления способа производства, а  новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществленной новыми классами против прежних, господствующих.

 

 

11 Структурный функционализм  Т. Парсонса и Р. Мертона

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Основные положения:

  1. Общество рассматривается как система;
  2. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;
  3. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

Недостатки теории.

Парсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал;

У Парсонса нет развития, эволюции. Позднее он попытался исправить  этот недостаток, но времени для  основательной проработки вопроса было уже недостаточно;

Парсонс ограничил функции социальных подсистем четырьмя, которых, по его  мнению, было достаточно для выживания  системы в целом; возникает справедливый вопрос о необходимости существования  других функций, присущих обществу и тем или иным способом влияющих на его жизнедеятельность.

Критики функционализма в американской социологии — Чарльз Райт Миллс  и Алвин Гоулднер — отмечали переусложнённость  языка Парсонса и схоластичность теории. Также они показали практическую невозможность в рамках парсоновской версии функционализма описать значимые социальные трансформации, так как в ней возможность конфликта интересов различных социальных групп сводится к минимуму.

 

 

12.Символический интеракционизм  Д. Мида

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986). Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в системе языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

  1. 1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя
  2. 2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости: 

  1. 1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);
  2. 2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

 

Любое организованное сообщество, которое  обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

 

 

 

13.Феноменологическая  социология

Феноменологическая социология – это разновидность понимающей социологии, сторонники которой характеризуют общество как явление, которое было создано и постоянно воссоздается в духовном взаимодействии индивидов. Феноменологическая философия была основана Эдмундом Гуссерлем. Занимаясь развитием радикальных концепций, он хотел создать такую философию, которая обращалась бы к истоком нашего опыта и знания. Он считал, что научное знание все больше отдаляется от реальности, и что подобную связь может восстановить феноменология. Спустя 50 лет аргумент Гуссерля был использован еще несколькими социологами и направлен на устранение устоявшейся социальной теории, особенно против структурного функционализма, который считался оторванным от социальной жизни и опыта.

Информация о работе Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»