Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Файлы: 1 файл

социология!.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Функционалисты  утверждают, что промискуитет позволил человечеству выжить на начальном этапе, для дальнейшего развития. Установление экзогамии это эволюционный процесс.

Конфликтологи говорят, что прогрессу послужил конфликт между человеческим биологическим началом и установленной нормой экзогамии.

Как бы то ни было, человечество вышло из эпохи промискуитета  и начало свой переход от полигамии (множество партнеров) к моногамии (один партнер). И от матриархата  к патриархату. Ни один клан не мог выжить в одиночку, в результате практиковались межклановые связи. Однако, мужчина из другого клана был не более чем средством для зачатия. После чего женщина навсегда возвращалась в свой клан, где и воспитывала ребенка. У всех детей в клане был один отец - вождь.

С развитием  человечества происходил постепенный  переход к патриархату. Эпохи  цивилизации - это эпохи патриархата, где женщины не имели практически  никаких прав до эпохи нового времени.

 

18. Общефилософские определения понятий «система», «структура. Понятия «социальная система», «Социальная структура».

Система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого.

Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.

Социальная  система — целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Социальная  структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.

19. Модель социальной  стратификации.

Социальная  стратификация - система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин «стратификация»  пришел в социологию из геологии, где  он обозначает расположение пластов  Земли по вертикали. Согласно теории стратификации современного общества оно является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.

Типы стратификационных  систем: рабовладельческая; кастовая; сословная (дворянство, купцы, крестьяне, духовенство);классовая: положение  в обществе; границы между классами флюидны, подвижны; зависит от экономического положения, а не от подчинения другому классу; в значительной мере обезличена.

Критерии стратификации: Доход - сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени  и предназначенных для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. Власть( 1) Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти.2) Способность одной стороны влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли последняя к сотрудничеству или нет. 3) Механизм организации и регулирования совместной деятельности.) Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Престиж - оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

 

20. Стратификация  современного российского общества

Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества.

Российское  общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного "социального дна".

Верхний слой включает прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного  субъекта реформ. К нему относятся  элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.

Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой замыкает основную, социализированную  часть общества, его структура  и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов.

Социальное  дно характеризуется главным  образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

 

 

21.Понятие «страта»

Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия.

Основные причины стратификации:

  1. гендерное разделение;
  2. биологические факторы, как различия в способностях;
  3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;
  4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;
  5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.

 

23. Социализация  личности: основные формы и этапы.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого  человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные  свойства и возможности.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается  уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый  возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого  отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается  наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие  годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

В процессе социализации различают ее первичные и вторичные  формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и  социальным нормам, складывающимся в  различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс  включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов  поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

 

24. Теория  социальных ролей

Социальная  роль — это поведение, ожидаемое  от того, кто имеет определенный социальный статус.

Социальные  роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей  обычно подчинен взрослым, и от детей  ожидается почтительность по отношению  к последним. Статус солдат отличен  от статуса штатских; роль солдат связана  с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

 

 

25. Социальная норма, Система социального контроля, Девиантное поведение.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1.Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила  поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2.Нормы морали (нравственности) - правила  поведения, которые сложившись  в обществе, выражают представления  людей о добре и зле, справедливости  и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3.Нормы обычаев - это правила  поведения, которые, сложившись  в обществе в результате их  многократного повторения, исполняются  в силу привычки.

4.Нормы общественных организаций  (корпоративные нормы) - это правила  поведения, которые самостоятельно  установлены общественными организациями,  закреплены в их уставах (положениях  и т. п.), действуют в их пределах  и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Взаимодействие социальных норм

Право и мораль являются основными регуляторами общественных отношений. Будучи социальными нормами, моральные и правовые нормы имеют  много общих черт, но есть и принципиальные различия. В правовых нормах выражается государственная воля, в моральных нормах - общественное мнение и самосознание людей, правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, моральные нормы - силой общественного мнения и внутренним убеждением. Моральные нормы распространяют своё действие на более широкую сферу общественных отношений, чем правовые нормы. Правовые нормы, как правило, закрепляются в письменных источниках, моральные нормы - лишь в сознании людей, что даёт более широкие возможности для их толкования. Многие общественные отношения (например, личные отношения в семье), не могут регулироваться нормами права, многие из них регулируются моральными и другими социальными нормами, некоторые вообще не регулируются социальными нормами. И моральные, и правовые нормы должны основываться на общих нравственных началах (добро, правда, справедливость), на общечеловеческих ценностях, в противном случае они теряют свою социальную ценность.

Информация о работе Объект и предмет социологии. Подходы к определению понятий «Социальное», «Общество»