Образовательная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни каждого гражданина современной России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………......…...3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6
1.1 Состояние системы образования …………………………………..…8
Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…..….14
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…..16
Глава 3. Политика Ульяновской области в сфере образования………..22
3.1. Финансирование образования……………………………………….27
3.2. Основные показатели деятельности Министерства Образования
Ульяновской области...………………………………………………29
Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32
Заключение………………………………………...………………………36
Список используемой литературы………………………………..……..38

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНИЙ КУРСАЧ.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и бизнеса

Факультет управления

Кафедра экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Система муниципального управления»

на  тему:

«Образовательная политика в Российской Федерации»

 

 

 

Выполнил: студент группы ГМУ-О-10/1 
Хасанов Л. Р.

Научный руководитель: доцент 
Слепова В. В

 

 

Ульяновск  2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………......…...3

Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6

1.1 Состояние  системы  образования …………………………………..…8

Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11

2.1 Принципы  государственной  политики в сфере образования…..….14

2.2 Проблемы  и направления  модернизации системы образования…..16

Глава 3. Политика Ульяновской  области в сфере образования………..22

3.1. Финансирование образования……………………………………….27

3.2. Основные показатели  деятельности Министерства Образования 
                 Ульяновской области...………………………………………………29

Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32

Заключение………………………………………...………………………36

Список  используемой литературы………………………………..……..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Новое столетие по смыслу является веком образования. В условиях глобализации и информатизации невозможно представить  себе социально успешного человека и гражданина, не обладающего основными  навыками, достигаемыми посредствам  образования.

Именно образование сегодня  является для человека проводником  в общество, выступает в качестве социального капитала гражданина, залога успешности.

Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни  каждого гражданина современной  России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает  или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность  образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании  и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых  аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и  использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.

От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества.

Система образования формирует  гражданина, тем самым оказывает  воздействие на политическую сферу  общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает  влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и  предпосылки для социальной мобильности  человека или социальной группы, сохраняет  и передает культурное достояние  общества из поколения в поколение.

Проблемы формирования и  реализации образовательной государственной  политики приобрели особую актуальность в мировом сообществе на рубеже XX и XXI веков, когда оказалось, что от уровня интеллектуального потенциала какой-либо страны в значительной степени  будут зависеть ее реальные возможности  добиться в перспективе динамичного  социально-экономического развития и  процветания.

Передовые страны выдвигают  образование в качестве одного из важных приоритетов своей глобальной политики и национальной безопасности. Школьная система является естественной базой для осуществления основного  качественного образования и  воспитания подрастающих поколений, подготовки достойных граждан, способных добиться позитивного развития своей родины.

     Тема  исследования  является актуальной в  связи  с происходящими качественными   изменениями в современной образовательной   политике развитых стран, оказывающих   существенное влияние на отечественную   систему образования. 

Если прежняя идеология  образования рассматривала человека в основном как исполнителя, пассивного элемента производства, то новая образовательная  политика ориентируется на воспитание интеллектуально активного, универсального по своим возможностям гражданина, способного эффективно реализовать  свои знания и призвание на благо  общества.

     От  состояния  образования зависит  не только  формирование политически  грамотного  и профессионально подготовленного   специалиста, но и судьба политического   и социально-экономического строя  страны, проведение прогрессивных  демократических преобразований. Отсюда  тесная взаимосвязь политики  государства и проблем образования. 

Цели образования и  государства должны совпадать в  главном — в воспитании достойной  смены, способной обеспечить стране лучшее будущее.

     Объектом исследования  является система образования.

     Предметом  – является государственное регулирование  системы образования.

     Цель: На основе  имеющихся законодательных актов  проанализировать превалирующую  тенденцию законодательства РФ  в образовательной сфере и  выявить основные пути её реформирования.

     Задачи:

     выявить основные  проблемы развития образования   в России и возможные пути  их преодоления; 

     определить  на основании действующего законодательства  Российской Федерации в области   образования принципы образовательной   политики, а также ведущие цели  и направления развития образования;

     рассмотреть  мероприятия программы реформирования  системы образования и ожидаемые  результаты от них.

     Методы  исследования  представляют собой совокупность  различных методов:  Сравнение,  системный анализ, сбор материала   и обработка данных.

Ключевую  роль в исследовании играет метод  анализа и синтеза  – изучение объекта путем разложения его  на простые составные части  и  изучение отдельных частей.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система образования  в Российской Федерации

 

     Система образования  в Российской Федерации – одна  из подсистем общества, имеющая  свою внутреннюю организацию  и функциональную связь с другими  социальными системами. 

     Как и любая  социальная система, система   образования нуждается в упорядочении  своей организации, в наличии  управляющих органов, которые,  в свою очередь, тоже образуют  самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее обособление  (с учетом специфики форм и  методов управления). Внутренне же, содержательно обе системы находятся  в диалектическом единстве, имея  единые цели своего функционирования.

     Исследуя  содержательное  наполнение функционирования системы  управления образованием, определим  понятие «управление».

     Под «управлением  социальными системами» мы понимаем  целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее  воздействие людей на собственную  общественную, коллективную и групповую  деятельность, осуществляемое как  непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные  структуры (государство, общественные  объединения, партии, организации  и т.п.).

     Особенности  управления в образовании как   социальной системе, определенной  сфере жизнедеятельности общества, обусловлены ее специфическим  характером, выделяющимся в социальной  и экономической структуре общества.

 С одной стороны,  образование как процесс, результат  представляет собой социальное, нематериальное благо.

С другой – относится в экономическом смысле к товару, обладающему потребительской ценностью, т.е. способному удовлетворять интересы и потребности личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства.

В связи с этим, никак  нельзя согласиться с мнением, что  образование человека, его развитие через учение, просвещение является сугубо частным делом; государство  никак не должно вмешиваться в  образование, и никто, кроме самих  граждан, не может управлять образованием.

Образование в широком  смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с  помощью которого государство может  формировать людей по своему подобию.

Аристотель признавал  образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством  достижения экономических, социальных и политических целей государства. И теоретики права, и административисты  по-прежнему рассматривают управление образованием как одно из направлений  деятельности государства.

            Право на образование – это   конституционное установление, составляющее  основы правового статуса личности, именно государство с его возможностями  должно стать подлинным гарантом  конституционных прав личности; в том числе в сфере образования. 

Меры государственной  поддержки образования нужно  сочетать с усилением роли государства  в обеспечении соответствия образовательной  деятельности запросам личности и общества.

     Право на  высшее образование и раньше  гарантировалось  гражданам Конституцией  СССР и в те времена осуществлялось  на конкурсной основе, с целым  рядом ограничений для одних  категорий лиц и преимуществ  для других. Однако существовало  и принципиальное отличие в  механизме его реализации: все  бремя организационных и финансовых  расходов несло государство. 

Провозгласив переход  к рыночной экономике, государство  изменило социальную политику, в том  числе в области образования.

     Согласно  Конституции  Российской Федерации 1993 г., содержание  социальной политики составляет, в частности, государственное  регулирование в сфере образования,  обеспечивающее удовлетворение  минимальных жизненных потребностей  граждан, содействующих росту  их интеллектуального и творческого  потенциала.

«Каждый человек имеет  притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению  которых должно содействовать общество и государство…

     Обретая законодательное  выражение, права  человека  получают дополнительную «энергию»,  а государство, законодательно  закрепляя их, обязывает себя  гарантировать и обеспечивать  права и свободы».

В области реализации социальных прав, к каковым относится право  на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в  данную сферу.

Задача состоит в том, чтобы вести «всестороннюю созидательную  работу», которая позволила бы гарантировать  провозглашенные права.

Право на образование, как  и другие, социально-экономические  права, призвано обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, а  обществу – достойного индивида, способного решать проблемы общества и государства.

 

 

    1. Состояние системы  образования

 

     Конституционное  закрепление права на образование  (статья 43 Конституции РФ) - важнейшая   предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития  общества.

Право каждого человека на образование признается во Всеобщей декларации прав человека и иных международно-правовых актах.

     Под образованием  понимается целенаправленный процесс  обучения и воспитания в   интересах личности, общества, государства,  сопровождающийся констатацией  достижения обучающимися определенных  государством образовательных уровней.

     Состояние  сферы образования России и  тенденции  развития общества  требуют безотлагательного  решения  проблемы опережающего развития  системы образования на основе  информационных технологий, создания  в стране единой образовательной  информационной среды. Информатизация  предполагает сущностное изменение  содержания, методов и организационных  форм образования. 

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс  создает возможности повышения  качества образования.

     Одним из  существенных факторов, воздействующих  на состояние системы образования,  являются процессы демографических   изменений. Это вызывает необходимость   принятия ряда опережающих мер  по сохранению потенциала системы  образования. 

Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням  образования и регионам Российской Федерации.

     Ряд серьезных  противоречий закона анализирует   О.В. Кожевников, отмечая важность  и необходимость правового регулирования   некоммерческих организаций, все  же акцентирует внимание на  дефектах законодательства, которые  противоречат назначению норм  права.

Информация о работе Образовательная политика в Российской Федерации