Образовательная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни каждого гражданина современной России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………......…...3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6
1.1 Состояние системы образования …………………………………..…8
Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…..….14
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…..16
Глава 3. Политика Ульяновской области в сфере образования………..22
3.1. Финансирование образования……………………………………….27
3.2. Основные показатели деятельности Министерства Образования
Ульяновской области...………………………………………………29
Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32
Заключение………………………………………...………………………36
Список используемой литературы………………………………..……..38

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНИЙ КУРСАЧ.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1. Финансирование образования

 

Заключение на проект закона Ульяновской области «Об областном  бюджете Ульяновской области  на 2011 и 2012  годов» подготовлено в  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный  кодекс РФ), законами Ульяновской области  «О бюджетном процессе в Ульяновской  области», «О Счётной палате Ульяновской  области» и иными нормативно-правовыми  актами. 

По подразделу «Общее образование» расходы на 2012 год предусмотрены в сумме 766513,0 тыс. рублей, что меньше расходов 2011 года (829715,7 тыс. рублей) на 63202,7 тыс. рублей, или 8 процентов. 
Расходы по данному подразделу так же предусмотрены:

-Министерству образования  Ульяновской области на финансирование 40 подведомственных учреждений, куда вошли: кадетский корпус юстиции, 12 учреждений дополнительного образования, 8 детских домов, 19 специальных (коррекционных) школ. На 2012 год предусмотрены расходы в сумме 717715,0 тыс. рублей, что меньше расходов 2011 года (804825,7 тыс. рублей) на 87110,7 тыс. рублей, или 10,8 процента. Сокращение расходов объясняется тем, что в 2011 году были предусмотрены расходы на ремонт и оснащение ОГОУ Дворца детского творчества в сумме 70235,5 тыс. рублей, и на оснащение Карсунского кадетского корпуса в сумме 2520,0 тыс. рублей, расходы на эти цели на 2012 год не предусмотрены.  
-По разделу «Начальное профессиональное образование» Министерству образования Ульяновской области на финансирование 15 профессиональных училищ расходы на 2012 год предусмотрены в сумме 309053,7 тыс. рублей, что больше расходов 2012 года (288041,4 тыс. рублей) на 21012,3 тыс. рублей, или 7 процентов. 
-По подразделу  «Среднее профессиональное образование» на финансирование 22 техникумов, подведомственных Министерству образования Ульяновской области, и двух средних специальных учебных заведений, подведомственных Департаменту культуры и архивного дела Ульяновской области, расходы на 2012 год предусмотрены в сумме 427592,0 тыс. рублей, что больше расходов 2011 года на 29621,2 тыс. рублей, или 7 процентов. 

Анализ динамики показателей  прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2011 и 2012 годов  свидетельствует о том, что прогнозируемые темпы роста валового регионального  и индексы потребительских цен  не позволяют решить задачи, поставленные в утверждённой концепции стратегии  развития Ульяновской области до 2013 года, в том числе: обеспечить рост ВРП на 15-16 процентов рост промышленного  производства – на 8-9 процентов в  и добиться увеличения реальной заработной платы на 17 процентов в год (в  прогнозе 2,6-3,7 процента в год). 

 

 

3.2. Основные показатели  деятельности Министерства Образования  Ульяновской области

 

Реализация Комплексов мер  в 2011 и 2012 годах проводилась с  целью формирования развитой системы, обеспечивающей повышение уровня доступности  качественного образования, соответствие региональной системы общего образования  требованиям инновационного развития экономики Ульяновской области.

Средства, выделяемые из федерального бюджета в 2012 году, были направлены на следующие мероприятия:

1) приобретение оборудования  для общеобразовательных учреждений  –297826,9 тыс. рублей, в том числе:

-учебно-лабораторного оборудования  для 110 общеобразовательных учреждений  – 32361,6 тыс. рублей;

-учебно-производственного  оборудования для 110 общеобразовательных  учреждений – 15534,3 тыс. рублей;

-спортивного оборудования  для 268 общеобразовательных учреждений  – 2490,4 тыс. рублей;

-спортивного инвентаря  для всех общеобразовательных  учреждений – 58355,0 тыс. рублей;

-компьютерного оборудования  для 110 общеобразовательных учреждений  – 154673,5 тыс. рублей;

-оборудования для организации  медицинского обслуживания для  48 -общеобразовательных учреждений  –625,2 тыс. рублей;

-оборудования для столовых 49 общеобразовательных учреждений  –33775,9 тыс. рублей;

2) приобретение 54 транспортных  средств для перевозки 1122 обучающихся  общеобразовательных учреждений  – 61249,1 тыс. рублей;

3) пополнение фонда библиотек  всех общеобразовательных учреждений  – 29368,8 тыс. рублей;

4) развитие инфраструктуры 110 общеобразовательных учреждений  –18318,5 тыс. рублей;

5) повышение квалификации, профессиональная подготовка руководителей  общеобразовательных учреждений  и учителей – 12500,0 тыс. рублей;

6) модернизация 77 общеобразовательных  учреждений путём организации  в них дистанционной формы  обучения для обучающихся –  35552,4 тыс. рублей;

7) осуществление мер, направленных  на энергосбережение в 19 общеобразовательных  учреждениях, – 530,3 тыс. рублей.

Объём финансирования на вышеназванные  мероприятия из областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области составил 30352,3 тыс. рублей.

В результате реализации Комплекса  мер в 2011 и 2012 годах были достигнуты системные эффекты:

-обязательная аттестация  учителей не реже 1 раза в 5 лет  с условием подтверждения занимаемой  должности;

-усиление кадрового потенциала  отрасли, в том числе через  повышения квалификации для преподавания  по новым ФГОС и повышение  заработной платы учителей;

-повышение престижа профессии  учителя, в том числе через  увеличение доли учителей в  возрасте до 35 лет к общему  количеству учителей  до 19,7%;

модернизация 77 базовых общеобразовательных  учреждений и создание центров дистанционного образования, в том числе через  улучшение условий широкополосного  доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

-увеличение доли государственных  (муниципальных) общеобразовательных  учреждений, соответствующих современным  требованиям обучения в общем  количестве государственных (муниципальных)  общеобразовательных учреждений  с 65,9 % в 2010 году до 80,2% в 2012 году;

-обеспечение равных возможностей  для получения качественного  образования, в том числе через  создание сети базовых школ  и приобретение школьных автобусов.

В ходе реализации Комплекса  мер в 2011 и 2012 годах были достигнуты социальные эффекты:

-позитивное отношение  родительской общественности ко  всем аспектам новых образовательных  стандартов: в 2011 году (данные социологического  опроса) только 38,2 % респондентов имели  полное представление о преобразованиях  в системе общего образования  в связи с введением ФГОС  НОО, в 2012 году доля родителей,  поддерживающих новые образовательные  стандарты, составила 56 %;

-повышение оценки родителями  удовлетворённости от условий  образования в школе, где обучаются  дети с 41% в 2011 году до 89% в  2012 году;

-повышение значения индекса  по показателю «условия для  поддержания здоровья школьников»  по оценке родителей  в 2012 году до 78,3%;

-удовлетворённость населения  качеством общего образования  (общероссийский рейтинг качества  жизни в регионах Российской  Федерации) – 56,9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогноз развития образования на период до 2020 года

 

    Прогноз состояния  сферы образования базируется   как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от  17 ноября 2008 г. № 1662-р), а  так и на планируемых. результатах реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой.

Профессиональное  и непрерывное образование

В системе профессионального  образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов.  
Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15 % к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда.

В долгосрочной перспективе (к 2025 году) соответствующие негативные тенденции могут привести к сокращению российского ВВП в реальном выражении не менее чем на 10 %, а с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни населения ВВП на душу населения в реальном выражении может снизиться на 15-20 % по отношению к уровню 2010 года.

 Это означает необходимость,  с одной стороны, формирования предложения  высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.

Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций  и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66 % работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. 

В результате Государственной  программы эта тенденция  приведет к повышению роли корпоративной подготовки, к более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.

В результате реализации Государственной  программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний. Она будет включать ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной  экономики, опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров.  

Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в  национальных исследовательских и федеральных университетах.  В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Наряду с этим в регионах будут развиваться  два типа сетей учреждений и организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации.

  С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными.

С другой стороны, ведущие компании разных отраслей будут также совместно с государством развивать сети учреждений, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и СПО в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и учреждений среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа. 

Негосударственное образование  будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом.  Оно будет обеспечивать не менее 30% общего контингента профессионального образования.

Повышение качества рабочих  мест и среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах.  

Опережающими темпами  будет развиваться предложение  коротких программ повышение квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования занимает сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.

Общее, дошкольное и дополнительное образование

Определяющее влияние  на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования окажут четыре внешних тенденции.

Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

 В-третьих, недостаток  предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе  – отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.  

Особенностью сети учреждений и организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет.

Организации дошкольного  образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей. Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования.

Многие сельские школы  станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.). В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы, с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.

Информация о работе Образовательная политика в Российской Федерации