Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа
Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни каждого гражданина современной России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.
Введение……………………………………………………………......…...3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6
1.1 Состояние системы образования …………………………………..…8
Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…..….14
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…..16
Глава 3. Политика Ульяновской области в сфере образования………..22
3.1. Финансирование образования……………………………………….27
3.2. Основные показатели деятельности Министерства Образования
Ульяновской области...………………………………………………29
Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32
Заключение………………………………………...………………………36
Список используемой литературы………………………………..……..38
3.1. Финансирование образования
Заключение на проект закона
Ульяновской области «Об
По подразделу «Общее образование» расходы на 2012
год предусмотрены в сумме 766513,0 тыс. рублей,
что меньше расходов 2011 года (829715,7 тыс.
рублей) на 63202,7 тыс. рублей, или 8 процентов.
Расходы по данному подразделу так же
предусмотрены:
-Министерству образования
Ульяновской области на финансирование 40 подведомственных
учреждений, куда вошли: кадетский корпус
юстиции, 12 учреждений дополнительного
образования, 8 детских домов, 19 специальных
(коррекционных) школ. На 2012 год предусмотрены
расходы в сумме 717715,0 тыс. рублей, что меньше
расходов 2011 года (804825,7 тыс. рублей) на
87110,7 тыс. рублей, или 10,8 процента. Сокращение
расходов объясняется тем, что в 2011 году
были предусмотрены расходы на ремонт
и оснащение ОГОУ Дворца детского творчества
в сумме 70235,5 тыс. рублей, и на оснащение
Карсунского кадетского корпуса в сумме
2520,0 тыс. рублей, расходы на эти цели на
2012 год не предусмотрены.
-По разделу «Начальное профессиональное
образование» Министерству образования Ульяновской
области на финансирование 15 профессиональных
училищ расходы на 2012 год предусмотрены
в сумме 309053,7 тыс. рублей, что больше расходов
2012 года (288041,4 тыс. рублей) на 21012,3 тыс. рублей,
или 7 процентов.
-По подразделу «Среднее профессиональное
образование» на финансирование 22 техникумов,
подведомственных Министерству образования
Ульяновской области, и двух средних специальных
учебных заведений, подведомственных
Департаменту культуры и архивного дела
Ульяновской области, расходы на 2012 год
предусмотрены в сумме 427592,0 тыс. рублей,
что больше расходов 2011 года на 29621,2 тыс.
рублей, или 7 процентов.
Анализ динамики показателей прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2011 и 2012 годов свидетельствует о том, что прогнозируемые темпы роста валового регионального и индексы потребительских цен не позволяют решить задачи, поставленные в утверждённой концепции стратегии развития Ульяновской области до 2013 года, в том числе: обеспечить рост ВРП на 15-16 процентов рост промышленного производства – на 8-9 процентов в и добиться увеличения реальной заработной платы на 17 процентов в год (в прогнозе 2,6-3,7 процента в год).
3.2. Основные показатели
деятельности Министерства
Реализация Комплексов мер в 2011 и 2012 годах проводилась с целью формирования развитой системы, обеспечивающей повышение уровня доступности качественного образования, соответствие региональной системы общего образования требованиям инновационного развития экономики Ульяновской области.
Средства, выделяемые из федерального бюджета в 2012 году, были направлены на следующие мероприятия:
1) приобретение оборудования
для общеобразовательных
-учебно-лабораторного
-учебно-производственного оборудования для 110 общеобразовательных учреждений – 15534,3 тыс. рублей;
-спортивного оборудования
для 268 общеобразовательных
-спортивного инвентаря для всех общеобразовательных учреждений – 58355,0 тыс. рублей;
-компьютерного оборудования
для 110 общеобразовательных
-оборудования для организации
медицинского обслуживания для
48 -общеобразовательных
-оборудования для столовых
49 общеобразовательных
2) приобретение 54 транспортных
средств для перевозки 1122 обучающихся
общеобразовательных
3) пополнение фонда библиотек
всех общеобразовательных
4) развитие инфраструктуры
110 общеобразовательных
5) повышение квалификации,
профессиональная подготовка
6) модернизация 77 общеобразовательных учреждений путём организации в них дистанционной формы обучения для обучающихся – 35552,4 тыс. рублей;
7) осуществление мер,
Объём финансирования на вышеназванные мероприятия из областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области составил 30352,3 тыс. рублей.
В результате реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах были достигнуты системные эффекты:
-обязательная аттестация
учителей не реже 1 раза в 5 лет
с условием подтверждения
-усиление кадрового
-повышение престижа профессии учителя, в том числе через увеличение доли учителей в возрасте до 35 лет к общему количеству учителей до 19,7%;
модернизация 77 базовых общеобразовательных
учреждений и создание центров дистанционного
образования, в том числе через
улучшение условий
-увеличение доли
-обеспечение равных
В ходе реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах были достигнуты социальные эффекты:
-позитивное отношение
родительской общественности
-повышение оценки родителями
удовлетворённости от условий
образования в школе, где
-повышение значения индекса
по показателю «условия для
поддержания здоровья
-удовлетворённость населения
качеством общего образования
(общероссийский рейтинг
Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а так и на планируемых. результатах реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой.
В системе профессионального
образования в ближайшие годы
за счет сокращения численности обучающихся
в силу демографических процессов будет наблюдаться
высвобождение ресурсов.
Вместе с тем снижение численности молодежи
в возрасте 17-25 лет на 12-15 % к 2016 году по
сравнению с уровнем 2010 года приведет и
к сокращению предложения в наиболее гибком
и активном сегменте рынке труда.
В долгосрочной перспективе (к 2025 году) соответствующие негативные тенденции могут привести к сокращению российского ВВП в реальном выражении не менее чем на 10 %, а с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни населения ВВП на душу населения в реальном выражении может снизиться на 15-20 % по отношению к уровню 2010 года.
Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.
Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66 % работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.
В результате Государственной
программы эта тенденция
В результате реализации Государственной программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний. Она будет включать ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров.
Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в национальных исследовательских и федеральных университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей учреждений и организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации.
С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными.
С другой стороны, ведущие компании разных отраслей будут также совместно с государством развивать сети учреждений, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и СПО в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и учреждений среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.
Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно будет обеспечивать не менее 30% общего контингента профессионального образования.
Повышение качества рабочих мест и среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах.
Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышение квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования занимает сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования окажут четыре внешних тенденции.
Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
Во-вторых, продолжит меняться
структура расселения: будут уменьшаться
В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе – отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Особенностью сети учреждений
и организаций дошкольного
Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей. Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования.
Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.). В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы, с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.
Информация о работе Образовательная политика в Российской Федерации