Образовательная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни каждого гражданина современной России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………......…...3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6
1.1 Состояние системы образования …………………………………..…8
Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…..….14
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…..16
Глава 3. Политика Ульяновской области в сфере образования………..22
3.1. Финансирование образования……………………………………….27
3.2. Основные показатели деятельности Министерства Образования
Ульяновской области...………………………………………………29
Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32
Заключение………………………………………...………………………36
Список используемой литературы………………………………..……..38

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНИЙ КУРСАЧ.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

Автору  же, подчеркивая  важность государственного регулирования, хотелось бы подчеркнуть  следующие  моменты, а именно.

     Все участники  общественных отношений  в  сфере образования испытывают  необходимость в получении достоверной  и актуальной информации о  состоянии образования в том  или ином образовательном учреждении  и, в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, они обладают  правом получать эту информацию. Федеральный закон «Об автономных  учреждениях» п.п. 10, 11, 12 ст. 2 обеспечивает  открытость и доступность информации  о своей деятельности.

 Хотя, как отмечает  С.В. Барабанова, публичная отчетность  ставит в неравное  положение  автономное учреждение с другими  участниками рыночных отношений. 

     И немаловажная  позиция нового закона в ст.2, которая предоставляет вузам  финансово-хозяйственную самостоятельность,  а именно автономное учреждение  может привлекать средства за  счет своей деятельности наряду  с бюджетными.

     Таким образом,  не вызывает сомнения, что   главной гарантией устойчивого   развития экономики и социума  остается проведение эффективной  государственной политики сотрудничества  с субъектами гражданского общества, выполняющими миссию развития  интеллектуального потенциала страны  и делающими это наиболее эффективно.

 Организация государственного  регулирования высшего образования  не должна только обеспечивать  баланс публичного и частного   интереса в этой сфере и  отражать все перечисленные особенности. 

Для этого необходимо сохранение государственно-общественного характера  управления, поддержание вузовского самоуправления и эффективная законодательная  поддержка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственная   политика в сфере  образования  РФ

 

1. Российская Федерация провозглашает  область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной  политики Российской Федерации  в области образования является  Федеральная целевая программа  развития образования.

3. Федеральная целевая программа  развития образования разрабатывается  и утверждается Правительством  Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской  Федерации о ходе реализации  Федеральной целевой программы  развития образования ежегодно  представляется палатам Федерального  Собрания Российской Федерации  и публикуется в официальном  печатном органе.

5. В государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, органах,  осуществляющих управление в  сфере образования, создание и  деятельность организационных структур  политических партий, общественно-политических  и религиозных движений и организаций  (объединений) не допускаются.

Российская  Федерация  провозглашает область  образования  приоритетной.

     Основа  государственной  политики в этой сфере выражена  в главных документах, регламентирующих  деятельность системы образования  России:

     Закон Российской  Федерации "Об образовании", принятый Государственной Думой   в 1992 году и скорректированный  в 1996 году;

     Федеральная  целевая программа развития образования   на 2006-2010 годы, принятая Государственной  Думой 23 декабря 2005 г.

     Образование  в Российской Федерации осуществляется  в соответствии с законодательством   Российской Федерации и нормами   международного права. 

     Реализацию  государственной политики и управление  российским образованием на федеральном  уровне осуществляет Министерство  образования и науки Российской  Федерации. 

     Право граждан  России на образование провозглашено   в Конституции Российской Федерации.  Задача законодательства в области  образования - обеспечение и защита  этого права, определение стратегии  и основных направлений развития  образования, его целей и задач,  разграничение компетенции в  области образования между органами  государственной власти и органами  управления образованием различных  уровней.

     В законах,  законодательных актах  и Федеральных  программах закреплены гарантии  государства для всех граждан   России на общедоступность и  бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования и начального  профессионального образования,  а на конкурсной основе - бесплатность  и других ступеней образования.

     Государственный  образовательный стандарт (ГОС) - социальная  норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в  соответствии с Конституцией  РФ. Включает федеральный и национально-региональный  компоненты. Федеральный компонент  ГОС определяет в образовательном  порядке обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ, максимальный объем учебной  нагрузки обучающихся, требования  к уровню подготовки выпускников.

     Главной особенностью  отечественной системы  образования  является её многоуровневость.

     Практически  от рождения и до самого  преклонного возраста для каждого  гражданина России возможно последовательное  получение знаний на следующих  ступенях:

     дошкольное  образование;

     общее образование  (начальное, основное, среднее (полное);

     профессиональное  образование (начальное, среднее,  высшее);

     дополнительное  образование (для взрослых и  детей);

     послевузовское  профессиональное образование (аспирантура,  докторантура, повышение квалификации  и переподготовка).

     Форму получения  образования субъект  образования  (обучающийся) выбирает также   по желанию: в образовательном  учреждении - это очная, очно - заочная  (вечерняя), заочная; форма семейного  образования, самообразования, экстерната.

     С развитием  информационных технологий все  большее развитие получает такая   современная форма как дистанционное   обучение (ДО). На сегодняшний день  изменения  и дополнения в  Закон Российской Федерации "Об  образовании" и Федеральный   закон "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании", принятые Федеральным законом  от 10 января 2003 года № 11-ФЗ, предусматривают  получение образования с помощью  дистанционных технологий в полном  объеме. Это означает, что в отличие  от ранее имевшейся возможности  освоения лишь отдельных образовательных  программ теперь обучающийся  может получить полноценное высшее  образование, находясь на расстоянии  от педагогов ВУЗа. При этом  обязательная итоговая аттестация  выпускников осуществляется традиционными  методами.

В законе "Об образовании" закреплен негосударственный сектор образования.

     Формы собственности,  охватывающие учебные  заведения  различных ступеней образования   могут быть различными: государственной;  муниципальной; частной; других  форм собственности (общественных  объединений, смешанной).

     Каждое  образовательное  учреждение является юридическим  лицом. 

     Государство  гарантирует ежегодное выделение   финансовых средств на нужды  образования  в размере не  менее 10 процентов  национального  дохода.

2.1 Принципы государственной  политики в сфере образования

 

Один  из главных принципов, на которых  основывается государственная политика Российской Федерации в области  образования, это принцип единства федерального образовательного пространства.    Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного  и образовательного пространства.

Защита и развитие системой образования  национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 Современное образование  - это одно из средств  решения  важнейших проблем не только  общества, но и отдельных индивидов.  В любом государстве характер  системы образования определяется  социально-экономическим и политическим  строем, а также культурно-историческими  и национальными особенностями  страны. Требования общества к  образованию выражаются в системе  принципов государственной образовательной  политики. Целью государственной  политики в этой сфере является  создание условий для реализации  гражданами своих прав на образование,  по своей структуре и качеству  соответствующее потребностям развития  экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции Российской Федерации  гарантируется:

     1. право каждого  жителя РФ на  образование;

     2. общедоступность  и бесплатность  дошкольного,  основного общего  и среднего  профессионального  образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях;

     3. право на  конкурсной основе  бесплатно  получить высшее образование   в государственном или муниципальном   образовательном учреждении или   предприятии;

     4. основное  общее образование является  обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми  основного общего образования;

     5. Российская  Федерация устанавливает  федеральные  государственные стандарты,  поддерживает  основные формы  образования  и самообразования.

    Система образования  в России переживает сейчас  радикальные изменения, затрагивающие  все ее элементы и звенья. Переход  к 12-летнему среднему образованию,  введение единого стандартизированного  федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать  в любой вуз в случае набора  нужного числа баллов, хотя и  вызывают много споров, но идут  в русле тенденции сближения  с мировой практикой системы  образования. 

     Наряду  с  государственными учебными заведениями   возникают альтернативные, в том   числе и частные. Расширяются   возможности выбора вариативных  форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и  т.д.). Параллельно с системой бесплатного  образования существует платное  во всех звеньях - от детских  садов и до университетов. Государство  заботится о том, чтобы бюджетное  финансирование образовательных  учреждений, проектов было прозрачно,  контролируемо, а оплата каждого  учащегося осуществлялась из  бюджета индивидуально. Бюджетные  средства на выполнение образовательных  проектов как госзаказ станут  распределяться на конкурсной  основе между образовательными  учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение  инвестиций в сферу образования,  инвестиции в человека становятся  государственной политикой. 

     Развивается  нормативная правовая база в  области  образования: постановлениями  Правительства Российской Федерации  утверждены типовые положения  обо всех основных типах и  видах образовательных учреждений, государственные образовательные  стандарты среднего и высшего  профессионального образования.

     Государственные  социальные гарантии обучающимся  в основном выражаются в реализации  прав граждан на бесплатное  общее образование.

     Таким образом,  образование напрямую связано   с политической сферой и его  содержание и направления деятельности  образовательных  учреждении  зависят от неё и закрепляются  в Конституции РФ.

 Принципы государственной  политики в области образования  основываются на Конституционных  нормах и являются базовыми  не только для подготовки правовых  законодательных актов в области  образования, но и для непосредственной  реализации их в отдельно взятом  учебном заведении. Федеральная  программа развития образования  ре является исключением. 

 

 

2.2 Проблемы и  направления  модернизации системы   образования

 

     Развитие  современной  цивилизации определяется двумя  глобальными факторами – совершенствованием  системы образования и все  возрастающей ролью средств массовой  информации, новейших информационных  технологий и коммуникаций. Мировые  тенденции в сфере образования  направлены на подготовку образованного,  интеллектуального, думающего, творческого  человека, умеющего адаптироваться  к быстро меняющейся социально-экономической  среде, имеющего свою позицию  и рационально организующего  самостоятельную познавательную  деятельность [Байденко 2004].

Информация о работе Образовательная политика в Российской Федерации