Образовательная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни каждого гражданина современной России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………......…...3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6
1.1 Состояние системы образования …………………………………..…8
Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…..….14
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…..16
Глава 3. Политика Ульяновской области в сфере образования………..22
3.1. Финансирование образования……………………………………….27
3.2. Основные показатели деятельности Министерства Образования
Ульяновской области...………………………………………………29
Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32
Заключение………………………………………...………………………36
Список используемой литературы………………………………..……..38

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНИЙ КУРСАЧ.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

     Модернизация  системы образования в России  и европейских странах нацелена  на повышение его качества. Реформы  предполагают решение ряда ключевых  спорных вопросов общеевропейского  образовательного пространства, связанных  с уточнением содержания образования,  поиском оптимальных способов  и технологий организации образовательного  процесса, переосмыслением цели  и результата образования.

     Подготовка  компетентных кадров, способных  развивать  профессиональную  деятельность, расширять, а не  только воспроизводить социальный  опыт, продуцировать новые знания  и ценности являются сегодня  необходимым звеном для создания  качественно новой модели формирования  специалиста.

 Анализ образовательной  ситуации в России в сфере  высшего профессионального образования  выявил необходимость вступления  России в 2003 году в Болонский  процесс. Участие России в данном  процессе позволило по-новому  посмотреть на место учащегося  в отечественном образовании  и на особенности преподавания  различных дисциплин. Благодаря  этому сегодня активно пересматриваются  и анализируются государственные  образовательные стандарты высшего  профессионального образования  и готовятся научные обоснования  их совершенствования.

     Основные  задачи, которые должны быть выполнены   до 2012 года, включают:

Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том, числе  и при помощи внедрения «Приложения  к диплому».

Введение двухуровневой  системы подготовки во всех странах, первая ступень бакалавра не менее  трех лет, и вторая ступень магистра и/или докторской степени.

Создание системы кредитов аналогичной Европейской системе  перезачета кредитов как средства повышения  мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного  персонала университетов.

Принятие общего рамочного  подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение  «сопоставимости» дипломов, отдельных  курсов, кредитов. Создание целостной  системы обеспечения качества образования  и организация информационного  обеспечения и обмена.

Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.

  Одной из важных  проблем является система контроля  качества. Главный недостаток традиционной  системы оценки знаний студентов  заключается в том, что она  не способствует активной и  ритмичной работе студентов, т.к.  она не контролируется и не  стимулируется никакими факторами.  Существующая система контроля  усредняет всех: и студент, сдавший  все контрольные досрочно, и студент,  сдавший их лишь в зачетную  неделю, формально одинаково успевают.

В итоговой экзаменационной  оценке не учитывается самостоятельная  работа студента. Эта оценка не отражает в полной мере уровень знаний, умений и навыков студента, содержит элемент  случайности.

Не удивительно, что при  такой системе нет соревновательности между студентами в овладении  знаниями, дальнейшая судьба студента (распределение, отбор в аспирантуру) часто определяется соображениями, далекими от профессиональных. Эти  и многие другие недостатки традиционной системы обусловили поиск новых  возможностей объективной оценки знаний, умений и навыков. Всё это привело  к необходимости модернизации традиционной технологии обучения, которая позволяла  бы на высоком уровне методического, информационного и технического обеспечения проводить высококачественную подготовку специалистов. Одним из вариантов такой модернизации может  стать модульно-рейтинговая технология обучения.

 Модульно-рейтинговая  технология обучения дает возможность  активно влиять на процесс  обучения, улучшать его функциональные  характеристики, что позволяет поднять  интерес студентов к учебному  процессу и, следовательно, повысить  их успеваемость. Модульная система  имеет целью поставить студента  перед необходимостью регулярной  учебной работы в течение всего  семестра, требует четких правил  ее выполнения, которые должны  быть хорошо известны и студентам,  и преподавателям.

Эта система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих  одна другую частей: рейтинговой и  модульной, которые могут функционировать  и по отдельности, но с меньшей  эффективностью.

     Таким образом,  модульно-рейтинговая система оценки  знаний студента является качественно  новым уровнем обучения в высшей  школе, в основе ее лежит  непрерывная индивидуальная работа  с каждым студентом в течение  всего семестра.

 Апробирована данная  система в немногих вузах, и,  естественно, проблем хватает.  Для внедрения рейтинговой системы  требуется наличие стабильных  программ и образовательных стандартов  по предмету. Дидактическое оснащение  должно быть полным.

 Переход на такую  систему в российских вузах  представляется довольно затруднительным,  по крайней мере в настоящее  время, так как требует больших  финансовых затрат на разработку  соответствующего программного  обеспечения, его отладку и  внедрение в учебный процесс.

     Последней  образовательной ступенью у нас   всегда была аспирантура, которая  завершается защитой кандидатской  диссертацией. В принципе с какими-то  допусками она сопоставима с  "PHD" – но между ними есть  содержательное расхождение. 

     Наверное, надо  отразить в законе и другую  поправку: вывести докторантуру  из образовательной сферы.

     Что касается  аттестации, проверки качества. В  Советском Союзе была неплохая  система инспекции, которая сейчас, к сожалению, работает внеправовом  формате. Вероятно, вскоре будут  внесены поправки в закон, который  позволит более гибко обеспечивать  реальную независимость аттестации.

     Явно  назревает  следующая проблема. Пока мы аттестуем  вуз по полной образовательной  программе – с первого по  последний курс. Если мы говорим  о расширении мобильности, о  возможности перейти в другой  вуз, то нужно вводить возможность  аккредитации отдельных программ.

     Эта работа  нами начата по трем направлениям: экономика, политология, социология.

Думаю, через год-два мы должны будем выйти к законодателям  с конкретной программой, предложениями, что же нам нужно внести в закон, чтобы эту проблему решать – не для выпускника только, а и на промежуточных этапах, чтобы проверка качества подготовки проводилась качественно.

     Помехами  в  модернизации высшего образования,  как было отмечено выступающими, стали проявления формализма, попытки  администрирования, нередко —  поспешность в принятии решений,  требующих предварительного изучения  и обсуждения. В частности это  относится к таким масштабным  социально-экономическим экспериментам,  как введение единого государственного  экзамена (ЕГЭ).

     В силу того, что ЕГЭ введен совсем недавно,  еще отсутствуют объективные  данные о его педагогических  и социальных последствиях, которые  будут видны по результатам  успеваемости студентов, принятых  в вузы по его итогам.

Однако уже сейчас можно  утверждать, что вместо ожидаемого отказа от репетиторства и за счет этого снижения влияния имущественного положения семей на возможности  выпускников средних и средне-специальных  учебных заведений продолжать образование  в вузах практически повсеместно  набирают силу новые формы платной  подготовки к единому экзамену.

Кроме того, выявились существенные изъяны самой технологии проведения ЕГЭ, а также используемых на этом экзамене контрольно-измерительных  материалов, что ставит под вопрос как объективность ЕГЭ, так и  его преимущества перед традиционными  выпускными экзаменами, проводимыми  в общеобразовательных школах, и  вступительными испытаниями в вузах.

Тем не менее, несмотря на все  эти обстоятельства, эксперимент  фактически уже охватил значительную часть образовательных учреждений страны. В ближайшие два года положение  меняться не будет.

     Российская  высшая школа, безусловно, обладает  огромными  университетскими  традициями, преимуществами и достижениями. Встает проблема сохранения (защиты) университетского образования, традиционного  для российской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политика Ульяновской  области в сфере образования

 

Министерство образования  Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим управление в сфере  образования на территории Ульяновской  области. 
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр, основными приоритетами развития Ульяновской области в сфере образования являются: улучшение качества и доступности образовательных услуг; позитивная социализация детей и подростков; повышение эффективности расходования бюджетных средств. 
          Цель деятельности Министерства образования в 2012 году – обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Ульяновской области. 
          Для достижения этой цели в 2011 году решались следующие задачи: 
-модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; 
-приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; 
-позитивная социализация детей и подростков. 
          В 2012 году Министерством образования был подготовлен ряд предложений по изменению законодательных актов с целью решения ряда вопросов социальной политики.

Ряд необходимых изменений  в действующие законы Ульяновской  области были внесены в связи  с повышением с 01 сентября 2012 года фонда  оплаты труда (для осуществления  стимулирующих выплат) работникам муниципальных  общеобразовательных учреждений Ульяновской  области.

Закон Ульяновской области  «О внесении изменения в статью 12 Закона Ульяновской области «Об  образовании в Ульяновской области» принят в целях реализации на территории Ульяновской области социокультурного проекта «Семейный отдых». 
          Законодательно было закреплено право молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые призываются на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования из образовательного учреждения продлевать период осуществления выплаты молодым специалистам. 
          Цель Закона Ульяновской области «О внесении изменений в статьи 12 и 15 Закона Ульяновской области «Об образовании в Ульяновской области» и статьи 2 и 6 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными государственными полномочиями в области образования и отдыха детей» – предоставление в течение учебного года ежемесячной стипендии обучающимся 10-х и 11-х классов муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений Ульяновской области, имеющих государственную аккредитацию и лицензию на правоведения образовательной деятельности, имеющим оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» по всем общеобразовательным предметам. 
          Законодательно были обеспечены социальные гарантии родителей (законных представителей), имеющих детей дошкольного возраста, обеспечивает права детей-инвалидов на получение дошкольного образования, а также права детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, нуждающихся в длительном лечении по медицинским показаниям, на индивидуальные занятия на дому. 
          Использование бюджетных средств 
          На 2012 год утверждено лимитов бюджетных обязательств в общей сумме 5 410,1 млн. рублей, по состоянию на 01.01.2013 года освоено 5 394,1 млн. рублей или 99,7 %. Кроме того, 661,8 млн. рублей поступило из федерального бюджета.Общий объём ассигнований составил 6 071,9млн. руб. 
          Из общего объёма финансирования 1 568,1 млн. рублей направлено на финансирование сети подведомственных учреждений, 224,3 млн. рублей на реализацию областных целевых программ, 3 488,3 млн. рублей на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на выполнение переданных полномочий. 
          Субвенции направлялись на осуществление следующих полномочий: 
- на финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы – 2832,6 млн. рублей; 
- организацию летнего отдыха детей – 95,3 млн. рублей; 
- на стимулирующие доплаты и единовременные выплаты молодым специалистам – 17,4 млн. рублей; 
- на доплаты за учёную степень – 0,3 млн. рублей; 
- на оплату проезда детей-сирот – 9,6 млн. рублей; 
- на оплату содержания в детских дошкольных учреждениях детей-инвалидов – 48,2 млн. рублей; 
- на приобретение жилых помещений для детей-сирот (с учётом средств федерального бюджета) – 178,4 млн. рублей; 
- на выплату компенсации родительской платы – 88,2 млн. рублей; 
- на содержание органов опеки и попечительства – 17,3 млн. рублей; 
- на выплату опекунского пособия и оплаты труда приёмных родителей (с учётом средств федерального бюджета) – 363,8 млн. рублей; 
- на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (с учётом средств федерального бюджета) – 79,9 млн. рублей. 
          Система общего образования Ульяновской области. 
В 2011-2012 учебном году в системе общего образования области функционируют 494 общеобразовательных учреждения. 
Из них 476 общеобразовательных муниципальных учреждения, 1 общеобразовательное областное учреждение (Карсунский кадетский корпус) 17 - для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, из них 4– для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По сравнению с прошлым годом численность учреждений уменьшилась на 7 единиц.

Закрыто 4 общеобразовательных  учреждения (1 - в Вешкаймском районе, 1 - в Инзенском районе, 1- в Сенгилеевском  районе, 1- в Сурском районе), 2 учреждения в Николаевском районе реорганизованы путём присоединения ООШ к  СОШ, в Барышском районе 1 основная школа реорганизована в филиал основной школы. 
         Кроме того проведена реорганизация путём преобразования 12 учреждений. 
         Контингент обучающихся составляет 110598 чел., из них 2812 человек обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 
        Снижение численности контингента произошло на 0,8% (964 человека). 
В результате оптимизации сети: 
         число классов и классов - комплектов в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях составило 6216, что на 5,4% меньше, чем в 2011 году (в 2011 году - 6575). 
        Из общего количества классов 2825 (45,4%) функционирует в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, 3391 (54,6%) - в городской местности. 
          В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, количество классов по сравнению с 2010 годом снизилось с 3196 до 2825, т.е. на 371 класс (на 11,6 %). 
          Сокращение численности общеобразовательных учреждений привело к увеличению наполняемости классов школ области по сравнению с 2010 годом на 4,2%. Средняя наполняемость классов по Ульяновской области составляет 17,2 (в 2010 году – 16,5). 
        Показатель в городской местности не изменился и составляет 23,68. В сельской местности повысился на 7,8% и составляет – 9,6% (в 2011 году – 8,9%). 
          В 2011-2012 учебном году произошло увеличение числа общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, с 26 до 29 на 11,5% (2 средние общеобразовательные школы в Ульяновске преобразованы в лицей и гимназию, в Майнском районе 1 средняя школа - в лицей). 
          Число учреждений, имеющих классы профильного обучения, выросло на 10,9%. В 101 образовательном учреждении функционируют 288 классов профильного обучения. Сравнительный анализ с 2011 годом показывает положительную динамику.

Увеличилось число классов  с технологическим (на 14%), химико-биологическим (на 17%), социально-экономическим (на 13,5%), социально-гуманитарным (на 4,4%) профилями. 
         Численность обучающихся в профильных классах увеличилась на 2,5% и составляет 5526 человек (в 2010 году – 5391%). 
Улучшились показатели ЕГЭ в 2011 году. 
          По итогам сдачи ЕГЭ по обязательным предметам на этапе ГИА в основные и резервные сроки в 2012 году выпускников дневных общеобразовательных учреждений, завершивших обучение без аттестатов о среднем (полном) общем образовании, насчитывается 30 человек, что составляет 0,4% (в 2010 году – 36 человек). 
          Наблюдается положительная динамика в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 
         В 2012 году 34% (2011 год – 31 %) детей с ОВЗ, выпускников специальных коррекционных учреждений и коррекционных классов общеобразовательных учреждений продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. 
          Выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и образовательных учреждений общего типа из числа детей с ограниченными возможностями здоровья продолжают обучение: в Ульяновском фармацевтическом колледже, специальном (коррекционном) профессиональном училище г. Димитровграда; в 7 профессиональных училищах города Ульяновска и области, Ульяновском государственном техническом университете, Ульяновском педагогическом университете, Ульяновском государственном университете, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования г. Пензы и Москвы. 
         Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем показателям в сравнении с 2011 годом.

Информация о работе Образовательная политика в Российской Федерации