Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:26, курсовая работа
Образовательные институты - важнейшая составная часть жизни каждого гражданина современной России: кто-то учится сам, у кого-то учатся дети или внуки, кто-то преподает или включен в процесс управления образовательными учреждениями. Однако, такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, до сих пор остаются одними из болевых аспектов государственной политики России. Несмотря на вступление России в Болонский процесс и декларации об участии в интеграции образовательного пространства, наша страна не успевает отвечать на вызовы современности и использовать ключевые наработки, существующие в мировой практике по реформированию образовательных систем.
Введение……………………………………………………………......…...3
Глава 1. Система образования в Российской Федерации .........……...…6
1.1 Состояние системы образования …………………………………..…8
Глава 2 Государственная политика РФ в сфере образования...…….…11
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…..….14
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…..16
Глава 3. Политика Ульяновской области в сфере образования………..22
3.1. Финансирование образования……………………………………….27
3.2. Основные показатели деятельности Министерства Образования
Ульяновской области...………………………………………………29
Глава 4. Прогноз развития образования на период до 2020 года………32
Заключение………………………………………...………………………36
Список используемой литературы………………………………..……..38
Модернизация
системы образования в России
и европейских странах
Подготовка
компетентных кадров, способных
развивать профессиональную
деятельность, расширять, а не
только воспроизводить
Анализ образовательной
ситуации в России в сфере
высшего профессионального
Основные задачи,
которые должны быть выполнены
Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том, числе и при помощи внедрения «Приложения к диплому».
Введение двухуровневой системы подготовки во всех странах, первая ступень бакалавра не менее трех лет, и вторая ступень магистра и/или докторской степени.
Создание системы кредитов
аналогичной Европейской
Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы обеспечения качества образования и организация информационного обеспечения и обмена.
Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.
Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.
Одной из важных
проблем является система
В итоговой экзаменационной оценке не учитывается самостоятельная работа студента. Эта оценка не отражает в полной мере уровень знаний, умений и навыков студента, содержит элемент случайности.
Не удивительно, что при
такой системе нет
Модульно-рейтинговая
технология обучения дает
Эта система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: рейтинговой и модульной, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью.
Таким образом,
модульно-рейтинговая система
Апробирована данная
система в немногих вузах, и,
естественно, проблем хватает.
Для внедрения рейтинговой
Переход на такую
систему в российских вузах
представляется довольно
Последней
образовательной ступенью у
Наверное, надо отразить в законе и другую поправку: вывести докторантуру из образовательной сферы.
Что касается
аттестации, проверки качества. В
Советском Союзе была неплохая
система инспекции, которая
Явно назревает
следующая проблема. Пока мы аттестуем
вуз по полной образовательной
программе – с первого по
последний курс. Если мы говорим
о расширении мобильности, о
возможности перейти в другой
вуз, то нужно вводить
Эта работа
нами начата по трем
Думаю, через год-два мы должны будем выйти к законодателям с конкретной программой, предложениями, что же нам нужно внести в закон, чтобы эту проблему решать – не для выпускника только, а и на промежуточных этапах, чтобы проверка качества подготовки проводилась качественно.
Помехами в
модернизации высшего
В силу того,
что ЕГЭ введен совсем недавно,
Однако уже сейчас можно
утверждать, что вместо ожидаемого
отказа от репетиторства и за счет
этого снижения влияния имущественного
положения семей на возможности
выпускников средних и средне-
Кроме того, выявились существенные изъяны самой технологии проведения ЕГЭ, а также используемых на этом экзамене контрольно-измерительных материалов, что ставит под вопрос как объективность ЕГЭ, так и его преимущества перед традиционными выпускными экзаменами, проводимыми в общеобразовательных школах, и вступительными испытаниями в вузах.
Тем не менее, несмотря на все
эти обстоятельства, эксперимент
фактически уже охватил значительную
часть образовательных
Российская
высшая школа, безусловно, обладает
огромными университетскими
традициями, преимуществами и достижениями.
Встает проблема сохранения (защиты)
университетского образования,
3. Политика Ульяновской области в сфере образования
Министерство образования
Ульяновской области является исполнительным
органом государственной
В соответствии со Стратегией социально-экономического
развития Ульяновской области на период
до 2020 года, утверждённой распоряжением
Правительства Ульяновской области от
07.10.2008 № 522-пр, основными приоритетами
развития Ульяновской области в сфере
образования являются: улучшение качества
и доступности образовательных услуг;
позитивная социализация детей и подростков;
повышение эффективности расходования
бюджетных средств.
Цель деятельности
Министерства образования в 2012 году –
обеспечение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям
инновационного социально-ориентированного
развития Ульяновской области.
Для достижения
этой цели в 2011 году решались следующие
задачи:
-модернизация общего и дошкольного образования
как института социального развития;
-приведение содержания и структуры профессионального
образования в соответствие с потребностями
рынка труда;
-позитивная социализация детей и подростков.
В 2012 году
Министерством образования был подготовлен
ряд предложений по изменению законодательных
актов с целью решения ряда вопросов социальной
политики.
Ряд необходимых изменений в действующие законы Ульяновской области были внесены в связи с повышением с 01 сентября 2012 года фонда оплаты труда (для осуществления стимулирующих выплат) работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Ульяновской области.
Закон Ульяновской области
«О внесении изменения в статью 12
Закона Ульяновской области «Об
образовании в Ульяновской
Законодательно
было закреплено право молодых специалистов,
работающих и проживающих в сельской местности,
рабочих поселках (поселках городского
типа), которые призываются на военную
службу в Вооружённые Силы Российской
Федерации, другие войска и воинские формирования
из образовательного учреждения продлевать
период осуществления выплаты молодым
специалистам.
Цель Закона
Ульяновской области «О внесении изменений
в статьи 12 и 15 Закона Ульяновской области
«Об образовании в Ульяновской области»
и статьи 2 и 6 Закона Ульяновской области
«О наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской
области отдельными государственными
полномочиями в области образования и
отдыха детей» – предоставление в течение
учебного года ежемесячной стипендии
обучающимся 10-х и 11-х классов муниципальных
и государственных общеобразовательных
учреждений Ульяновской области, имеющих
государственную аккредитацию и лицензию
на правоведения образовательной деятельности,
имеющим оценки «отлично» или «отлично»
и «хорошо» по всем общеобразовательным
предметам.
Законодательно
были обеспечены социальные гарантии
родителей (законных представителей),
имеющих детей дошкольного возраста, обеспечивает
права детей-инвалидов на получение дошкольного
образования, а также права детей, обучающихся
в общеобразовательных учреждениях, нуждающихся
в длительном лечении по медицинским показаниям,
на индивидуальные занятия на дому.
Использование
бюджетных средств
На 2012 год
утверждено лимитов бюджетных обязательств
в общей сумме 5 410,1 млн. рублей, по состоянию
на 01.01.2013 года освоено 5 394,1 млн. рублей
или 99,7 %. Кроме того, 661,8 млн. рублей поступило
из федерального бюджета.Общий объём ассигнований
составил 6 071,9млн. руб.
Из общего
объёма финансирования 1 568,1 млн. рублей
направлено на финансирование сети подведомственных
учреждений, 224,3 млн. рублей на реализацию
областных целевых программ, 3 488,3 млн.
рублей на предоставление субвенций бюджетам
муниципальных районов и городских округов
на выполнение переданных полномочий.
Субвенции
направлялись на осуществление следующих
полномочий:
- на финансирование общеобразовательных
учреждений, реализующих основные общеобразовательные
программы – 2832,6 млн. рублей;
- организацию летнего отдыха детей –
95,3 млн. рублей;
- на стимулирующие доплаты и единовременные
выплаты молодым специалистам – 17,4 млн.
рублей;
- на доплаты за учёную степень – 0,3 млн.
рублей;
- на оплату проезда детей-сирот – 9,6 млн.
рублей;
- на оплату содержания в детских дошкольных
учреждениях детей-инвалидов – 48,2 млн.
рублей;
- на приобретение жилых помещений для
детей-сирот (с учётом средств федерального
бюджета) – 178,4 млн. рублей;
- на выплату компенсации родительской
платы – 88,2 млн. рублей;
- на содержание органов опеки и попечительства
– 17,3 млн. рублей;
- на выплату опекунского пособия и оплаты
труда приёмных родителей (с учётом средств
федерального бюджета) – 363,8 млн. рублей;
- на выплату вознаграждения за выполнение
функций классного руководителя (с учётом
средств федерального бюджета) – 79,9 млн.
рублей.
Система
общего образования Ульяновской области.
В 2011-2012 учебном году в системе общего
образования области функционируют 494
общеобразовательных учреждения.
Из них 476 общеобразовательных муниципальных
учреждения, 1 общеобразовательное областное
учреждение (Карсунский кадетский корпус)
17 - для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, из них 4– для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. По сравнению с прошлым годом
численность учреждений уменьшилась на
7 единиц.
Закрыто 4 общеобразовательных
учреждения (1 - в Вешкаймском районе,
1 - в Инзенском районе, 1- в Сенгилеевском
районе, 1- в Сурском районе), 2 учреждения
в Николаевском районе реорганизованы
путём присоединения ООШ к
СОШ, в Барышском районе 1 основная
школа реорганизована в филиал основной
школы.
Кроме того
проведена реорганизация путём преобразования
12 учреждений.
Контингент
обучающихся составляет 110598 чел., из них
2812 человек обучаются в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях и классах
для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Снижение численности
контингента произошло на 0,8% (964 человека).
В результате оптимизации сети:
число классов
и классов - комплектов в государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждениях составило 6216, что на 5,4% меньше,
чем в 2011 году (в 2011 году - 6575).
Из общего количества
классов 2825 (45,4%) функционирует в государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждениях, расположенных в сельской
местности, 3391 (54,6%) - в городской местности.
В общеобразовательных
учреждениях, расположенных в сельской
местности, количество классов по сравнению
с 2010 годом снизилось с 3196 до 2825, т.е. на
371 класс (на 11,6 %).
Сокращение
численности общеобразовательных учреждений
привело к увеличению наполняемости классов
школ области по сравнению с 2010 годом на
4,2%. Средняя наполняемость классов по
Ульяновской области составляет 17,2 (в
2010 году – 16,5).
Показатель в городской
местности не изменился и составляет 23,68.
В сельской местности повысился на 7,8%
и составляет – 9,6% (в 2011 году – 8,9%).
В 2011-2012
учебном году произошло увеличение числа
общеобразовательных учреждений, реализующих
программы повышенного уровня, с 26 до 29
на 11,5% (2 средние общеобразовательные
школы в Ульяновске преобразованы в лицей
и гимназию, в Майнском районе 1 средняя
школа - в лицей).
Число учреждений,
имеющих классы профильного обучения,
выросло на 10,9%. В 101 образовательном учреждении
функционируют 288 классов профильного
обучения. Сравнительный анализ с 2011 годом
показывает положительную динамику.
Увеличилось число классов
с технологическим (на 14%), химико-биологическим
(на 17%), социально-экономическим (на 13,5%),
социально-гуманитарным (на 4,4%) профилями.
Численность
обучающихся в профильных классах увеличилась
на 2,5% и составляет 5526 человек (в 2010 году
– 5391%).
Улучшились показатели ЕГЭ в 2011 году.
По итогам
сдачи ЕГЭ по обязательным предметам на
этапе ГИА в основные и резервные сроки
в 2012 году выпускников дневных общеобразовательных
учреждений, завершивших обучение без
аттестатов о среднем (полном) общем образовании,
насчитывается 30 человек, что составляет
0,4% (в 2010 году – 36 человек).
Наблюдается
положительная динамика в профессиональном
самоопределении детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов.
В 2012 году 34%
(2011 год – 31 %) детей с ОВЗ, выпускников
специальных коррекционных учреждений
и коррекционных классов общеобразовательных
учреждений продолжают обучение в учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального
образования.
Выпускники
специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ и образовательных учреждений общего
типа из числа детей с ограниченными возможностями
здоровья продолжают обучение: в Ульяновском
фармацевтическом колледже, специальном
(коррекционном) профессиональном училище
г. Димитровграда; в 7 профессиональных
училищах города Ульяновска и области,
Ульяновском государственном техническом
университете, Ульяновском педагогическом
университете, Ульяновском государственном
университете, в учреждениях высшего и
среднего профессионального образования
г. Пензы и Москвы.
Таким образом,
наблюдается положительная динамика по
всем показателям в сравнении с 2011 годом.
Информация о работе Образовательная политика в Российской Федерации