Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Управленческое общение - это организация людей на определенное дело при помощи некоторого властного критерия, который позволяет добиться цели более быстрым, качественным и эффективным способом. Также это непосредственные контакты с людьми с целью понимания их и управления ими.
В работе будет рассмотрено и общение, и управление, в общем, и целом, а также управленческое общение, его особенности и, так сказать, проблемы.
Грамотное управление – очень важный и нужный «дар» для управленца и руководителя, ведь не любой человек сможет и управлять, и поддерживать «мирные», дружеские и ровные отношения с подчиненными.

Содержание работы

Введение
• ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Общение: виды, структуры, функции 4
1.2 Понятие управления в кибернетики и гуманитарной области знаний 9
1.3 Управленческая деятельность как специфический вид общения 15
• ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Ведение делового совещания 25
• ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНАЯ/ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Восприятие и понимание в процессе общения 29
3.2 Религия и ее влияние на общение 39
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ                            3                                                                                              
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ      

1.1 Общение: виды, структуры, функции                             4 1.2 Понятие управления в кибернетики и гуманитарной области знаний   9

1.3 Управленческая деятельность  как специфический вид общения         15

  • ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Ведение делового совещания                                                                    25

  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНАЯ/ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Восприятие и понимание в  процессе общения                                       29

3.2 Религия и ее влияние на общение                                                             39

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                   40
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                           42

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление – процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля деятельности работников, обеспечивающий достижение поставленных целей[17].

Общение – межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит  обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности[17].

Объединяя эти понятия можно получить довольно сложное и замудренное определение управленческого общения. Однако я делать этого не стану, а просто-напросто напишу свое понимание этого термина.

Итак, управленческое общение, в моем понимании,  - это организация людей на определенное дело при помощи некоторого властного критерия, который позволяет добиться цели более быстрым, качественным и эффективным способом. Также это непосредственные контакты с людьми с целью понимания их и управления ими.

В контексте выбранной мной темы будет рассмотрено и общение, и управление, в общем,  и целом, а также управленческое общение, его особенности и, так сказать, проблемы.

Грамотное управление – очень важный  и нужный «дар»  для управленца и руководителя, ведь не любой человек сможет и управлять, и поддерживать «мирные», дружеские и ровные отношения с подчиненными.

Процитирую Ли Якокка: «Единственный способ настраивать людей на эффективную деятельность – это общаться с ними»[10].

И именно поэтому, общение, а особенно управленческое, - наиболее важная и трепетная тема в деятельности руководителя.

 

 

 

 

 

ОБЩЕНИЕ: ВИДЫ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ.

 

Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека.

Общение - это социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности[1].

Техника общения - установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общениия[17].

В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность общепринятых представлений о структуре общения (Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков и др.). Обычно выделяют три уровня анализа этого явления:

1) Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2) Мезоуровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (невербальные и вербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3) Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2.  Формально-ролевое общение -  формальное общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3.  Светское общение - это общение, определяемое формальной вежливостью, его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4. Манипулятивное общение  - это общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение — это общение между людьми, которое характеризуется взаимопониманием, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).

Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Функции общения многообразны, существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

1) перцептивной - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

2) информационной - процесса обмена информацией;

3) интерактивной - процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфических человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решении, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Рассмотрим подробнее деловое общение.

Деловое общение - это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Предметом делового общения является дело.

Содержание делового общения - социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида предметной совместной деятельности.

Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

1) стремление к личной безопасности  в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

2) стремление к повышению своего  жизненного уровня;

3) стремление к власти, т.е. стремление  расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;

4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением  укрепить престиж занимаемой  должности и самой организации.

В современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В КИБЕРНЕТИКЕ И ГУМАНИТАРНОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ

 

Понятие «управление» имеет технико-кибернетическое происхождение. С середины XX в. интенсивное развитие техники, рождение сложных инженерных систем поставили задачу осмысления технических разработок и формирования единой понятийной системы для анализа инженерных решений. Сильным толчком к созданию новой теоретической области точных наук — кибернетики — явились разработки в электронной промышленности. Создатели кибернетики ввели новые категории: сервомеханизм, управление, прямая и обратная связь[22].

Управление в кибернетике — это направленное воздействие на ту или иную систему с двумя разными[25]. Первая цель воздействия связана с поддержанием каких-либо характеристик или параметров объекта управления постоянными. Результат такого управления — сохранение структуры и функций объекта или частного механизма на заданном уровне. Вторая цель управления прямо противоположна по своим результатам, так как она связана с направленным изменением либо внутренних характеристик системы, либо взаимодействия объекта со средой. Результат такого целевого управления — изменения внутренних свойств системы или поведения. Кибернетическое понимание управления нашло свое применение практически во всех естественных науках, в том числе физиологии и психофизиологии. Примеры сложных последствий управляющих воздействий в физиологии многочисленны: достаточно рассмотреть роль центральной нервной системы в регуляции (управлении), к примеру, функциями сердечно-сосудистой системы.

В системе гуманитарных знаний сформировалось самостоятельное представление о сущности социального управления[25], которое рассматривается в тесной связи с общением как особым видом деятельности. Наиболее часто управление в психологических работах рассматривают как направленное воздействие на объекты трех типов: 1) другого человека; 2) группу людей; 3) самого себя. Таким образом, понятие управления в психологии связывают со спецификой не управляющего воздействия, а той системы, на которую направлено воздействие. Следовательно, управление может быть адресовано трем типам систем (объектам). Первый и второй тип направленного воздействия называют управлением в отличие от третьего, который получил название самоуправления. Несмотря на то что в литературе по психологии управления эти типы воздействий часто анализируются отдельно, между ними в реальном профессиональном процессе управления существуют тесные связи и взаимодействия.

Во многие управленческие акты самоуправление включено как необходимый элемент, от качества функционирования которого зависит эффективность управления в целом.

Информация о работе Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения