Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Управленческое общение - это организация людей на определенное дело при помощи некоторого властного критерия, который позволяет добиться цели более быстрым, качественным и эффективным способом. Также это непосредственные контакты с людьми с целью понимания их и управления ими.
В работе будет рассмотрено и общение, и управление, в общем, и целом, а также управленческое общение, его особенности и, так сказать, проблемы.
Грамотное управление – очень важный и нужный «дар» для управленца и руководителя, ведь не любой человек сможет и управлять, и поддерживать «мирные», дружеские и ровные отношения с подчиненными.

Содержание работы

Введение
• ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Общение: виды, структуры, функции 4
1.2 Понятие управления в кибернетики и гуманитарной области знаний 9
1.3 Управленческая деятельность как специфический вид общения 15
• ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Ведение делового совещания 25
• ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНАЯ/ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Восприятие и понимание в процессе общения 29
3.2 Религия и ее влияние на общение 39
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Эффект ореола — общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.

Эффект ореола проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных

качеств.

Эффект положительного ореола — если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков.

Эффект отрицательного ореола — если первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция.

Эффект последовательности - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, полученные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать об этом начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.

Очень распространенным является эффект авансирования - человеку приписывают положительные несуществующие качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

Эффект проецирования проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки», и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

Эффект первичности проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человек. И если потом получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

Эффект последней информации проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

 

Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности другого.

Нижний (поверхностный) уровень понимания: восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо[12]

Средний уровень понимания: анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент; оценка идет большей частью по интеллектуальным особенностям: умный или глупый; по характеру: жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный[12].

Высокий уровень понимания человека - включает выявление системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности[12].

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При идентификации человек мысленно ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия - понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько почувствуется[1].

Рефлексия - это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга[1].

Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому поведению, уменьшению ненужных руководящих воздействий, росту ответственности, самостоятельности и творческой отдачи сотрудников группы.

 

РЕЛИГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ

 

Существует достаточно много проблем и «преград» для общения. Каждая из них оказывает влияние на определенную часть взаимоотношений людей.

Обращает на себя внимание сохраняющееся вот уже на протяжении многих лет и устойчивое влияние на общение людей религии, что объясняется традиционно большим вниманием ее к морали и личности как таковой, обладающей значительной глубиной чувств, большой впечатлительностью и ранимостью психики[10].

Сравнение разных культур общения свидетельствует, во-первых, об их очень сильной зависимости от исторических традиций. Во-вторых, несмотря на наличие заметной разницы в отдельных компонентах, происходит их взаимное сближение. В-третьих, эта область подвержена весьма ощутимому влиянию уровня экономического и социального развития общества, и, в-четвертых, особо высокая динамика в развитии человеческих отношений отмечается в деловой и политической сферах[26].

Существует принципиальная разница в построении деловых отношений руководителя и подчиненного на Западе и на Востоке. В первом случае в основу их положена индивидуальность, а во втором — коллективная гармония.

Сопоставление основных приемов и методов делового общения руководителей в развитых странах убеждает в том, что базисные правила и принципы, используемые ими, практически везде одинаковы, однако национальная составляющая в этом своде норм пока довольно значительна и, вероятно, она будет продолжать играть свою большую роль на протяжении еще длительного времени. Поэтому механический перенос без поправок на особенности культуры и менталитета общества конкретной страны правил и принципов делового общения другой, даже очень развитой в этом отношении, страны может не дать ожидаемых результатов[10].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги рассмотрению содержания и технологии делового общения руководителя с позиции современного развития общества, можно отметить, что эта сторона жизни и деятельности человека с каждым годом становится все сложнее, многограннее и интернациональнее. Она вбирает в себя не только опыт разных исторических эпох, достижения науки, техники и культуры, но и лучшее от разных стран и народов[10].

Рассматривая общение, причем общение управленческое, не трудно было понять его особенности, специфику.

Учитывая то, что общение, само по себе очень разнообразно и специфично в зависимости от сферы применения, скажу, что оно очень важно не только в управленческой деятельности, но и в обычной повседневной жизни. Каждый наш день состоит из общения, будь то общение с семьей, коллегами или просто с друзьями. Каждый раз оно разное, для каждого вида есть свои правила и нормы. Это и элементарная вежливость, уважение и моральные устои, и правила этики общения.

В деловом общении задачей руководителя, прежде всего, является умение не только хорошо разбираться в людях, чтобы не только понимать их, но и эффективно влиять на них.

В настоящее время очень трудно бесконфликтно общаться с людьми, ведь у любого человека есть свое мнение, свои точки зрения  по разным вопросам, которые достаточно трудно, а иногда и вовсе невозможно переломить.

В управленческой деятельности немалую роль играет авторитет руководителя и его умение «подстраиваться» под ситуации[19].

Также огромное влияние на общение оказывает религия и взаимоотношения разных народов друг с другом. Религия является проблемной и актуальной частью делового общения. Моральные устои и принципы разных народов часто приводят к конфликтам и проблемам не только в деловом, но и в повседневном общении людей. 

Цивилизованное общество должно отличать повсеместное использование демократических принципов построения отношений между людьми, уважение и защита прав человека, отсутствие дискриминации по национальному, религиозному, материальному, возрастному и половому признакам. Только при таких условиях можно плодотворно и с удовольствием общаться, жить и работать в любом месте и в любой стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Азбука делового общения», Москва, 1991, 361.
  2. «Правила деловых отношений», сост. М.Э.Чупрякова, Екатеринбург, 2001, 231.
  3. «Социальная психология и этика делового общения», под ред. В.Н.Лавренченко, Москва, 1995, 197.
  4. Аверченко Л.К., «Психология управления: курс лекций», Москва, 1997, 123.
  5. Борисов А.Ю., «Роскошь человеческого общения», Москва, 1998, 294.
  6. Бороздина Г.В., «Психология делового общения», Москва, 1998, 195.
  7. Брэмсон Р.М., «Общение с трудными людьми», Киев, 1991, 238.
  8. Веснин В.Р. «Практический менеджмент персонала», Москва, 1998, 341.
  9. Власов Л.В., «Деловое общение», Ленинград, 1980, 197.
  10. Деркаченко В.Г., «Деловое общение руководителя», Издательский дом «Бизнес-пресса», С.-Петербург, 2004, 367.
  11. Добрович А.Б., «Общение: наука и искусство», Москва, 1996, 371.
  12. Жуков Ю.М., «Эффективность делового общения», Москва, 1988, 336.
  13. Иванов А.В., « Психология успешного бизнеса в России», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004, 219.
  14. Каменская В.Г., «Социально-психологические основы управленческой деятельности», «Academa», Москва, 2002, 157.
  15. Каменская Е.Н., «Психология и этика делового общения», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004, 219.
  16. Коломинский Я.Л., «Психология общения», Москва, 1984, 116.
  17. Кузьмин Е.С., «Коллектив. Личность. Общение», «Лениздат», 1987, 144.
  18. Курбатов В.И., «Искусство управлять общением», Ростов-на-Дону, 1997, 202.
  19. Лупьян Я.А., «Барьеры общения, конфликты, стресс», Минск, 1980, 231.
  20. Ночевник М.Н., «Психология общения и бизнес», Москва, 1995, 190.
  21. Ночевник М.Н., «Человеческое общение», Издательство политической литературы, Москва, 1988,127.
  22. Панасюк А.Ю., «Управленческое общение», Москва, 1990, 115.
  23. Рахматшаева В.А., «Грамматика общения», Москва, 1995, 227.
  24. Руденский Е.В., « Основы психотехнологии общения менеджера», Москва, Новосибирск, 1998, 331.
  25. Столяренко Л.Д., «Психология делового общения и управления», Ростов-на-Дону, 2001, 177.
  26. Тимченко Н.М., «Искусство делового общения», Харьков, 1992, 186.

 


Информация о работе Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения