Общественное мнение, его структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие общественного мнения.
2. Выделить структуру и функции общественного мнения.
3. Охарактеризовать типы управления общественным мнением.

Содержание работы

Введение…………....3 с.
Раздел 1. Содержание общественного мнения и его структура…..4 с.
1.1.Функции общественного мнения……….5 - 9 с.
Раздел 2. Управление общественным мнением в связях с общественностью……..9 - 12 с.
2.1Новый этап в изучении общественного мнения……………12 с.
Заключение………..12 - 14 с.
Список литературы. ………….14 с.

Файлы: 1 файл

Функции общественного мнения дпр.docx

— 36.73 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный университет телекоммуникаций и информатики»

 

 

 

 

ДПР по социологии общественного мнения на тему:

«Общественное мнение, его структура и функции»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса, ГФ, гр. ГС – 11 Бахур К.А.

Проверила: Монастырская Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск-201

Содержание

 

Введение…………....3 с.                 

Раздел 1. Содержание общественного мнения и его структура…..4 с.  

1.1.Функции общественного мнения……….5 - 9 с.

Раздел 2. Управление общественным мнением  в связях с общественностью……..9 - 12 с.

2.1Новый этап в изучении общественного мнения……………12 с. 

Заключение………..12 - 14 с.

Список  литературы. ………….14 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

На сегодняшний момент в социологии довольно таки актуальна тема: Структура  и функции общественного мнения. Ведь основным предметом воздействия на общественность является общественное мнение. Общественное мнение возникает не только по проблемам, вызывающим общественный интерес, но и актуальным в данный момент времени. Например, проблема частной собственности на землю вызывали в нашей стране общественный интерес всегда, но до начала рыночных реформ общественного мнения по ней не было, т.к. это было не актуально. Именно общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей или в ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач социологии.

Я выбрала и посчитала нужным рассмотреть данную тему потому, что  она представляет для меня не поддельный интерес. В нашем современном  мире решаются: финансовые проблемы, политические, экономические и т.п. Но никому нет  дела до таких проблем как общественное мнение, влияние массовой информации на формирование взглядов людей, на их сознание и поведение. Поэтому я задалась целью рассмотреть и изучить общественное мнение, его структуру, функции, виды и постараться ответить на ряд вопросов: например (Что же вообще такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Кто занимался данной проблемой?)

Целью моей работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.

Задачи исследования:

1. Определить понятие общественного  мнения.

2. Выделить структуру и функции  общественного мнения.

3. Охарактеризовать типы управления  общественным мнением.

 

 

 

 

 

 

 

1.Содержание и структура общественного мнения.

 

Общественное мнение является одной  из центральных категорий в социологии и психологии, позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее  явное или скрытое отношение  больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой  целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический  и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного  мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

В социальной психологии под понятием «общественное мнение» понимают  коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.

В теории связей с общественностью  под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той  или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение  к событиям и фактам, связанным  с деятельностью базисного субъекта PR.

Исходя из этого, можно выделить особенности общественного мнения с точки зрения теории PR.

Особенности общественного мнения:

  1. Его носителем являются группы общественности.
  2. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

Таким образом, основным сущностным признаком  общественного мнения в различных  теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и  факты. Данное обстоятельство позволяет  учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.

Управление общественным мнением  в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально-психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

Основу содержания общественного  мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают требованиям (критериям).

Субъектами общественного мнения в PR являются социальные группы. 

А объектом общественного мнения являются события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны  с деятельностью субъектов PR.

Рассмотрим критерии включенности различных явлений в объекты  общественного мнения.

Первый критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного  мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или социальной группы.

Второй критерий связан с многозначностью  явлений. В соответствии с этим критерием  в объект общественного мнения  могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное  толкование.

Третий критерий связан с компетентностью  субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного  мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного  мнения.

Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его  функции.

Функции общественного мнения:

Общественное  мнение – важнейший элемент общества, поэтому оно выполняет ряд  значимых для его жизнедеятельности  функций. Выделяют две группы функций  общественного мнения:

Функции, отражающие взаимодействие общественного  мнения с другими социальными  институтами и населением. К ним  относятся:

    1. Информационная – состоит в том, что общественное мнение является важнейшим поставщиком информации о субъективном мире людей, их отношении к событиям, явлениям действительности. (Когда человек узнает что-либо о необычном событии, он чувствует себя некомфортно, до тех пор, пока не узнает, как к этому событию отнеслись его знакомые, друзья, коллеги и т.д.)
    2. Регулятивная – состоит в том, что общественное мнение вырабатывает (самостоятельно или переносит из «науки», религии, идеологии) и насаждает в обществе определенные нормы , ценности, установки, модели поведения. Например: Многие люди в Украине сегодня руководствуются установкой, выработанной общественным мнением: « Плохо быть бедным, надо что-то делать, чтобы стать состоятельным человеком».
    3. Управленческая – состоит в том, что общественное мнение выступает источником информации о субъективном мире людей, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений.

Функции, отражающие взаимодействие общественного  мнения с органами управления, его  учет в процессе принятия управленческих решений. К ним относятся:

    1. Экспрессивная. Общественное мнение, независимо от того, в каких условиях ему приходится функционировать, всегда занимает определенную позицию по отношению к фактам, событиям жизни общества, деятельности органов управления. Иначе говоря, общественное мнение выступает в качестве «контролера» за деятельностью органов управления.
    2. Консультативная.  Общественное мнение участвует в процессе подготовки и принятия решений органами управления, дает совет, консультирует по поводу путей и методов решения проблем жизни общества.
    3. Директивная. Общественное мнение иногда само выносит решение по тем или иным общественным проблемам, имеющим обязательный характер. Речь идет о выборах, референдумах, функционировании различных форм прямой демократии в трудовых коллективах, по месту жительства населения и т.д.
    4. Побудительная. Общественное мнение через митинги, забастовки, демонстрации побуждает органы управления к принятию решений. Эта функция занимает промежуточное положение между консультативной и директивной, и не всегда рассматривается как самостоятельная функция. Однако ее нельзя отождествлять ни с директивной (так как здесь само общественное мнение не принимает решений), ни с консультативной (так как здесь общественное мнение не дает «советы», которые могут быть приняты, а могут – нет), а прямо и активно «давит» на органы управления, заставляя их принимать решения.

Таким образом, через реализацию вышеперечисленных  функций проявляется (более или  менее результативно) воздействие  общественного мнения на процессы социального  управления обществом.

 

С содержанием общественного мнения непосредственно связана его  форма. Основной формой общественного  мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

Вербальное и невербальное выражение  общественного мнения объясняется  его структурой. В структуре общественного  мнения выделяют три основных компонента:

    • Рациональный;
    • Эмоциональный;
    • Волевой.

Охарактеризуем каждый из компонентов.

Основу рационального компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и  точность знаний об объекте общественного  мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

Основу эмоционального компонента общественного мнения составляют эмоциональное  восприятие объекта и эмоциональные  переживания, которые проявляются  в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания  и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное длительное состояние людей могут иметь  положительную или отрицательную  направленность, что в свою очередь  будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных  суждениях.

Основу  волевого компонента общественного  мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект  общественного мнения. Воля как элемент  психики человека представляет собой  способность к выбору  цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым  для ее осуществления. Волевой компонент  непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная состовляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.

Общественное мнение как социальный процесс имеет свою динамику, которая  характеризуется стадиями, этапами  и механизмами формирования.

Жизненный цикл общественного мнения проходит в три стадии – возникновения и формирования, функционирования, убывания.

Каждая стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется  на несколько этапов.

Стадия возникновения и формирования общественного мнения включает следующие  этапы:

    • Зарождение индивидуальных мнений;
    • Обмен мнениями;
    • Кристаллизация общей точки зрения;
    • Объективизация сложившегося мнения.

На этапе зарождения проявляется  широкий интерес множества индивидов  к потенциальному объекту общественного  мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с  другими индивидами.

На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс  зарождения групповых мнений, среди  которых выделяются свои лидеры.

Информация о работе Общественное мнение, его структура и функции