Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель – изучение принципов организации управления и развития системы социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, нормативно-правовой базы управления социальной защитой населения.
Задачи: изучить структуру, функции, принципы организации региональных и территориальных систем управления социальной защитой населения, описать действие законов, указов, подзаконных актов, регулирующих работу системы социальной защиты в регионах.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная защита населения
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………………………4
1.2. Направления и функции социальной защиты населения…………………………………6
1.3. Государственные органы социальной защиты населения………………………………..9
Глава 2. Структура и правовое регулирование территориальных органов социальной защиты
2.1 Структура организации Департамента социальной защиты Краснодарского края……16
2.2 Функции регионального органа социальной защиты населения………………………..19
2.3 Нормативно-правовая база работы регионального органа социальной защиты населения………………………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………………..29
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социальная
защита населения
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………………………4
1.2. Направления и функции социальной защиты
населения…………………………………6
1.3. Государственные органы социальной
защиты населения………………………………..9
Глава 2. Структура и правовое регулирование территориальных органов социальной защиты
2.1 Структура
организации Департамента
2.2 Функции
регионального органа
2.3 Нормативно-правовая
база работы регионального
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции РФ от 12.12.93г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом РФ (ст. 39).
В условиях современного российского общества существование системы социальной защиты населения стало необходимостью, так как в результате рыночных реформ 90-х годов XX века произошло массовое ухудшение материальных условий жизни населения России. Современное состояние общества, связанное с его полярным расслоением на классы бедных, неимущих, имеющих доходы ниже прожиточного минимума и класс олигархов, доходы которых превышают минимальный размер оплаты труда в сотни тысяч раз, отсутствие среднего класса в России выражает острую необходимость осуществления социальной поддержки и защиты населения.
Наличие федеральной социальной политики указывает на необходимость развития региональных (территориальных) систем социальной защиты населения для реализации социальной политики на региональных (областных, краевых, республиканских) и местных (городских и районных) уровнях в целях выявления специфических потребностей населения непосредственно в регионах и адресной социальной работой с клиентами социальной защиты населения.
Объект – социальная защита населения.
Предмет – организация работы органов соц. защиты.
Цель – изучение принципов организации управления и развития системы социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, нормативно-правовой базы управления социальной защитой населения.
Задачи: изучить структуру, функции, принципы организации региональных и территориальных систем управления социальной защитой населения, описать действие законов, указов, подзаконных актов, регулирующих работу системы социальной защиты в регионах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Социальная защита населения
1.1. Сущность социальной защиты
населения.
В соответствии с Конституцией РФ 1993
г., Российская Федерация провозглашена
Социальная политика – это сфера практического
осуществления важнейшей функции государства
по созданию условий, обеспечивающих каждому
члену общества реализацию его потребностей
с учетом одобряемой обществом системы
ценностей, а потому в центре социальной
политики всегда находится человек, который
одновременно выступает как ее цель, предмет
и субъект.
Что касается социальной
защиты населения, то она на современном
этапе является важнейшим и приоритетным
направлением социальной политики Российской
Федерации, являясь системой принципов,
методов, законодательно установленных
государством социальных гарантий, мероприятий
и учреждений, обеспечивающих предоставление
оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения
и деятельного существования
личности, различных социальных категорий
и групп; совокупностью мер, действий,
средств государства и
Социальная защита – политика государства,
направленная на обеспечение социальных,
экономических, политических и других
прав и гарантий человека независимо от
его пола, национальности, возраста, места
жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком
смысле слова – это совокупность социально-экономических
мероприятий, проводимых государством
и обществом и обеспечивающих предоставление
оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения
и деятельного существования личности
различным социальным категориям и группам,
а также совокупность мер, направленных
против ситуаций риска в нормальной жизни
граждан, таких как болезнь, безработица,
старость, смерть кормильца. Она представляет
комплекс мер по обеспечению гарантированного
государством минимального уровня материальной
поддержки социально уязвимых слоев населения
в период экономических преобразований.
Система социальной защиты населения на
современном этапе включает в себя:
– социальное обеспечение;
– социальное страхование;
– социальную поддержку (помощь).
Осуществляется социальная
защита граждан за счет федерального
и местных бюджетов, специально создаваемых
фондов социальной поддержки населения,
негосударственных фондов.
Основными принципами
Основные цели социальной защиты населения
сводятся к следующим:
1) избавление от абсолютной нищеты, когда
среднедушевой совокупный доход семьи
ниже прожиточного минимума;
2) оказание материальной
помощи населению в
3) содействие адаптации социально уязвимых
групп населения к условиям рыночной экономики.
Итак, одним из элементов социальной защиты
населения в кризисных условиях перехода
к рыночным отношениям является социальная
помощь.
Оказание государственной
социальной помощи осуществляется в
следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия,
субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты
питания, одежда, обувь, медикаменты и
другие виды натуральной помощи).
Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально -значимыми (страховые риски).
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:
1) пенсионное страхование;
2) социальное страхование
на случай временной
3) социальное страхование
от несчастных случаев на
4) медицинское страхование.
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы.
Объектами управления в
системе социальной защиты населения
являются учреждения и организации, трудовые
и учебные коллективы этой системы, а также
отношения между людьми. Субъекты управления –
органы, непосредственно занимающиеся
проблемами социальной помощи населению
(министерства, комитеты, департаменты,
управления, отделы социальной защиты
населения, трудовые коллективы). Основная
функция органов, учреждений социальной
защиты населения - совершенствование
деятельности ее различных структурных
элементов, регулируемой определенными
нормами и контролируемой социальными
институтами для обеспечения достижения
поставленных целей.
Важную роль в системе социальной защиты
населения играют профессиональные союзы,
администрация и различные формы самоуправления
в трудовых коллективах.
1.2. Направления и функции
В целом назначение системы социальной
защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция выражается в
оказании материальной поддержки гражданами
в трудной жизненной ситуации, в содействии
развитию общественного производства
в целом и отдельных отраслей народного
хозяйства, экономическому подъему зон
приоритетного развития.
2. Политическая функция,
направленная на сближение
3. Демографическая функция
способствует стимулированию
4. Социально-реабилитационная функция
связана с удовлетворением потребностей
престарелых и нетрудоспособных граждан.
Она выражается в создании условий, благоприятствующих
сохранению их правового статуса и охране
здоровья всех граждан.
Социальная защита населения и механизм
ее реализации базируются на соответствующих
конституционно-правовых установках.
В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения:
1.Социальная защита детей,
детства и отрочества, которая ориентирована
на создание условий жизни и развития
детей, позволяющих всем детям, независимо
от того, в какой семье они родились и живут,
иметь наилучшие возможности для сохранения
здоровья, материального благополучия,
свободного доступного образования, дошкольного
и школьного воспитания, гармоничного
духовно-нравственного развития, реализации
своих способностей.
Государственная политика в интересах
детей основана на принципах законодательного
обеспечения прав ребенка; государственной
поддержки семьи в целях обеспечения полноценного
воспитания детей, защиты их прав, подготовки
их к полноценной жизни в обществе; установления
и соблюдения государственных минимальных
социальных стандартов основных показателей
качества жизни детей с учетом региональных
различий данных показателей; ответственности
должностных лиц, граждан за нарушение
прав и законных интересов ребенка, причинение
ему вреда; государственной поддержки
органов местного самоуправления, общественных
объединений и иных организаций, осуществляющих
деятельность по защите прав и законных
интересов ребенка.
Социальная защита детей и подростков
на современном этапе согласуется с государственной
политикой в области детства, которая
признает этот период жизни человека важнейшим
этапом, а потому обязывается делать все,
чтобы подготовить их к полноценной жизни.
Социальная защита детей и подростков
характеризуется многонаправленностью,
затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности,
однако приоритетным направлением работы
является работа с детьми и подростками,
страдающими той или иной степенью социальной
дезадаптации, которая приводит их на
улицу, к наркотикам, проституции и т. д.
2. Социальная защита
трудоспособного населения, призванная
«предусматривать создание условий, обеспечивающих
баланс прав, обязанностей и интересов
граждан, когда человек сможет в полной
мере реализовать способность к экономической
самостоятельности, при этом, не ущемляя
интересы сограждан и участвуя в социальном
вспомоществовании нуждающимся». Социальная
защита трудоспособного населения, охрана
их труда основываются на Конституции
Российской Федерации, ФЗ «Об основах
охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999
г., и других нормативно-правовых актах
Российской Федерации, а также законах
и иных правовых актах субъектов Российской
Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что
социальная защита трудоспособного населения
должна предусматривать механизмы, обеспечивающие
гражданам РФ защиту от социальных рисков,
препятствующих:
А) Эффективной занятости человека; предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности, выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством.
Б) Охране здоровья работающих
и профилактике неблагоприятных условий
их труда;
В) Оказанию и получению материальной
и иной помощи лицам, попавшим в кризисные
материальные и социально-бытовые ситуации;
Г) Реализации молодежью
своего потенциала: в научном, культурном
и спортивном планах.
Д) Равноправию мужчин и женщин во всех
вопросах социальной жизни -
(в первую очередь речь идет о полном фактическом
равенстве в оплате труда, продвижении
по службе, доступе к образованию, научной
деятельности, культуре и спорту).
3. Социальная защита нетрудоспособных
граждан, которая должна быть нацелена
на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал
себя лишним человеком, обременяющим близких,
общество. Каждый должен как можно дольше
сохранять желание и возможность проживать
в семье, активно участвовать в экономическом,
политическом, культурном развитии общества,
пользоваться всеми его благами и, по возможности,
их приумножать.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи).
4. Социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков.
Социальная защита семьи
на современном этапе представляет
собой наиболее развивающееся направление
социальной защиты, так как именно
в семье находят отражение
все социальные проблемы, характерные
для современного российского общества,
причем эти проблемы всегда специфичны,
так как непосредственно
Информация о работе Организация работы органов социальной защиты