Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства
Задачи:
-Рассмотреть теоретические основы механизмов социального партнерства
- Дать представление о сущности и определении социального партнерства
- Изучить нормативно-правовую базу социального партнерства
-Раскрыть структуру и механизмы социального партнерства
1. Теоретические основы социального партнерства в обществе
1.1. Сущность и определение социального партнерства
1.2. Нормативно-правовая база социального партнерства
1.3. Социальное партнерство: субъекты, структура, механизмы
2. Становление и специфика социального партнерства в современной России
2.1. Проблемы становления социального партнерства
2.2. Факторы, способствующие развитию социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
3. Со стороны государства:
Таким образом, развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
1.2. Нормативно-правовая база социального партнерства
С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы.
Оттого что подходы были разными (экономический и юридический), отличаются и характеристики социального партнерства, данные этими подходами. Конкретные формы социального партнерства дают более полную картину:
Социальное партнерство включает в себя и экономические и правовые основы. Иначе система социального партнерства не смогла бы осуществить свою функцию ‑ согласование интересов различных социальных групп и их письменное закрепление.
Для развития социального партнерства в России была необходима правовая база. Такая база начала строиться со следующих документов:
На протяжении ряда лет
подписываются Генеральные
Становление регионального законодательства, определяющего региональные особенности и практику сотрудничества организаций субъектов РФ. В субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерстве включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам
Формирование правового
механизма социального
Действующее федеральное и региональное законодательство полностью не регулируют все направления социального партнерства. Решение многих вопросов в современных условиях переносится на локальный уровень13. В связи с этим происходит переосмысление значения локальных нормативных актов, нормативных договоров и соглашений в регулировании разнообразных правоотношений в деятельности организаций, возрастания их роли и значения для функционирования организации, поддержания ее в состоянии, способствующем выполнению основных социально-экономических и культурных функций.
Процесс юридического регулирования
социального партнерства
Этими документами и оформлялась первоначальная структура функционирования для новой российской системы социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом. В них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.
Так как противоречие между
трудом и капиталом неизбежно, а
их взаимодействие - необходимый элемент
для жизнедеятельности
Однако в России пока рано говорить о законченном характере системы социального партнерства: его организационная структура далека от целостного вида. В настоящее время заложена лишь основа всей системы – РТК, призванная "устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей". РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.
Кроме того, успешному развитию социально-трудовых
отношений препятствует высокий
уровень социальной напряженности
в сфере труда. Несмотря на сравнительно
невысокую забастовочную
1.3 Социальное партнерство: субъекты , структура, механизмы.
I. Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство.14 Соответственно институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.15
Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы — это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.
На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».
Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:
• традиционные профсоюзы;
• новые (альтернативные, параллельные)
профсоюзы.
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы,
в своей основе сформировавшиеся в условиях
командно-административной системы. Они
объединились в Федерацию независимых
профсоюзов России (ФНПР) и объединяют
122 членских организации с общей численностью
около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от
общего числа работающих на предприятиях
и учреждениях всех форм собственности.
По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза — это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве.16
В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:
• общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР);
• межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);
• межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);
• территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);
• территориальные объединения (ассоциации) — добровольные объединения организаций профсоюзов.
Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективным договорам, соглашениям, в контроле за их выполнение.
Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.
Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами, у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель — получить максимальную прибыль, у работника — добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача — добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства — найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.
Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства.
Первая — это либеральная модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Этой модели более всего соответствует государственное устройство США.
Вторая — это социально-
Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает социально-ориентированную политику, проводимую государством.
Социальная ответственность
• корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;
• определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;
Информация о работе Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе