Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства
Задачи:
-Рассмотреть теоретические основы механизмов социального партнерства
- Дать представление о сущности и определении социального партнерства
- Изучить нормативно-правовую базу социального партнерства
-Раскрыть структуру и механизмы социального партнерства

Содержание работы

1. Теоретические основы социального партнерства в обществе
1.1. Сущность и определение социального партнерства
1.2. Нормативно-правовая база социального партнерства
1.3. Социальное партнерство: субъекты, структура, механизмы
2. Становление и специфика социального партнерства в современной России
2.1. Проблемы становления социального партнерства
2.2. Факторы, способствующие развитию социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая версия 2.0.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

3. Со стороны государства:

  • обще социальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
  • государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

Таким образом, развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Нормативно-правовая  база социального партнерства

 

С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы.

Оттого что подходы  были разными (экономический и юридический), отличаются и характеристики социального  партнерства, данные этими подходами. Конкретные формы социального партнерства  дают более полную картину:

  • участие в законотворческой деятельности;
  • консультации, переговоры с целью обсуждения конфликтных ситуаций и достижения взаимоприемлемых решений;
  • заключение соглашений, коллективных договоров, которые документально закрепляют взаимоприемлемые решения.

Социальное партнерство  включает в себя и экономические  и правовые основы. Иначе система  социального партнерства не смогла бы осуществить свою функцию ‑ согласование интересов различных социальных групп и их письменное закрепление.

Для развития социального  партнерства в России была необходима правовая база. Такая база начала строиться  со следующих документов:

  • В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации4, трудовых отношений5, социального развития и социальной защиты6, охраны здоровья и экологии7;
  • Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 47, ст. 1611);8
  • Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 188 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 559). Федеральный закон был призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, определить правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия состояла из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе.9
  • С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. 10
  • В 2002г был принят Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (с изм. от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ).11

На протяжении ряда лет  подписываются Генеральные соглашения, отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие  нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и  льготы для работников отрасли)12. В 2006 г. в стране действовало более 50 отраслевых соглашений. В последние годы стали заключаться отраслевые соглашения субъектов Федерации: их уже почти 5 тыс. Соглашения требуют дальнейшей серьезной проработки и обсуждения, поскольку, как показывает практика, далеко не во всех из них соблюдаются принципы базовых отраслевых соглашений, касающиеся заработной платы, охраны труда и т.д. В настоящее время действуют лишь три региональных трехсторонних соглашения, обеспечивающих договорное регулирование социально-трудовых отношений в субъектах Федерации. Постепенно складывается система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.

Становление регионального  законодательства, определяющего региональные особенности и практику сотрудничества организаций субъектов РФ. В субъектах  РФ принимаются законы о социальном партнерстве включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам

Формирование правового  механизма социального партнерства  в конкретном учреждении, разрабатывающем  и принимающем локальные нормативные  акты, нормативные договоры и соглашения, заключаемые на основе взаимных консультаций, переговоров и договоренностей  между сторонами.

Действующее федеральное  и региональное законодательство полностью  не регулируют все направления социального  партнерства. Решение многих вопросов в современных условиях переносится  на локальный уровень13. В связи с этим происходит переосмысление значения локальных нормативных актов, нормативных договоров и соглашений в регулировании разнообразных правоотношений в деятельности организаций, возрастания их роли и значения для функционирования организации, поддержания ее в состоянии, способствующем выполнению основных социально-экономических и культурных функций.

Процесс юридического регулирования  социального партнерства организаций  на основе локальных нормативных  актов и нормативных договоров  носит комплексный, междисциплинарный  характер.

Этими документами и оформлялась  первоначальная структура функционирования для новой российской системы  социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом. В них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.

Так как противоречие между  трудом и капиталом неизбежно, а  их взаимодействие - необходимый элемент  для жизнедеятельности общества, требуется некий механизм согласования противоречия. Таким механизмом и  выступает институт социального  партнерства, где государство регулирует и закрепляет договорные отношения между субъектами трудовых отношений - работодателями и работниками.

Однако в России пока рано говорить о законченном характере системы социального партнерства: его организационная структура далека от целостного вида. В настоящее время заложена лишь основа всей системы – РТК, призванная "устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей". РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Кроме того, успешному развитию социально-трудовых отношений препятствует высокий  уровень социальной напряженности  в сфере труда. Несмотря на сравнительно невысокую забастовочную активность продолжает возрастать количество коллективных трудовых споров и их участников. Однако гораздо важнее то, что социально-трудовые отношения в целом остаются, по сути, отношениями конфронтационными и не перешли в стадию соревновательных и тем более партнерских отношений работодателя и работника. Разрешение возникающих противоречий в подавляющем большинстве случаев происходит с применением силовых методов, а не цивилизованных переговорных процедур

 

1.3 Социальное партнерство: субъекты , структура, механизмы.

I. Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство.14 Соответственно институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.15

Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении  разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы — это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между  профсоюзами трудящихся и объединениями  предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

Партнерские отношения между профсоюзами  и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:

•           традиционные профсоюзы;

•          новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы. 
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.

По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза — это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве.16

В настоящее время существуют следующие  профсоюзы и их объединения:

•           общероссийское   объединение   (ассоциации)    профсоюзов (ФНПР);

•           межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);

•          межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);

•          территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);

•          территориальные объединения (ассоциации) — добровольные объединения организаций профсоюзов.

Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективным договорам, соглашениям, в контроле за их выполнение.

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию  предпринимательских структур с  профсоюзами, у них есть различия в целях и позициях по решению  стоящих перед ними проблем. У  предпринимателя основная цель —  получить максимальную прибыль, у работника  — добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача — добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства — найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства.

Первая — это либеральная  модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Этой модели более всего соответствует государственное устройство США.

Вторая — это социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании  различных форм собственности, сильной  социальной функции государства (в  области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран.

Социальное государство имеет  прямое отношение к социальному партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает социально-ориентированную  политику,  проводимую государством.

Социальная ответственность государства  проявляется в том, что оно  выполняет ряд важнейших социальных функций:

•    корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

•     определяет прожиточный минимум,  который  реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

Информация о работе Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе