Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства
Задачи:
-Рассмотреть теоретические основы механизмов социального партнерства
- Дать представление о сущности и определении социального партнерства
- Изучить нормативно-правовую базу социального партнерства
-Раскрыть структуру и механизмы социального партнерства

Содержание работы

1. Теоретические основы социального партнерства в обществе
1.1. Сущность и определение социального партнерства
1.2. Нормативно-правовая база социального партнерства
1.3. Социальное партнерство: субъекты, структура, механизмы
2. Становление и специфика социального партнерства в современной России
2.1. Проблемы становления социального партнерства
2.2. Факторы, способствующие развитию социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая версия 2.0.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

•     обеспечивает гражданам определенный комплект   бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

•     создаст минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального  партнерства, государство выполняет  в необходимых случаях также  свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую  деятельность, удовлетворяет общие  интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями  и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях:

•      собственника,

•      законодателя,

•      арбитра (посредника).

Оно продолжает оставаться крупным  собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

 

II.Структура

Главный результат социального  партнерства — социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных  задач.

Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.

С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства  была представлена двумя сторонами: работник(и) — работодатель (собственник средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название "бипартизм". Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трехстороннее партнерство стали называть "трипартизмом".

Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной  организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

Наконец, субъектная структура  социального партнерства усложнилась  еще больше — было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что  принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т. д.

Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.

 

Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.

 

Наконец, пятым  элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.

Все названные элементы социального  партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его  задач. Только все вместе, в системном  единстве они способны достичь главной  цели социального партнерства —  социального согласия и мира в  обществе.

 

III.Механизмы

Под механизмом социального  партнерства как элемента его  системы в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью  которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.

Как всякий механизм, он имеет  ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой  функции.

Важнейшими элементами механизма  социального партнерства являются:

- постоянно действующий  переговорный процесс между представителями  институтов социального партнерства,  т. е. профсоюзов, объединений  работодателей, предпринимателей  и властных структур;

- постоянно работающие  органы (трехсторонние комиссии) по  регулированию социально-трудовых  отношений; 

- установление и соблюдение  процедур согласования интересов  и позиций сторон;

- кодификация отношений  партнерства в законах РФ, субъектов  Федерации, в нормативных документах  органов государственного управления;

- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

- работа экспертов партнерских  отношений, анализирующих состояние  и перспективы развития системы  социального партнерства; 

- доведение идей социального  партнерства до широких слоев  трудящихся.

Механизм социального  партнерства определяет и методы взаимодействия социальных партнеров. Все они очень тесно взаимосвязаны  и являются дополнением к составным  частям друг друга.

Ответственность за избегание  участия в коллективных переговорах, и предоставления информативных  данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление  контроля за соблюдением договоров и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для того чтобы наиболее полно представить картину социального  партнерства в сфере социально-трудовых отношений, необходимо рассмотреть  каждый метод взаимодействия социальных партнеров отдельно.

 

1.3.1 Проведение консультаций

Социальный диалог - это  процесс определения и сближения  позиций, достижения общих договоренностей  и принятие согласованных решений  сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической  политики и регулирования социально-трудовых отношений.

Социальный диалог осуществляется на принципах:

- законности;

- репрезентативности и  полномочности сторон и их  представителей;

- независимости и равноправия  сторон;

- конструктивности и взаимодействия;

- добровольности и принятия  реальных обязательств;

- взаимного уважения и  поиска компромиссных решений;

- обязательности рассмотрения  предложений сторон;

- приоритету согласительных  процедур;

- открытости и гласности;

- обязательности соблюдения  достигнутых договоренностей;

- ответственности за выполнение  принятых обязательств.

Консультации проводятся по предложению стороны социального  диалога с целью определения  и сближения позиций сторон при  принятии ними решений, которые належат  к их компетенции.

Инициатор направляет другим сторонам письменное предложение с  указанием предмета консультации и  термина его проведения.

Стороны, которые получили такое предложение, обязанные принять  участие в консультации, совместно  согласовать порядок и сроки  ее проведения и определить состав участников.

Например, если профсоюз не согласен с локальным нормативным  актом или предлагает его изменить, то работодатель, в случае несогласия с предложениями профсоюза, обязан в течение 3 дней осуществить дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом.

В случае не достижения согласия в ходе консультаций, разногласия оформляются протоколом.

1.3.2 Участие в коллективных переговорах

Важной частью социального  диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.

В нормах МОТ коллективные переговоры рассматриваются в качестве действия или процесса, ведущего к  заключению коллективного соглашения. В Рекомендации № 91 коллективные соглашения определены как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или - при отсутствии таких организаций - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны» (Рекомендация № 91, Параграф 2) при том понимании, что «коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен», и что «положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора». Однако «положения трудовых договоров, которые более благоприятны для работников, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору» (Рекомендация № 91, Параграф 3(1), (2) и (3)).[ Жернигон. Б. Одеро.А. Гуидо. Г. Коллективные переговоры. Нормы МОТ и принципы деятельности контрольних органов. Отдел по свободе объединения и опубликована совместно с Целевой программой продвижения Декларации. Международное бюро труда, Женева]

Коллективные переговоры проводятся с целью составления  коллективных договоров и соглашений.

По результатам коллективных переговоров составляются: на федеральном  уровне - федеральные соглашения; на региональном уровне - региональные соглашения; на локальном уровне - коллективные договора.

Коллективные договоры и  соглашения после их подписания являются обязательными для исполнения субъектами всех сторон социального партнерства.

Таким образом, предлагаемый механизм взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общества позволяет более комплексно и результативно переориентировать субъекты взаимодействия с решения текущих задач на реализацию стратегии социального партнерства.

 

2. Становление и специфика развития социального партнерства в современной России

Кризисные явления в экономике  России обострили социально-трудовые отношения, привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали  перерастать в забастовки. Это  делает необходимым поиск путей  урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному  партнерству можно рассматривать  двояко: социальное партнерство –  это условие и компонент развития рыночных отношений. В России на первом плане сегодня - экономическое возрождение, отсюда — необходимость в социальной стабилизации, предотвращении социальных и трудовых конфликтов.

Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в процессе развития социального партнерства.

Последовательно и целенаправленно  система социального партнерства  в России начала формироваться в 1992 году.

Основные принципы социального  партнерства и механизмы его  реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах  и соглашениях», рядом других законодательных  актов.

Организационная структура  социального партнерства в стране далека от целостного вида. Возведена  лишь «крыша» – Российская трехсторонняя  комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она призвана устанавливать  общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих  в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей. РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Генеральное соглашение –  правовой акт, устанавливающий общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей, Правительством РФ.

Информация о работе Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе