Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства
Задачи:
-Рассмотреть теоретические основы механизмов социального партнерства
- Дать представление о сущности и определении социального партнерства
- Изучить нормативно-правовую базу социального партнерства
-Раскрыть структуру и механизмы социального партнерства
1. Теоретические основы социального партнерства в обществе
1.1. Сущность и определение социального партнерства
1.2. Нормативно-правовая база социального партнерства
1.3. Социальное партнерство: субъекты, структура, механизмы
2. Становление и специфика социального партнерства в современной России
2.1. Проблемы становления социального партнерства
2.2. Факторы, способствующие развитию социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
• обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;
• создаст минимальные необходимые условия для социального страхования.
Выступая как субъект
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях:
• собственника,
• законодателя,
• арбитра (посредника).
Оно продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.
II.Структура
Главный результат социального партнерства — социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач.
Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.
С исторической точки зрения,
первая структура субъектов
Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.
Наконец, субъектная структура
социального партнерства
Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т. д.
Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.
Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.
Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.
Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства — социального согласия и мира в обществе.
III.Механизмы
Под механизмом социального партнерства как элемента его системы в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.
Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.
Важнейшими элементами механизма
социального партнерства
- постоянно действующий
переговорный процесс между
- постоянно работающие
органы (трехсторонние комиссии) по
регулированию социально-
- установление и соблюдение
процедур согласования
- кодификация отношений
партнерства в законах РФ, субъектов
Федерации, в нормативных
- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;
- работа экспертов партнерских
отношений, анализирующих
- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.
Механизм социального
партнерства определяет и методы
взаимодействия социальных партнеров.
Все они очень тесно
Ответственность за избегание участия в коллективных переговорах, и предоставления информативных данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением договоров и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для того чтобы наиболее
полно представить картину
1.3.1 Проведение консультаций
Социальный диалог - это
процесс определения и
Социальный диалог осуществляется на принципах:
- законности;
- репрезентативности и полномочности сторон и их представителей;
- независимости и равноправия сторон;
- конструктивности и
- добровольности и принятия реальных обязательств;
- взаимного уважения и поиска компромиссных решений;
- обязательности рассмотрения предложений сторон;
- приоритету согласительных процедур;
- открытости и гласности;
- обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;
- ответственности за выполнение принятых обязательств.
Консультации проводятся
по предложению стороны
Инициатор направляет другим сторонам письменное предложение с указанием предмета консультации и термина его проведения.
Стороны, которые получили такое предложение, обязанные принять участие в консультации, совместно согласовать порядок и сроки ее проведения и определить состав участников.
Например, если профсоюз не согласен с локальным нормативным актом или предлагает его изменить, то работодатель, в случае несогласия с предложениями профсоюза, обязан в течение 3 дней осуществить дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом.
В случае не достижения согласия в ходе консультаций, разногласия оформляются протоколом.
1.3.2 Участие в коллективных переговорах
Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.
В нормах МОТ коллективные переговоры рассматриваются в качестве действия или процесса, ведущего к заключению коллективного соглашения. В Рекомендации № 91 коллективные соглашения определены как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или - при отсутствии таких организаций - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны» (Рекомендация № 91, Параграф 2) при том понимании, что «коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен», и что «положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора». Однако «положения трудовых договоров, которые более благоприятны для работников, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору» (Рекомендация № 91, Параграф 3(1), (2) и (3)).[ Жернигон. Б. Одеро.А. Гуидо. Г. Коллективные переговоры. Нормы МОТ и принципы деятельности контрольних органов. Отдел по свободе объединения и опубликована совместно с Целевой программой продвижения Декларации. Международное бюро труда, Женева]
Коллективные переговоры проводятся с целью составления коллективных договоров и соглашений.
По результатам коллективных переговоров составляются: на федеральном уровне - федеральные соглашения; на региональном уровне - региональные соглашения; на локальном уровне - коллективные договора.
Коллективные договоры и соглашения после их подписания являются обязательными для исполнения субъектами всех сторон социального партнерства.
Таким образом, предлагаемый механизм взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общества позволяет более комплексно и результативно переориентировать субъекты взаимодействия с решения текущих задач на реализацию стратегии социального партнерства.
2. Становление и специфика развития социального партнерства в современной России
Кризисные явления в экономике
России обострили социально-трудовые
отношения, привели к росту трудовых
конфликтов, многие из которых стали
перерастать в забастовки. Это
делает необходимым поиск путей
урегулирования социально-трудовых отношений.
Переход от противостояния к социальному
партнерству можно
Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в процессе развития социального партнерства.
Последовательно и целенаправленно
система социального
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов.
Организационная структура
социального партнерства в
Генеральное соглашение –
правовой акт, устанавливающий общие
принципы регулирования социально-
Информация о работе Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе