Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства
Задачи:
-Рассмотреть теоретические основы механизмов социального партнерства
- Дать представление о сущности и определении социального партнерства
- Изучить нормативно-правовую базу социального партнерства
-Раскрыть структуру и механизмы социального партнерства
1. Теоретические основы социального партнерства в обществе
1.1. Сущность и определение социального партнерства
1.2. Нормативно-правовая база социального партнерства
1.3. Социальное партнерство: субъекты, структура, механизмы
2. Становление и специфика социального партнерства в современной России
2.1. Проблемы становления социального партнерства
2.2. Факторы, способствующие развитию социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Важное место в системе
социального партнерства
Особенности системы социального партнерства в РФ:
- размытость субъектов социального партнерства;
- нет сформировавшегося
класса собственников-
- работодатели разобщены
по ассоциациям и союзам
- профсоюзное движение
находится в стадии
- отсутствие должной правовой
базы. Принятые законы «О
- не определен правовой
статус субъектов трудовых
- сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д.;
- рабочее движение выходит
за чисто профсоюзные рамки,
приобретает социально-
- преобладание государственной
собственности приводит к тому,
что любой мельчайший трудовой
конфликт выливается в
- в России не было, да
и не могло быть теоретической
и социально-психологической
Говоря о современном
состоянии социального
Мнение же правительственной
стороны о состоянии
В России социальное партнерство,
по существу, являет собой трансформированную
форму социально-трудовых отношений
советского времени: изменились субъекты,
сложились новые институты, деятельность
которых регулируется принятыми
в постсоветский период законами
и правовыми нормами. Но между
субъектами, получившими новые названия,
сохраняются в большинстве
Нередко во взаимоотношениях
различных уровней партнерской
вертикали «предприятие-регион-
Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления работодателей
о своем понимании социального
партнерства, предполагающей диалог не
только с профсоюзами, но и с другими
объединениями, представляющими интересы
трудящихся, снижают авторитет профсоюзов
как одной из сторон социального
треугольника. От этого страдает система
социального партнерства в
Очевидно, что в нашей стране пока не оформились организационно сами субъекты социального взаимодействия с правительством предприниматели и наемные работники.
Объединениям предпринимателей принадлежит, в сущности, ключевая роль в развитии систем социального взаимодействия, что во многом предопределено целями, достижению которых подчинено само создание этих организаций. Среди них: содействие развитию частного предпринимательства, рыночной экономики, совершенствованию трудовых отношений вообще и с профсоюзами в частности; защита интересов предпринимателей перед лицом государственной власти; координация тактики и стратегии предпринимателей в области забастовочного движения и т.п.
В настоящее время в
РФ насчитывается более
Один из центральных вопросов, связанных с участием профсоюзов в системах двух - и трехстороннего взаимодействия, — это степень их представительности. Фактически речь идет о легитимности того или иного профсоюза или профцентра представлять интересы всех наемных работников и групп, являющихся его членами, как социального партнера. Этот вопрос приобрел сейчас немалую остроту в связи со значительным сокращением профсоюзного членства и падением престижа профсоюзов. Становлению профсоюзов как субъекта социального взаимодействия препятствует серьезный раскол в российском профсоюзном движении. Три нынешних профцентра преемница ВЦСПС Федерация независимых профсоюзов России и только-только образовавшиеся, но уже имеющие солидную социальную базу Всероссийская конференция труда и Конфедерация труда России находятся в состоянии конфронтации друг с другом. Причем по соображениям принципиального характера, что, естественно, затрудняет выработку совместной согласованной позиции, без чего невозможно выйти на уровень переговоров не только с правительством, но и с предпринимательской стороной.
Главная задача государства как одного из социальных партнеров - создание условий для полной реализации в стране гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей. Иными словами - формирование поля для социального взаимодействия.
В нынешних социально-экономических условиях Правительство РФ как член МОТ взяло на себя инициативу по разработке и реализации концепции социального партнерства, создав Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Некоторые последствия уже четырехлетнего функционирования системы социального взаимодействия проявились с достаточной очевидностью. Этот новый в нашей стране орган представляет собой работающий в режиме сотрудничества институт согласования интересов профсоюзов, предпринимателей и правительства.
Ежегодно в России заключается более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Такую работу ведут и субъекты Федерации, где заключается в год свыше 70 региональных, 338 отраслевых и 188 территориальных, а также около 100 тысяч коллективных договоров.
Однако без кардинальных
перемен в социальной политике не
удастся запустить по-
2.1 Проблемы становления социального партнерства
На первый взгляд может
сложиться впечатление, что все
необходимые условия для
- осуществился переход к рыночным отношениям;
- имеется минимально
- существуют профсоюзы
— организации, представляющие
и защищающие интересы
- выделился класс
- государство заявило
о своей готовности выступить
в качестве посредника в
Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.
Основная проблема — отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.
Вторая серьезная проблема
неэффективного социального партнерства
в России — низкая дисциплина, отсутствие
четко действующей
Очень часто работодатели
и рабочие занимают схожие позиции
и выступают единым фронтом против
правительства. Существует мнение, что
самый безответственный партнер
— правительство, которое не выполнило
большинство пунктов в
Мнение же правительственной
стороны о состоянии
Третья проблема в развитии
социального партнерства —
В совершенствовании социального
партнерства в России можно обозначить
два направления: 1) разработка новых
стратегий в деятельности профсоюзов
и объединений
В реализации первого направления можно выделить следующие пути:
- оказание новых услуг
и создание соответствующих
- вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния профсоюзов прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора (который в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и средних предприятий, предприятий неформального сектора;
Информация о работе Основные факторы формирования социально-партнерских отношений в обществе