Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.
Задача данной работы - выявить социальные проблемы семей
военнослужащих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Семья военнослужащих как объект социальной работы…………………4
1.1 Социально-правовой статус семей военнослужащих………………….4
1.2 Основные социальные проблемы семей военнослужащих……………10
2 Социальная работа с семьями военнослужащих…………………………16
2.1 Социальное обеспечение и страховые гарантии семей
военнослужащих…………………………………………………………..16
2.2 Профессиональная ориентация и трудоустройство
семей военнослужащих……………………………………………………24
3 Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих…...30
3.1 Общая характеристика методов социальной работы с
семьями военнослужащих………………………………………………..30
3.2 Метод индивидуальной работы с семьями военнослужащих………..36
Заключение……………………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………………… 48

Файлы: 1 файл

курсовая дубль 2.docx

— 85.36 Кб (Скачать файл)

19

социальных факторов на социально-правовой статус военнослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава. Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы. Под военно-социальной работой понимается деятельность государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы. Важно подчеркнуть, что действенную социальную защищенность человека в условиях военной службы можно обеспечить только комплексным использованием правовых, организационных и других средств. В целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются Законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащими, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы,

20

рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Во исполнение указанных законодательных актов принято более 50 подзаконных нормативных правовых актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других актов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления. Созданная правовая база открывает перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке определен статус военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируется военнослужащим льготами. Создана и активно действует система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только в порядке, установленном общевоинскими уставами. Устранение такого дискриминационного  положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих. Предметом особой заботы государства является обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Всего с начала контртеррористической операции изданы 5 постановлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации, 6 приказов министра обороны Российской Федерации,

21

устанавливающих дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, основными из которых являются:

-   Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;

-   Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачиваются оклады по воинским должностям в размерах предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежемесячные надбавки и денежные выплаты в размерах, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух получаемых окладов по воинской должности;

-   Военнослужащим, непосредственно участвующим в боевых действиях, производятся выплаты в размере 810-950 рублей (в зависимости от того, к какой категории военнослужащий относится) за каждый день участия в боях;

-  Зачет за выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - один месяц военной службы за полтора месяца, а в случае получения указанными военнослужащими ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в боевых действиях – зачет времени их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных заведениях из расчета один месяц за полтора;

- Обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по  контракту, бесплатным питанием  по установленным нормам с  сохранением на это время действующего  порядка обеспечения их продовольственными  пайками по месту постоянной  службы.

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социальной защитой военнослужащих, открывает для человека в

22

 военной форме перспективы  стабильного социального положения, а также сохранение значительной  части прав и льгот после  увольнения с военной службы./5/.

 

3. Холостова Е.И. Технология  социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с., статья от 28.01.2014.

5. Статья 9.02.2014г.

 

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

2.2  Профессиональная  ориентация и трудоустройство семей военнослужащих

Произошедшие за последнее десятилетие изменения в политической системе и экономической ситуации России потребовали глубокого реформирования Вооруженных сил Российской Федерации (далее — ВС РФ). Сокращение ВС РФ порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда, к новым условиям жизни и деятельности. За сравнительно короткий срок в структуре российского населения образовалась внушительная группа риска из числа бывших военнослужащих. Большинство уволенных в связи с сокращением численности ВС РФ военнослужащих, находящихся в трудоспособном возрасте и имеющих высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях, стать важной опорой экономических реформ. Указанные проблемы возможно решить путем разработки и осуществления мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке, составляющих систему социальной адаптации военнослужащих. В данной статье будет предпринята попытка проанализировать нормативную базу, регламентирующую вопросы переподготовки и трудоустройства бывших военных, проходивших службу по контракту, и членов их семей. Следует отметить, что на федеральном уровне существует несколько нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и особенности обучения и переподготовки военнослужащих, увольняющихся в запас, уволенных с военной службы, а также членов их семей. Среди них:

  • Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;

  • Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 701 «О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей»;

24

  •  Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 729 «О государственной программе «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002—2005 годы». Наряду с нормативными правовыми актами РФ по данной проблеме действуют также некоторые документы федеральных органов исполнительной власти, предусматривающие военную службу. Важно отметить, что по нормативным документам положены различные льготы в этой области определенным категориям военнослужащих в зависимости от основания их увольнения.

  •  Так, в соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлены дополнительные права на трудоустройство, а именно:

  • предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

  • обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 19 вышеупомянутого Федерального закона граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

  • бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств Федеральной государственной службы занятости населения, а

25

  •  имеющие право на пенсию — на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;

  • внеконкурсное поступление в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;

  • зачисление в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без вступительных экзаменов (при этом граждане, имеющие среднее и высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных вузах бесплатно).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2011 г. № 729 утверждена Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей на 2010–2011 годы (далее — Программа). Основная ее цель — комплексное решение на государственном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, увольняемых из ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей.

 

 Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права по трудоустройству и социальному обеспечению.  Предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы государственной службы занятости населения, на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения или организации. Сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу на государственных (муниципальных)

26

предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях или организациях, права поступления на работу на те же предприятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу. Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по обязательному государственному социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года. Преимущественное право оставления на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников. Обеспечение гражданам, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного приобретения профессионального образования. Предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Предоставление не позднее месячного срока с момента обращения военнослужащих, уволенных с военной службы, мест для их детей в дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от их ведомственной принадлежности. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1)осуществления льготной  финансово-кредитной политики в  отношенииспециализированных предприятий, применяющих труд 

27

инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2)установления в организациях  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности  квоты для приема на работу  инвалидов и минимального количества  специальных рабочих мест для  инвалидов;

Информация о работе Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих