Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:35, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей. Задача данной работы - выявить социальные проблемы семей военнослужащих.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 1 Семья военнослужащих как объект социальной работы…………………4 1.1 Социально-правовой статус семей военнослужащих………………….4 1.2 Основные социальные проблемы семей военнослужащих……………10 2 Социальная работа с семьями военнослужащих…………………………16 2.1 Социальное обеспечение и страховые гарантии семей военнослужащих…………………………………………………………..16 2.2 Профессиональная ориентация и трудоустройство семей военнослужащих……………………………………………………24 3 Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих…...30 3.1 Общая характеристика методов социальной работы с семьями военнослужащих………………………………………………..30 3.2 Метод индивидуальной работы с семьями военнослужащих………..36 Заключение……………………………………………………………………..46 Список литературы…………………………………………………………… 48
Метод индивидуальной социальной
работы представляет собой непосредственную
помощь субъекту путем личного взаимодействия
в процессе его адаптации к новым условиям
жизни. Этот метод предусматривает не
только планирование помощи, но и проведение
необходимых процедур для выявления оптимального
взаимодействия (консультирование, социальная
терапия, психосоциальная реабилитация).
В процессе работы социальный работник
должен: установить первичную связь и
определить потребности военнослужащих
и членов их семей в социальных услугах;
изучить проблему; мотивировать необходимость
социальной помощи; концептуализировать
проблему; определить и исследовать предполагаемое
решение; выбрать стратегическое направление;
реализовать решения проблемы и др./7/
Основная задача социальной работы на
рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие
и совершенствование имеющихся форм, методов,
способов и приемов деятельности, используемых
специалистом для решения социальных
проблем клиентов, стимулирование активизации
их сил для изменения неблагоприятной
жизненной ситуации.
Наряду с этим дальнейшая разработка методов
социальной работы обусловлена и необходимостью
научно-исследовательских изысканий со
стороны специалистов, как в рамках общества,
так и в масштабах малых групп. Особенно
важно отметить, что развитие этой деятельности
осуществляется в процессе непосредственной
практической работы, т. е. в процессе оказания
адресной, комплексной и своевременной
помощи.
Совокупность приемов и методов деятельности
субъектов социальной работы, рассматривающих
социальные проблемы клиентов как способ
стимулирования развития их сил, конструктивной
деятельности в социуме с целью изменения
неблагоприятной жизнен ной ситуации
способствует
36
достижению понимания клиентом
зависимости и взаимообусловленности
личных и общественных проблем,
активизации его участия в солидарных
действиях по разрешению возникающих
проблем, конфликтных ситуаций.
Теории, созданные путем исследования
многообразной работы социальных работников
с клиентом и всех социальных институтов
в их коммуникативной взаимообусловленности,
являются как эмпирически контролируемыми,
так и предметно ориентируемыми.
Методы профессиональной социальной работы
многообразны. Они классифицируются:
по направлениям и формам социальной
работы (организа ционные, социологические,
социально-психологические, социально-педагогические,
социально-медицинские, социально-экономические,
социально-экологические и др ),
по объектам социальной работы
(индивидуальные, групповые, общинные);
по субъектам социальной работы
(применяемые отдельным специалистом,
коллективом социальной службы, органом
управления социальной работы).
Метод индивидуальной работы
представляет собой непосредственную
помощь субъекту путем личного взаимодействия
в процессе его адаптации к новым условиям
жизни. Этот метод предусматривает не
только планирование помощи, но и проведение
необходимых процедур для выявления оптимального
взаимодействия (консультирование, социальная
терапия, психосоциальная реабилитация).
В процессе работы социальный работник
должен:
установить первичную связь
и определить потребности клиента в социальных
услугах;
изучить и уяснить проблему;
мотивировать необходимость
социальной помощи;
37
концептуализировать проблему;
определить и исследовать предполагаемое решение;
выбрать стратегическое направление;
реализовать решения проблемы
и др.
Социальный работник должен
помнить, что трудное для понимания или
даже странное поведение члена семьи может
быть обусловлено его скрытым страданием,
душевной болью, с чем необходимо считаться,
если социальный работник действительно
хочет помочь семье и нормализовать в
ней обстановку.
Разрабатывая и внедряя методы социальной
работы в общине, необходимо учитывать
изменения, связанные с инновационными
процессами, происходящими в нашем обществе.
При этом одной из главных задач является
внедрение наукоемких социальных инноваций,
соединение науки и практики, объединение
гуманитарных и технических знаний. Повышение
качества самого социально го пространства,
постоянное обновление методов, расширение
их функциональности должны осуществляться
с учетом
накопленного опыта.
Особое место отводится еще одному методу
социальной работы — дальнейшему совершенствованию
технологизации; здесь объектом является
социальное пространство.
Все, что обеспечивает защиту социальных
интересов, в том числе и методы работы
с людьми, семьями и сообществами, обладает
рядом свойств:
сознание своей целеполагающей
деятельности;
утверждение принципа справедливого
распределения материальных и духовных
благ;
направленность на совершенствование
основ гражданского общества;
усиление принципов гуманизации.
Проанализируем методы социальной
работы, которые используются и на
38
индивидуальном, и на групповом,
и на общинном уровнях.
Биографический метод (или метод изучения
личных документов) позволяет исследовать
субъективные стороны общественной жизни.
В процессе индивидуальной работы с клиентом
социальный работник обязан учитывать
его права (каждый клиент имеет право на
эмоциональное выражение своих чувств,
на сочувствие социально го работника;
кроме того, он вправе ожидать, что социальный
работник имеет достаточную компетенцию).
Различные формы биографического метода
— интервью, свидетельства родственников,
различного рода переписка, фотографии,
автобиографические фрагменты, рассказ
о своей жизни в целом (или о каких-то ее
этапах, или жизни своей семьи, родственников)
и т.д. — с разной степенью глубины и обобщенности
позволяют выявить специфику жизненного
опыта человека, характер реализации его
жизненных сил в процессе взаимодействия
с другими людьми, с различными социальными
группами. Кроме того, они способствуют
определению характера, степени и специфики
дистанции индивидов в группе, выявлению
свойств характера,
кото рые помогают раскрыть
его позитивные индивидуальные способ
ности.
Французские исследователи Д. Берто и
И. Берто-Вьям предлагают в качестве нового
инструментария использование биографического
метода как метода «истории семей». По
их мнению, «всякая семейная история уникальна,
лишь отчасти она обнаруживает не сколько
общих моментов для многих других историй
и много общих моментов для нескольких
других семейных историй. «Общее» может
быть найдено не только в больших числах,
его следует открывать в частных случаях».
Изучение истории семей позволяет яснее
понять внутренние факторы, влияющие на
становление и реализацию жизненных сил
человека. Семья как один из институтов
социализации обладает богатым спектром
жизненных
ресурсов, которые в
дальнейшем обусловливают различия
в образе жизни и
39
реализации индивидуальной
и социальной субъектности человека. Метод
«истории семей» позволяет выделить механизмы
трансляции любых компонентов процесса
социализации (стиля, уровней, моделей
поведения, ценностных ориентации, жизненных
позиций и т.д.).
Для теории социальной работы особое значение
имеет исследование способности человека
к трансляции жизненных ресурсов семьи,
выявление случаев, когда эта способность
«блокируется», искажается, не реализуется.
Нам представляется, что методы, о которых
упоминают Д. Берто и И. Берто-Вьям, являются
формами про явления метода «социальных
биографий», а тот междисциплинарный союз,
к которому они призывают, осуществляется,
главным образом в рамках теории социальной
работы, интегрирующей все аспекты использования
биографического метода разными социальными
науками и придающей ему целостность.
Организационные методы — приемы и способы
деятельности, используемые для решения
организационных задач в области социальной
работы, — подразделяются на:
организационно-распорядительные;
организационно-координационные;
организационно-инструктивные;
организационно-технические
и др.
Они закрепляют права, полномочия,
обязанности, ответственность различных
звеньев управления, органов социальной
защиты, социальных служб за конечный
результат.
Педагогические методы направлены на
оказание социальной помощи человеку
как отдельно взятому индивиду и как члену
социума, в котором происходит процесс
социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности
(понятий, суждений, убеждений, оценок);
40
2) методы организации
познавательной, практической деятельности
и поведения (поручения, задания, упражнения,
создание специальных воспитывающих
ситуаций);
3) методы стимулирования деятельности
и поведения индивида (оценка, поощрение,
порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит
в том, что они применяются, как правило,
в определенных сочетаниях и направлены
на развитие личности, ее социализацию,
одновременно влияя на ее сознание, деятельность
и поведение.
Эффективность методов во многом определяется
наличием у специалистов определенных
знаний и умений, на что клиент вправе
рассчитывать.
Социально-психологические методы — это
комплекс методов (способов, приемов взаимодействия
с объектами социальной ра боты), условно
разделяемых на несколько групп:
1. Методы психологического
исследования:
наблюдение — систематическое
и целеустремленное восприятие психических
явлений с целью изучения их смысла и специфических
изменений в определенных условиях.
Эффективность, точность наблюдений зависят
от поставленной задачи, степени опытности
и квалификации наблюдателя;
эксперимент — активное соучастие
в социальной ситуации со стороны исследователя,
регистрирующего сопутствующие изменения
в поведении или состоянии изучаемого
объекта. Если изучаемая область неизвестна,
или плохо изучена, или система гипотез
отсутствует, применяют разновидности
эксперимента:
лабораторный эксперимент,
проводимый в специально оборудованных
помещениях, что позволяет контролировать
все переменные и обусловливает высокую
степень надежности и достоверности результатов.
Однако в условиях этого эксперимента
испытуемый редко
41
ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий;
естественный эксперимент —
проверка гипотез посредством изучения
личностных особенностей и поведения
человека в естественных условиях в рамках
повседневной жизни;
формирующий эксперимент —
сочетание методов исследования с методами
воздействия, позволяющее регулировать
психические процессы, влиять на особенности
личности и ее поведения, одновременно
проверяя научные гипотезы.
2. Диагностические методы
— выявление и изменение индивидуально-психологических
особенностей личности. Особенное
распространение получило тестирование,
использующее стандартизированные вопросы
и задачи (тесты), имеющие определенную
шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного
изучения индивидуальных особенностей.
3. Психогенетические методы — выявление
происхождения индивидуальных психологических
особенностей человека, роли генотипа
и окружающей
среды в их формировании. Наиболее
информативным является метод близнецов,
позволяющий максимально уравнять воздействие
среды на личность.
4. Лонгитюдные методы — длительное и систематическое
изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее
определить диапазон возрастной и индивидуальной
изменчивости фаз жизненного цикла личности.
5. Методы исследования жизненного пути -
изучение индивидуального развития человека
от рождения до смерти. Жизненный путь
включает критические периоды, которые
обычно сопровождаются существенной психической
перестройкой. Данный метод обычно концентрируется
на этих критических периодах и нормативных
жизненных кризисах.
6. Метод психологической помощи — повышение
психологической
42
компетенции человека,
выявление уже существующих или
формирование новых ресурсов, позволяющих
человеку решить стоящие перед
ним задачи, преодолеть трудности
и жизненные кризисы. Он включают
в себя:
методы психологической коррекции
(психотерапевтические методы) и реабилитации,
цель которых — помочь человеку, имеющему
нервно-психические и психосоматические
заболевания, острые или хронические психические
травмы;
методы психогигиены и психопрофилактики
— предоставление психологической помощи
практически здоровому человеку с целью
предотвращения психосоматических заболеваний.