Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:35, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей. Задача данной работы - выявить социальные проблемы семей военнослужащих.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 1 Семья военнослужащих как объект социальной работы…………………4 1.1 Социально-правовой статус семей военнослужащих………………….4 1.2 Основные социальные проблемы семей военнослужащих……………10 2 Социальная работа с семьями военнослужащих…………………………16 2.1 Социальное обеспечение и страховые гарантии семей военнослужащих…………………………………………………………..16 2.2 Профессиональная ориентация и трудоустройство семей военнослужащих……………………………………………………24 3 Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих…...30 3.1 Общая характеристика методов социальной работы с семьями военнослужащих………………………………………………..30 3.2 Метод индивидуальной работы с семьями военнослужащих………..36 Заключение……………………………………………………………………..46 Список литературы…………………………………………………………… 48
7. Полифункциональные
методы предполагают необходимость изменения
содержания и форм работы в зависимости
от целей и задач социальной работы. К
ним условно можно отнести:
беседы (интервью) — метод получения
информации о личности, установления контакта,
метод психологической диагностики и
исследования, а также оказания психологической помощи;
(клиническая беседа или интервью), способствующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения;
метод анализа продуктов деятельности
— рисунков, графических проявлений разного
рода, высказываний, письменных и устных
тестов, поделок, произведений искусства,
результатов трудовой деятельности, игровой
деятельности и т.п.;
моделирование — получение
информации о психических процессах, состоянии
и поведении человека при помощи математических,
социальных и других моделей, которые
в данном случае замещают или представляют
изучаемую систему.
Социально-экономические методы
— совокупность приемов и способов, с
помощью которых осуществляются действия,
учитывающие социальные
43
интересы и потребности людей,
определяются пути их удовлетворения:
натуральная и денежная помощь, установление
льгот и единовременных пособий, патронажное
и бытовое обслуживание, санкции и др.
Их цель — формирование оптимальных социальных
нормативов, создание эффективной системы
социальной защиты населения, повышение
социальной мобильности, результативности
работы государственной социальной службы.
В социальной работе используются следующие
экономические методы:
статистические;
математические;
анализ целенаправленных действий
и объективная сравнительная оценка возможных
результатов этих действий (метод принятия
оптимальных решений);
балансовый;
индексный;
выборочный;
технологический анализ рядов
динамики и др.
Среди методов, используемых
в теории и практике социальной работы,
особая роль принадлежит комплексному
психосоциальному моделированию. Этот
метод в социальной работе является как
бы «сквозным» во всех периодах исследовательского
процесса — от начального до завершающего,
позволяет наиболее эффективно соединять
теорию и практику социальной работы,
рельефнее очерчивать социальную значимость
и теории, и практики социальной работы.
Важность этих моментов обусловлена тем,
что социальная работа одновременно является
и академической дисциплиной, и специфической
формой социальной деятельности, направленной
на оптимизацию, формирование и существование
жизненных сил человека.
Моделирование как общенаучный метод
понимается как символическая схема какой-либо
сферы реальности. Понятие моделирования
пришло в
44
социальные науки из математики
и затем активно использовалось в основном
в экономике. По мере развития социального
знания метод моделирования стал активно
применяться в социальных науках.
Наличие методов исследования, которые
могут использоваться преимущественно
в рамках социальной работы как научной
дисциплины, позволяет с еще большей уверенностью
говорить о научном статусе теории социальной
работы, а также о ее самостоятельности
и значимости. Главная задача — сформировать
в процессе развития и совершенствования
методов новый стиль мышления, иную философию
и культуру поведения, социальную адаптированность
в социуме.
Необходимо дальнейшее развитие инновационных
процессов внутри методов и методологии
социальной работы и технологизации информатизационного
социального пространства. Сегодня тенденциями
является расширение межгосударственных
деловых и творческих контактов, глобализация
социальных проблем человечества, стремление
к одному интегрированному пространству./3/.
3. Холостова Е.И. Технология
социальной работы.: Учебник под общ.
ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА –
М, 2001. – 400 с., статья от 28.01.2014.
7. Холостова Е.И. Социальная
работа: теория и практика: Учеб. пособие
/ Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н.,
проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427
с.
Метод индивидуальной социальной
работы представляет собой непосредственную
помощь субъекту путем личного взаимодействия
в процессе его адаптации к новым условиям
жизни.
45
Заключение
Семья – сложная социальная
система, которой присущи черты социального
института и малой социальной группы. Как
социальный институт общества семья представляет
собой совокупность социальных норм, образцов
поведения, регламентирующих взаимоотношения
между супругами, родителями и детьми
и др. членами семьи. В силу этого она оказывает
сильное влияние на человека от рождения
до смерти, но наиболее значима ее роль
на начальном жизненном этапе, когда закладываются
основы личности: эмоционально-волевые,
психологические, духовно-нравственные.
Правовая защита военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей является функцией государства
и предусматривает закрепление в законах
и иных нормативных правовых актах прав,
льгот, гарантий и компенсаций указанных
лиц и иных мер их социальной защиты, а
также правовой механизм их реализации.
Социальная защита военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей является функцией государства
и предусматривает: реализацию их прав,
льгот, гарантий и компенсаций органами
государственной власти, органами военного
управления и органами местного самоуправления.
Во- первых, деятельность военнослужащих,
выполняющих конституционную обязанность
по защите Отечества, нередко связана
с риском для жизни; во- вторых, весь военный
уклад, быт и деятельность военнослужащих
детально регламентированы, на них возлагается
повышенная юридическая ответственность;
в третьих, военнослужащие, в силу особенностей
их службы ограничиваются в гражданских,
личных, политических и социально- экономических
правах.
Социальная работа с военнослужащими
осуществляется как непосредственно в
условиях Вооруженных Сил, так и в обществе
в целом. Неверно было бы думать, что в
армии она является обязанностью только
заместителей
46
командиров по работе с личным
составом. Безусловно, именно они в первую
очередь обязаны заниматься социальной
защитой военнослужащих, так же как военные
психологи, юристы, специалисты военно-медицинских
учреждений.
Большинство уволенных в связи
с сокращением численности ВС РФ военнослужащих,
находящихся в трудоспособном возрасте
и имеющих высокий образовательный уровень,
готовы реализовать свой потенциал в гражданских
условиях, стать важной опорой экономических
реформ.
Следует отметить, что на федеральном
уровне существует несколько нормативных
правовых актов, устанавливающих порядок
и особенности обучения и переподготовки
военнослужащих, увольняющихся в запас,
уволенных с военной службы, а также членов
их семей.
Педагогические методы направлены
на оказание социальной помощи человеку
как отдельно взятому индивиду и как члену
социума, в котором происходит процесс
социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих методов:
методы формирования сознания личности;
методы организации познавательной, практической
деятельности и поведения; методы стимулирования
деятельности и поведения индивида.
Данные методы помогают решать
проблемы развития личности военнослужащих
и членов их семей в общественнополезном
русле, обеспечивать адекватный процесс
их социализации, одновременно влияя на
сознание, деятельность и поведение.
Метод индивидуальной социальной
работы представляет собой непосредственную
помощь субъекту путем личного взаимодействия
в процессе его адаптации к новым условиям
жизни.
47
Список литературы
1. Федеральный
закон «О воинской обязанности
и военной службе» от 28.03.2010 №
53 –ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.03.2011) (ред.
от 25.12.2012) // СЗ РФ 30.03.2010. - № 13. – Ст.1475
2. Федеральный закон «Об обязательном
государственном страховании жизни и
здоровья военнослужащих, граждан, призванных
на военные сборы, лиц рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел Российской
Федерации, государственной противопожарной
службы, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы и сотрудников федеральных органов
налоговой полиции» от 28.03.2010№ 52 – ФЗ (ред.
от 02.02.2011) // СПС Консультант Плюс.
3. Холостова Е.И. Технология
социальной работы.: Учебник под общ.
ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА –
М, 2001. – 400 с.,статья от 28.01.2014.
4. Луговая О.М (www.superint.ru 2011-2014гг)
5. Статья 9.02.2014г.
6. С. А. КРИКУНОВ, старший
юрисконсульт Центра исследований
проблем трудового законодательства27.04.2011.
7. Холостова
Е.И. Социальная работа: теория и практика:
Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова,
д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004.
– 427 с.