Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 08:35, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей. Задача данной работы - выявить социальные проблемы семей военнослужащих.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 1 Семья военнослужащих как объект социальной работы…………………4 1.1 Социально-правовой статус семей военнослужащих………………….4 1.2 Основные социальные проблемы семей военнослужащих……………10 2 Социальная работа с семьями военнослужащих…………………………16 2.1 Социальное обеспечение и страховые гарантии семей военнослужащих…………………………………………………………..16 2.2 Профессиональная ориентация и трудоустройство семей военнослужащих……………………………………………………24 3 Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих…...30 3.1 Общая характеристика методов социальной работы с семьями военнослужащих………………………………………………..30 3.2 Метод индивидуальной работы с семьями военнослужащих………..36 Заключение……………………………………………………………………..46 Список литературы…………………………………………………………… 48
3)резервирования рабочих
мест по профессиям, наиболее
подходящим для трудоустройства
инвалидов;
4)стимулирования создания
предприятиями, учреждениями, организациями
дополнительных рабочих мест (в
том числе специальных) для трудоустройства
инвалидов;
5)создания инвалидам условий
труда в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации инвалидов;
6)создания условий для
предпринимательской деятельности
инвалидов;
7)организации обучения
инвалидов новым профессиям.
По представлению Федеральной
службы занятости России Государственный
фонд занятости населения РФ перечисляет
суммы организациям независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности на создание
рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной
квоты, а также общественным объединениям
инвалидов на создание специализированных
предприятий (цехов, участков), применяющих
труд инвалидов. Специальные рабочие места
для трудоустройства инвалидов рабочие
места, требующие дополнительных мер по
организации труда, включая адаптацию
основного и вспомогательного оборудования,
технического и организационного оснащения,
дополнительного оснащения и обеспечения
техническими приспособлениями с учетом
индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места
для трудоустройства инвалидов создаются
за счет средств федерального бюджета,
средств бюджетов субъектов РФ, Государственного
фонда занятости населения РФ, за исключением
рабочих мест для инвалидов, получивших
трудовое увечье или профессиональное
28
заболевание. Специальные рабочие
места для трудоустройства инвалидов,
получивших заболевание
или увечье при исполнении
обязанностей военной службы
или в результате стихийных
бедствий и межнациональных конфликтов,
создаются за счет средств
федерального бюджета. Материальное
обеспечение инвалидов включает в себя
денежные выплаты по различным основаниям
(пенсии, пособия, страховые выплаты при
страховании риска нарушения здоровья,
выплаты в счет возмещения вреда, причиненного
здоровью, и другие выплаты), компенсации
в случаях, установленных законодательством
РФ. Получение компенсаций и других денежных
выплат одного вида не лишает инвалидов
права на получение других видов денежных
выплат, если у них есть для этого основания,
предусмотренные законодательством РФ.
В следующем разделе подробнее рассмотрим
основные направления социальной работы
с военнослужащими и членами их семей,
а также методы социальной работы с данной
категорией граждан./6/.
6. С. А. КРИКУНОВ, старший юрисконсульт
Центра исследований проблем трудового
законодательства27.04.2011.
Большинство уволенных в связи
с сокращением численности ВС РФ военнослужащих,
находящихся в трудоспособном возрасте
и имеющих высокий образовательный уровень,
готовы реализовать свой потенциал в гражданских
условиях, стать важной опорой экономических
реформ.
Следует отметить, что на федеральном
уровне существует несколько нормативных
правовых актов, устанавливающих порядок
и особенности обучения и переподготовки
военнослужащих, увольняющихся в запас,
уволенных с военной службы, а также членов
их семей.
29
3 Основные
методы социальной работы с
семьями военнослужащих
3.1 Общая характеристика
методов социальной работы с
семьями военнослужащих
Реальная социальная работа
с военнослужащими и членами их семей
осуществляется посредством определенных
методов.
Организационные методы — это
приемы и способы деятельности, используемые
для решения организационных задач в области
социальной работы, — подразделяются
на: организационно-распорядительные;
организационно-координационные; организационно-инструктивные;
организационно-технические и др. Данные
методы помогают социальному работнику
адекватно организовывать социально-правовую
помощь и поддержку военнослужащим и их
семьям, информировать их о полномочиях
и обязанностях различных звеньев управления,
органов социальной защиты и социальных
служб.
Педагогические методы направлены
на оказание социальной помощи человеку
как отдельно взятому индивиду и как члену
социума, в котором происходит процесс
социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих методов:
методы формирования сознания личности
(понятий, суждений, убеждений, оценок);
методы организации познавательной, практической
деятельности и поведения (поручения,
задания, упражнения, создание специальных
воспитывающих ситуаций); методы стимулирования
деятельности и поведения индивида (оценка,
поощрение, порицание и др.).
Данные методы помогают решать
проблемы развития личности военнослужащих
и членов их семей в общественнополезном
русле, обеспечивать адекватный процесс
их социализации, одновременно влияя на
сознание, деятельность и поведение.
Социально-психологические
методы - это комплекс методов (способов,
приемов взаимодействия с объектами социальной
работы), условно
30
разделяемых на несколько групп.
Методы психологического исследования:
наблюдение — систематическое и целеустремленное
восприятие психических явлений с целью
изучения их смысла и специфических изменений
в определенных условиях. Эффективность,
точность наблюдений зависят от поставленной
задачи, степени опытности и квалификации
наблюдателя; эксперимент — активное
соучастие в социальной ситуации со стороны
исследователя, регистрирующего сопутствующие
изменения в поведении или состоянии изучаемого
объекта. Если изучаемая область неизвестна,
или плохо изучена, или система гипотез
отсутствует, применяют разновидности
эксперимента: лабораторный эксперимент,
проводимый в специально оборудованных
помещениях, что позволяет контролировать
все переменные и обусловливает высокую
степень надежности и достоверности результатов.
Однако в условиях этого эксперимента
испытуемый редко ведет себя так же, как
в реальных жизненных ситуациях, что резко
снижает его «экологическую» достоверность,
поскольку поведение и состояние человека
меняются с изменением окружающих условий;
естественный эксперимент — проверка
гипотез посредством изучения личностных
особенностей и поведения человека в естественных
условиях в рамках повседневной жизни;
формирующий эксперимент — сочетание
методов исследования с методами воздействия,
позволяющее регулировать психические
процессы, влиять на особенности личности
и ее поведения, одновременно проверяя
научные гипотезы.
Данные методы позволяют социальному
работнику выявлять психологические отклонения
сознания военнослужащих и их семей и
помогая им осознать свои болезни, наставить
их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных,
так и межличностных конфликтов.
Социально-экономические методы —
совокупность приемов и способов, с помощью
которых осуществляются действия, учитывающие
социальные интересы и потребности людей,
определяются пути их удовлетворения:
31
натуральная и денежная помощь,
установление льгот и единовременных
пособий, патронажное и бытовое обслуживание,
санкции и др. В социальной работе используются
следующие экономические методы: статистические;
математические; анализ целенаправленных
действий и объективная сравнительная
оценка возможных результатов действий
(метод принятия оптимальных решений);
балансовый; индексный; выборочный; технологический
анализ рядов динамики и др.
Данные методы помогают социальному
работнику формировать оптимальные социальные
нормативы военнослужащим и их семьям,
создавать эффективную систему их социальной
защиты, повышение социальной мобильности,
а так же результативности работы государственной
социальной службы.
Методы социальной работы с
военнослужащими и членами их семей в
можно разделить на метод индивидуальной
социальной работы, метод социальной работы
с группой и общинный метод./7/.
Метод социальной работы с группой
предполагает работу как в целом с группой
клиентов (семьей), так и в группе — с каждым
из ее членов отдельно. В этом случае изучаются
различные области человеческой деятельности,
что способствует более эффективному
разрешению возникших проблем и трудностей.
Групповая работа может проводиться и
с объединенными группами (семьями), имеющими
схожие проблемы или однородные задачи.
Существует несколько теорий,
регулирующих методы социальной работы
с группой:
теория поля рассматривает
группу как некую общность индивидов,
имеющих определенную цель и изменяющиеся
в зависимости от обстоятельств внутригрупповые
интересы;
теория социального обмена
предлагает использовать некоторые идеи
бихевиоризма в групповом контексте. Согласно
данной теории люди
32
вступают во взаимодействия, ожидая воз награждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;
теория социальных систем предлагает
изучать социальные системы в малых группах,
поддерживать традиции внутри них и приспосабливать
системы к своему окружению.
К групповым методам могут быть
отнесены совместная работа над определенными
проблемами и задачами, диагностические
и коррекционно-групповые процедуры, объектом
которых являются социально-психологические
явления, влияющие на поведение и деятельность
людей, составляющих различные социальные
группы, а также психологические особенности
самих этих групп; к этим методам относятся
методы социально-психологического исследования,
заимствованные из социологии:
анкетный опрос в целях выяснения
биографических данных, мнений, социальных
установок, ценностных ориентаций, личностных
особенностей. Анкета представляет собой
набор вопросов, логически связанных с
основной задачей опроса;
социометрия — тест для оценки
межличностных эмоциональных связей в
группе, позволяющий проанализировать
только внешний эмоциональный слой групповой
активности без проникновения в ее механизмы. В результате социо-метрической
процедуры составляется социометрическая
мат рица, социопрограмма (позволяющая
наглядно
представить структуру межличностных
отношений в группе), вычисляются социометрические
коэффициенты групповой сплоченности;
референтометрия — способ выявления
референтности (значимости) членов группы
для каждого входящего в нее индивида,
а также мотивов межличностных выборов
и предпочтений в группе;
коммуникометрия — способ выявления
места каждого участника группы в системе
межличностных коммуникаций.
33
Особую группу составляют методы,
предполагающие не только исследование,
диагностику или моделирование социально-психологических
явлений, но и их оптимизацию, улучшение,
развитие:
групповая дискуссия, применяемая
в практике руководства коллективами.
Ее цель — быстрое и продуктивное решение
групповой задачи, воздействие на мнения,
позиции и установки участников дискуссии;
деловая игра — воссоздание
предметного и социального содержания
профессиональной деятельности или моделирование
систем отношений, характерных для того
или иного вида практической деятельности;
модификация социального поведения
— выработка новых жизненных навыков
и привычек, позволяющих человеку адаптироваться
к непривычному для него окружению;
социально-психологический
тренинг — активные методы групповой
психологической работы с целью развития
коммуникабельности.
Групповая работа уместна в
том случае, если имеется круг людей, объединенных
на добровольной основе, имеющих сложные
проблемы и задачи, которые касаются:
жизненной позиции;
идеологических устоев;
культуры и образования;
состояния здоровья;
возраста;
пола;
социального положения;
целевой направленности;
трудовых навыков;
культурно-досуговых интересов;
34
индивидуально-психологических
характеристик.
Групповая социальная работа
ориентируется на социальную задачу и
жизненную ситуацию и предполагает расширение
пространства индивидуума (малой группы
или семьи), его умение решать личные проблемы
с помощью группы. Опора на цели (постредничество,
обмен, самосознание, доступность, реалистичность,
адресность и восприимчивость) и этапы
(целенаправленность, процесс, коммуникация,
оознанная необходимость) предполагается
как при индивидуальных методах, так и
при групповой работе.
7. Холостова
Е.И. Социальная работа: теория и практика:
Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова,
д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004.
– 427 с.
Методы направлены на оказание
социальной помощи человеку как отдельно
взятому индивиду и как члену социума,
в котором происходит процесс социализации
и социальной ориентированности. Выделяют
три основные группы этих методов: методы
формирования сознания личности; методы
организации познавательной, практической
деятельности и поведения; методы стимулирования
деятельности и поведения индивида.
Данные методы помогают решать
проблемы развития личности военнослужащих
и членов их семей.
35
3.2 Метод индивидуальной
работы с семьями военнослужащих