Основные направления совершенствования занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах……………………………………………………………………………..6
1.1 Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России……………..6
1.2 Анализ и оценка состояния молодежной занятости за рубежом…………10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости……………………..18
2.1 Особенности занятости и безработицы молодежи ………………………..18
2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи……………..21
2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости…………………………………………………………………………26
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи……………………………………………………...………………....30
3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи…………………………………………………………..30
3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи…………………34
3.3 Элементы совершенствования государственной политики в обеспечении занятости молодежи…………………………………………………………….36
Выводы по главе 3……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТРУД РЕСУРСАМ1.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах……………………………………………………………………………..6

1.1 Анализ и оценка состояния  молодежной занятости в России……………..6

1.2 Анализ и  оценка состояния молодежной занятости за рубежом…………10

Выводы по главе 1……………………………………………………………….17

Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости……………………..18

2.1 Особенности занятости и безработицы молодежи ………………………..18

2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи……………..21

2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости…………………………………………………………………………26

Выводы по главе 2………………………………………………………………29

Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи……………………………………………………...………………....30

3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи…………………………………………………………..30

3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи…………………34

3.3 Элементы совершенствования государственной политики в обеспечении занятости молодежи…………………………………………………………….36

Выводы по главе 3……………………………………………………………....41

Заключение……………………………………………………………………...42

Список литературы……………………………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем занятости российской и зарубежной молодежи на современном этапе, рассмотрение теоретических основ занятости молодежи, анализ основных направлений социально - экономической политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.

На сегодняшний момент на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юриспруденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, шоу-бизнес) их молодость, сила и энергичность, а главное - еще не очень большие материальные запросы воспринимаются работодателями на ура. Часто работодатель отдает предпочтение молодым, и в том числе несовершеннолетним, исключительно в целях экономии: выполняют работу наравне с взрослыми, а платить можно в два, а то и в три раза меньше.

Будущее любой страны находится  в руках современных юношей и  девушек, поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства  и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.

В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.

Актуальность данной проблемы обуславливается и тем, что около 35% трудоспособного населения России составляют молодые люди, которые в дальнейшем будут создавать будущие для страны, от чьих решений будет зависеть её дальнейшее развитие. Безусловно данная проблема очень актуальна в наши дни, но наряду с этим ей не уделяют должного внимания в средствах массовой информации и правительственных программах, проектах, а даже если бы уделялось, то этого всё равно было бы недостаточно. На мой взгляд, данная проблема требует незамедлительности в её решении. В противном случае недовольство граждан будет расти.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает  предпосылки роста безработицы  среди выпускников учреждений профессионального  образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное  заведение, вынуждена получать статус безработного.

Задача же данной работы заключается в детальном рассмотрении проблемы занятости молодежи на всех её этапах, в понимании, почему возникают определенные трудности у разных возрастных групп и с чем они связаны. А так же в определении роли государства в преодолении этой проблемы, чем, как и когда может и должно помочь государство молодежи  в преодолении проблемы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах

 

1.1 Анализ и оценка состояния  молодежной занятости в России

Осуществляемый переход к рыночным отношениям в России в конце двадцатого века, связан с массой проблем возникших в различных слоях общества и сферах деятельности. Одной из социально-экономических проблем и по сей день, остаётся: проблема молодёжной занятости. Этот вопрос не перестаёт быть актуальным, ведь далеко не каждый молодой специалист после окончания учебной деятельности может благополучно трудоустроиться. Именно поэтому проблема молодёжной занятости зачастую является объектом политических и экономических дискуссий и споров. Виной тому ещё одна социально - экономическая проблема нашего времени: проблема рынка труда. А началось всё совсем, казалось бы, недавно в 1991 году, когда государство сняло с себя роль единственного монопольного работодателя. Ведь на протяжении более семидесяти лет в СССР действовал закон о всеобщей занятости, по которому каждый гражданин должен быть трудоустроен и работать на пользу общества, иначе он преследовался по закону и нес ответственность. А после упразднения этого закона государство оставило за собой лишь право содействия в трудоустройстве. Кроме того, право найма и увольнение работников, оставалось за руководителями. В общем, страна стала жить по принципам рыночной экономики, где каждый сам за себя. Надо ли говорить о том, что народу тоже надо было привыкнуть к новым переменам, и успешными в трудовой деятельности оказались те, кто смог быстро  адаптироваться к новым условиям.

Как уже упоминалось выше, государство оставило за собой право содействия в трудоустройстве, но молодое государство на тот момент, думаю, ещё мало осознавало, как оно будет содействовать. Вот в и данный момент в России нет той результативной системы, которая бы позволила рационально использовать трудовые ресурсы в нашей стране. И до тех пор, пока подобная система или программа не будет создана, в России не перестанут появляться новые, а на их фоне обостряться старые проблемы рынка труда и занятости в целом.

Низкий жизненный уровень широких слоев населения нашей страны стал для нас действительностью и как следствие изменили приоритеты и устои экономики. На и без того переполненный безработными рынок труда, стала вступать и молодежь до 18 лет - так называемый подростковый сектор. В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека.

Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим образованием.

 «Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она  просто активизирует свое участие в  его деятельности, это будет уже  мощным стимулом развития всего общества и демократизации государства.

Решение проблемы занятости молодежи в России:

Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди  молодежи.

Трудоустройство молодежи, их адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности по-прежнему являются одними из важных задач, решение которых  позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики  страны.

Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет  и реализация программы «Организация временного трудоустройства безработных  граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые», позволяют приобщить учащихся и  молодых специалистов к труду, получить профессиональные навыки, приобрести опыт корпоративного взаимодействия, а работодателям – осуществить  профессиональный отбор специалистов и обеспечить выполнение целей и задач кадровой политики организации.

Проводимые мероприятия  являются важным профилактическим и  воспитательным средством борьбы с  детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка.  

Программы поддержки молодежи.

Активная молодежная политика – забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь – это и есть будущее, образ  завтрашнего дня страны. Великий  интерес и внимание к молодежной проблематике и в России. Вместе с тем, в нашей стране почти  нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных  на проведение своей молодежной политики. Вследствие такого положения, а так  же традиций, роль государства в  реализации молодежной политики объективно доминирует, как на федеральном, так  и на региональном уровне.

Сегодняшняя государственная  молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов  власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений  и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством  гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

На реализацию целей государственной  молодежной политики направлен целый  комплекс мероприятий органов государственной  власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна – здесь и  вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения  процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так  называемых групп риска и многое другое.

Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая  группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год). Без предупредительной  работы с ними рост молодежной преступности обуздать невозможно.

Среди многочисленных предложений  регионов в большинстве материалов содержится пожелание ускорить принятие Федерального закона «Об основах  государственной молодежной политики в Российской Федерации». Вот некоторые  из них:

  • Внести изменения в налоговое законодательство с установлением льгот для детских и молодежных оздоровительно-образовательных учреждений и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью, аналогично тому, как это предусматривается для учреждений культуры и образования;
  • Предусмотреть в проекте КЗоТ РФ механизм квотирования рабочих мест для молодежи;
  • Внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросу обеспечения занятости выпускников учебных заведений, лиц, вернувшихся из армии;
  • Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров региональных органов по делам молодежи и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью. Учитывая и вопросы повышения оплаты труда.

Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. На учетах службы занятости состоят 1,6 млн. человек. Общая  безработица в России составляет 5,4 млн. человек, или 7,2 % экономически активного  населения. К примеру, в Европе общий  уровень безработицы достигает 9,9 %.

Тем не менее, болевые точки  остаются. Одна из главных – недостаток рабочих мест. Если в крупных городах  эта проблема остро не стоит, то в  малых и в сельской местности, людям деваться некуда. 

 

1.2 Анализ и оценка  состояния молодежной занятости  за рубежом

Обеспечение эффективной занятости молодежи является актуальной проблемой практически в каждом государстве. Для её решения разрабатывается множество проектов, программ, в которых учитываются особенности каждой страны, состояние экономики, количество выпускников и качество получаемого ими образования и многие другие факторы.

Информация о работе Основные направления совершенствования занятости молодежи