Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа
В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах……………………………………………………………………………..6
1.1 Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России……………..6
1.2 Анализ и оценка состояния молодежной занятости за рубежом…………10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости……………………..18
2.1 Особенности занятости и безработицы молодежи ………………………..18
2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи……………..21
2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости…………………………………………………………………………26
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи……………………………………………………...………………....30
3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи…………………………………………………………..30
3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи…………………34
3.3 Элементы совершенствования государственной политики в обеспечении занятости молодежи…………………………………………………………….36
Выводы по главе 3……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………………………………………..44
Проблема молодежной занятости обостряется, прежде всего, предъявляемыми требованиями работодателей к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов. Сегодня в жестких, специфически изменяющихся условиях формирования рынка, предприятиям требуются специалисты качественно нового уровня. Они должны быть восприимчивыми к инновациям, целеустремленными и коммуникабельными, умеющими работать как самостоятельно, так и в команде, обладающими трудовой мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего профессионального обучения, работоспособностью, энергичностью, отсутствием стереотипа профессионального поведения. Предприятиям требуются специалисты, владеющие иностранными языками, современными компьютерными технологиями и программами, готовые развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям, возникающим в производстве и экономике в целом.
Выпускники профессиональных образовательных учреждений должны быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональным знаниям, а также максимально реализовать свой личностный потенциал. В то же время не следует рассчитывать на то, что выбранная человеком специальность будет служить ему всю жизнь. Современные компании, как правило, меняют направления бизнеса, характер выпускаемой продукции, рынки сбыта, формы работы, специализируясь на той или иной сфере деятельности. Поэтому специалист, не обладающий такими качествами, как гибкость и мобильность, может остаться не у дел.
Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются непривлекательными для работодателя. Понятно, что "недостатки" в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены. Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на "взращивание" молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.
Также, следует обратить внимание на то, что существует острая проблема с подготовкой востребованных экономикой работников по рабочим профессиям. Несмотря на сохранение высокого спроса на работников, владеющих рабочими профессиями, трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования не является беспроблемным. Связано это, прежде всего, с тем, что набор профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям предприятий.
Хотелось бы отметить ещё, что важным аспектом в профессиональной подготовке квалифицированных, имеющих практические навыки решения вопросов специалистов высшего и среднего специального образования является вопрос об организации производственной практики, предусмотренной стандартами образования. Закон об образовании, принятый в 1996 г. (п. 9 ст. 11), определяет, что учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этими договорами указанные предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Однако тот же Закон не обязывает предприятия и организации заключать такие договоры с вузами. Учитывая, что структура специальностей, полученных выпускниками вузов, зачастую не отвечает спросу предприятий на рабочую силу, реальные возможности обеспечить прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики для вузов весьма ограничены. Невозможность организации практики на сегодняшний день является общей проблемой учреждений высшего и среднего специального образования.
Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по окончании обучения. Законодательство не предусматривает ответственности или какой-либо заинтересованности учебных заведений в трудоустройстве подготовленных ими молодых специалистов. Бесспорно, основной функцией учебных заведений является качественная подготовка профессионалов. Однако, совершенствование этой работы, придание ей адресного и динамичного характера возможно только на основе установления производственных контактов с работодателями.
Практика показывает, что большинство молодых людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Наиболее серьезной причиной является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. В настоящее время из-за отсутствия прогнозирования в реальных потребностях подготовки специалистов в сфере профессиональной подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: юристов, экономистов, бухгалтеров и т.п. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.
2.2. Социальная поддержка
и обеспечение занятости
Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.
Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах функционируют молодежные службы занятости, которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.
Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
- создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи;
- социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;
- обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;
- создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;
- правовое просвещение молодежи;
- профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;
- содействие системе поддержки молодой семьи.
На сегодняшний день в различных организациях существует множество разнообразных программ по содействию занятости молодежи.
В общем, содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодежи
Проблема образования молодежи комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.
Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности проводят программы, которые призваны сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. Специально для этого подключают не только родителей и сотрудников школы, но и специалистов центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.
Программы, рассчитанные уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений предлагают активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная система определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Особое внимание акцентируется на обучении выпускников способам самопрезентации, т.е. тому, как грамотно заполнять документы (профессиональное резюме, автобиографию, поисковое письмо работодателю). В настоящее время такая форма взаимодействия с работодателем очень популярна, выгодна, так как экономит много времени для обеих сторон.
Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи
Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.
В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.
Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:
- повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
- сокращение уровня безработицы;
- изменение профессионально-
- минимизация финансовых издержек государства.
Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.
В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.
В России число молодых людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:
1) комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;
2) меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).
3. Сотрудничество с вузами
Взаимодействие организаций с высшими учебными заведениями выгодно как для самих организаций, т.к. они уже имеют потенциальных работников с образованием, так и для вузам, поскольку они обеспечивают трудоустройство своим выпускникам.
Подобная программа сотрудничества с профильными вузами предполагает:
Информация о работе Основные направления совершенствования занятости молодежи