Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа
В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах……………………………………………………………………………..6
1.1 Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России……………..6
1.2 Анализ и оценка состояния молодежной занятости за рубежом…………10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости……………………..18
2.1 Особенности занятости и безработицы молодежи ………………………..18
2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи……………..21
2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости…………………………………………………………………………26
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи……………………………………………………...………………....30
3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи…………………………………………………………..30
3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи…………………34
3.3 Элементы совершенствования государственной политики в обеспечении занятости молодежи…………………………………………………………….36
Выводы по главе 3……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………………………………………..44
Цель сотрудничества с вузами - не только профессиональная подготовка студентов, но и формирование у них ключевых навыков работы в коллективе (например, умения отстаивать свою точку зрения перед руководством). Это для будущих специалистов так же необходимо, как и хорошее знание технологических процессов.
4. Проведение научно –
Проведение научно – практических конференций позволяет организациям выявить наиболее инициативных и образованных студентов, а студентам, в свою очередь, проявить свой потенциал и, вероятно, обеспечить себе предложение о работе.
Задачами подобных конференций являются:
Таким образом, талантливые молодые ребята имеют возможность активно участвовать в жизни предприятия и заметно влиять на эффективность его работы.
2.3. Особенности законодательно-
Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В данном Законе занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.
Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:
- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки;
- компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи
с добровольным переездом в
другую местность для трудоустр
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно.
Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.
Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.
Выводы по главе 2
Во всех странах мира молодые люди, впервые приходящие на рынок труда без профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, принято относить к социально уязвимой группе населения.
Проблема молодежной занятости обостряется огромным количеством требований, которые предъявляются работодателями новым специалистам. Нежелание обучать и готовить сотрудника усугубляет проблемы трудоустройства.
Также, следует отметить несогласованность востребованных специалистов и выпускаемых. Из – за чего возникает слишком высокая конкуренция при трудоустройстве на одни рабочие места и нехватка работников на других.
Для обеспечения новыми сотрудниками различные организации проводят различные программы, конкурсы, конференции, которые выявляют активных студентов старших курсов.
Тем не менее, внимание уделяется ещё и психологической поддержке молодым безработным со стороны служб занятости.
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи.
3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи.
Несмотря на расширение прав службы занятости и усиление их нормативности в отношении субъектов рынка труда, а также развитие института социального партнерства, обеспечивающего основу координации и взаимосодействия, можно говорить о существующем дисбалансе между целью-заданием и возможностями службы занятости. Наработанный же безусловно полезный опыт по социальной поддержке безработных становится фактором противодействия усилению роли службы занятости в системе активного регулирования рынка труда. Региональный уровень формирования программ занятости в некоторой степени компенсирует социально-экономическую неопределенность, но сохраняет многомерность при оценке деятельности службы занятости. Если исходить из объективного ограничения возможностей службы занятости влиять на фоновые макропроцессы, а также учитывая существующую ситуативную детерминацию деятельности службы занятости, необходимо выделить инвариантный показатель эффективности. Такой показатель должен обладать следующими основными свойствами:
- опосредованно отражать
- отражать параметры процессов,
входящих в сферу
- отражать активный характер деятельности службы занятости и регулирующий характер ее деятельности;
- иметь интегрирующий характер в отношении всех направлений деятельности службы занятости и возможность дифференциации по категориям населения, территориям;
- отражать уровень
Для конкретизации цели-задания службы занятости, которая является одним из реализаторов политики занятости, воспользуемся понятием политики на рынке труда как политики, направленной на улучшение организации и функционирования рынка труда с целью сокращения периода поиска рабочего места и заполнения вакансий. Основная цель заключается в скорейшем возвращении искателей работы к активному труду, предотвращении их «дрейфа» в длительную безработицу и социальное исключение.
В качестве показателя, обладающего в той или иной мере выделенными свойствами, представляется интересным рассмотреть «продолжительность поиска работы». На наш взгляд, это один из самых информативных показателей отражающих деятельность службы занятости, если исходить из понимания «работы» как любой формы трудовой занятости, в том числе предпринимательской деятельности, самозанятости, временных и общественных работ.
С позиции повышения социальной значимости службы занятости принципиально важным является ее направленность на максимальное сокращение сроков нахождения работников в состоянии незанятости, сокращение объемов застойной и хронической безработицы. Это позволяет зафиксировать общую стратегию деятельности органов занятости как системы регулирования процессов перераспределения трудовых ресурсов, с одной стороны, и как субъекта регулирования процессов формирования трудовых ресурсов – с другой. Кроме того, определение параметра времени нахождения в состоянии незанятости как основного позволяет интегрировать направления деятельности органов занятости в рамках внешней (активизация рынка рабочих мест и активизация рынка рабочей силы) и внутренней задачи (минимизация срока безработицы).
Другие параметры, традиционно используемые для оценки деятельности органов занятости, в рамках данной парадигмы сохраняют статус рабочих или ситуативных, отражая маркетинговые возможности службы, ее ресурсные возможности, привлекательность и действенность как канала трудовой циркуляции и, в меньшей степени, характеризуя степень влияния (регулирования) службы занятости на состояние рынка труда и его динамику. Вполне понятно, что для легитимизации показателей «продолжительность поиска работы» и «результативный выход» в качестве основных необходимо провести глубокий и всесторонний анализ. Но уже сейчас можно сказать, что информативность этих параметров деятельности службы занятости определяется возможностью их конкретизации по всем характеристикам рабочей силы: пол, возраст, образование, профессия и др. Кроме того, они отражают влияние службы занятости на ее целевой контингент – безработных, обладающих низким потенциалом занятости.
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
- охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
- ограниченность количества
- «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных показателей;
- использование действующих
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.
Информация о работе Основные направления совершенствования занятости молодежи