Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа
В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах……………………………………………………………………………..6
1.1 Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России……………..6
1.2 Анализ и оценка состояния молодежной занятости за рубежом…………10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости……………………..18
2.1 Особенности занятости и безработицы молодежи ………………………..18
2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи……………..21
2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости…………………………………………………………………………26
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи……………………………………………………...………………....30
3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи…………………………………………………………..30
3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи…………………34
3.3 Элементы совершенствования государственной политики в обеспечении занятости молодежи…………………………………………………………….36
Выводы по главе 3……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………………………………………..44
В связи с этим рассмотрим опыт некоторых стран.
Программы занятости молодежи,
в которых достигнута наиболее высокая
степень эффективности, разработаны и
действуют во Франции.
Их можно условно подразделить
на две основные группы:
В первой группе выделяются следующие виды трудовых договоров.
· Контракт об адаптации к рабочему месту. Продолжительность контракта — минимум 6 месяцев, заработная плата в рамках контракта — не меньше минимальной по стране. Контракт заключается с молодыми людьми, которые уже имеют определенную квалификацию и могут достаточно быстро занять рабочее место благодаря дополнительной профессиональной подготовке, нацеленной на нужды конкретной фирмы.
· Контракт о квалификации. Продолжительность — от полугода до 2 лет. Заработная плата в рамках контракта — не ниже 17—75% минимальной заработной платы, ее размер прямо связывается с возрастом и продолжительностью работы. Этот вид контракта предназначен для молодых людей, не имеющих квалификации.
· Контракт о производственном ученичестве. Его продолжительность — от 1 года до 3 лет. По контракту выплачивается заработная плата в размере не менее 17—75% минимальной.
· Контракт «занятость — солидарность».
Продолжительность контракта — от 3 месяцев
до 1 года. Заработная плата по контракту
начисляется на базе половинного размера
минимальной, 85% этого заработка выплачивается
за счет государства. Распространяются
только на государственные предприятия,
причем на работы так называемой общественной
полезности (различные неприбыльные учреждения
и ассоциации, органы социального обеспечения
и т.д.).
В рамках второй группы программ
занятости для молодежи можно выделить
следующие: мероприятия чередующегося
профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев),
стажировки приобщения к профессиональной
жизни (3—6 месяцев), квалифицирующие мероприятия.
Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме
на государственные курсы профессиональной
подготовки и переподготовки. Во Франции
для молодежи от 16 лет до 21 года, бросившей
учебу, проводятся стажировки за счет
предприятий с целью компенсации недостатков
в образовании. Специалисты считают, что
весьма эффективно чередование занятий
в старших классах и на профессиональных
курсах.
Также, во Франции государство
стимулирует компании, принимающие на
работу молодежь без специальности или
квалификации, беря на себя расходы по
ее страхованию от безработицы и болезни
на срок до 1 года, что снижает затраты
на рабочую силу на 20—25%.
В Германии область молодежной политики в сфере занятости является составной частью социальной работы с населением, она выделилась и развивается, специализируясь на оказании социальных услуг детям и молодежи. Говоря о социальных услугах, разумеется, учтены и услуги правового характера, потому что отстоять социальные права можно лишь, руководствуясь имеющимся законодательством.
Первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики, - выполнение законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и молодежи.
Вторая важнейшая особенность заключается в передаче функций ведомств общественным организациям. Учреждения общественных организаций составляют основную массу учреждений, где и работают специалисты отрасли. В Германии существует 6 крупных общественных организаций, которые содержат учреждения по социальной работе с молодежью. Например, организация AWOV - "Союз благоденствия рабочих" представлена во всех городах Германии, имеет различные виды учреждений: от детских садов до молодежных центров. Роль Федерального центра снижена, работа ведется через региональные союзы общественных организаций. Все учреждения принадлежат региональным союзам общественных организаций.
Формируя штатный состав учреждения, руководитель общественной организации и руководитель учреждения исходят из целесообразности. Единых нормативных документов, регламентирующих состав специалистов в учреждении для молодежи, нет. Основные группы специалистов - социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и руководители. В штатном расписании учреждения обязательно представлен обслуживающий персонал. Возможность формирования штатов специалистов учреждений определяет гибкость кадровой системы. Главным условием, обеспечивающим профессиональный уровень оказания услуг, является квалификация специалистов, подтвержденная дипломом и документами о повышении квалификации.
Организация деятельности общественных организаций в Германии имеет свою историю. Один из принципов, положенных в основу деятельности учреждений по социальной работе с молодежью, заключается в том, что, по мнению законодателей, лучше решить человеческие проблемы сможет не административная структура, а организация, находящаяся как можно ближе к человеку с его проблемами. При определении предпочтений в вопросе: кому выделить средства из бюджета - общественной организации или муниципальной структуре - безусловный приоритет за общественной организацией. Только тогда, когда для решения проблемы не находится соответствующей общественной организации со своими учреждениями - заказ уходит в муниципальные службы.
В-третьих, существует еще один очень важный организационный механизм, который коренным образом влияет на результат работы специалистов. Данный механизм заключается в использовании принципа конкурсного отбора общественной организации для реализации муниципального заказа.
Хотя безработица среди молодежи сократилась вдвое, у Германии все еще хватает проблем. К примеру, не все молодые люди, заканчивающие школу, в состоянии получить хорошую специальность. Наилучший способ – это сочетание школьного образования и овладения производственной специальностью на предприятии. Хотя не все страны могут внедрить у себя такую двойную учебно-производственную систему, все-таки остаются другие пути овладения специальностью. Не всех молодых людей нужно ориентировать на получение высшего образования. В Германии быть специализированным рабочим или мастером кустарных промыслов престижно. Реклама этих профессий дала прекрасные плоды.
В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.
Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время – на предприятии.
В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.
Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.
Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства – координация и обеспечение законодательной базы.
Также, хотелось отметить, ряд других стран. В Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Аналогично, в Италии и Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16—18 лет без среднего образования. В Италии также действует система договоров о работе при сокращенном рабочем дне и параллельном прохождении профессиональной подготовки непосредственно на предприятии; а в Швеции существует практика чередования учебы и трудовой деятельности.
В Бельгии определенная часть молодежи в обязательном порядке подключается к реализации общественно полезных культурных и социальных программ.
В Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).
Законодательства стран-членов Международной Организации
В США предприниматели, участвующие в программах профессиональной подготовки трудоустройства молодежи в соответствии с законом «О паритетной профессиональной подготовке рабочей силы», сами решают, выплачивать ли стипендии молодежи, равные минимальной заработной плате, или производить единовременные выплаты на период обучения.
В других странах – ФРГ, Швеции – программы содействия занятости молодежи предусматривают для молодых работников тот же уровень заработной платы, что и для других работников, занятых на аналогичных работах.
Страны-члены МОТ проводят единую, основанную на ее рекомендациях политику в области подготовки своих граждан, безработных и иных, не имеющих работу, к профессиональной трудовой деятельности. Она различается лишь в формах ее проведения.
Существенной особенностью политики в области профессиональной подготовки граждан, нуждающихся в трудоустройстве, является ее четкая ориентация на защиту в первую очередь интересов молодежи как наименее защищенной в социальном плане части населения, не готовой занять свое достойное место в обществе самостоятельно, без поддержки государства. Акцентируя внимание на защите интересов молодежи, государство тем самым снимает с будущего поколения зрелых граждан и самого себя необходимость решения уже в ближайшем будущем, и даже в настоящее время, чрезвычайно острых социальных проблем. Этому хорошо бы поучиться и российской власти. И надо сказать. Что она уже активизировалась в этом направлении.
Выводы по главе 1
Молодежь составляет довольно значительную часть трудоспособного населения. Большую часть желающих и готовых приступить к работе составляют молодые люди в возрасте 20 – 29 лет, имеющие, как правило, высшее или средне – специальное образование. Однако именно у них возникают определенные трудности по ряду причин, таких как:
- неустойчивость спроса и предложения, обусловленная социально-профессиональной неопределенностью;
- низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами;
- высокая вариантность;
- осложнение ситуации с женской занятостью.
Для решения проблем молодежной занятости в разных странах разрабатывается множество программ по содействию занятости выпускников либо молодых людей, не имеющих образования.
Например, во Франции предоставляются контракты на различных условиях для трудоустройства, а в Германии проводится дуальная система одновременного обучения в училищах и производственной деятельности на предприятиях.
Также содействие по трудоустройству молодежи в других странах имеют определенных особенности, которые заключаются в участии с общественных работах либо предоставлении льгот предприятиям, которые согласны принять молодых людей без опыта.
Таким образом, молодежная политика относительно занятости разрабатывается наиболее оптимальным вариантом для каждой страны.
Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости
2.1. Особенности занятости и безработицы молодежи
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность и будущее страны в целом.
Информация о работе Основные направления совершенствования занятости молодежи