Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа
В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах……………………………………………………………………………..6
1.1 Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России……………..6
1.2 Анализ и оценка состояния молодежной занятости за рубежом…………10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Теоретические аспекты молодежной занятости……………………..18
2.1 Особенности занятости и безработицы молодежи ………………………..18
2.2 Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи……………..21
2.3 Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости…………………………………………………………………………26
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи……………………………………………………...………………....30
3.1 Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи…………………………………………………………..30
3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи…………………34
3.3 Элементы совершенствования государственной политики в обеспечении занятости молодежи…………………………………………………………….36
Выводы по главе 3……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………………………………………..44
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест.
3.2 Совершенствование социальной поддержки молодежи.
Исходя из опыта зарубежных стран, целесообразно разработать и принять федеральную целевую программу «Молодёжь России» на 2010–2015 годы, предусмотрев в ней комплексные меры по реализации инновационного потенциала молодёжи и предпринимательства, гражданскому образованию и патриотическому воспитанию, по формированию толерантности и добровольческого движения, включению молодёжи в социальные практики при поддержке молодых семей, молодых учёных и специалистов. Аналогичные программы должны быть приняты во всех субъектах Российской Федерации.
Несколько лет назад при Совете Федерации была создана молодёжная ассамблея. Сегодня более 50 процентов её членов избраны в представительные органы различного уровня. Поэтому, если создавать молодёжные парламенты, молодёжные правительства на всех уровнях власти, давать возможность ребятам влиять на принимаемые властью решения и избираться в законодательную власть, это обеспечит и приток кадров, и их эффективную работу.
Так же можно выделить основные меры модернизации молодёжной политики: это совершенствование системы профессионального самоопределения молодого человека и построение карьеры. Сегодня существуют лишь её разрозненные элементы. Из-за этого государство несёт серьёзные экономические и социальные потери, так как структура предложений на рынке образовательных услуг слабо согласуется со спросом на рынке труда. А между тем опыт развитых стран показывает, что образование – наиболее важная и эффективная отрасль экономики. В результате значительная часть молодых людей работает не по своей специальности, а построение карьеры происходит во многом стихийно и неэффективно.
Главное решение этой проблемы – сделать профессиональное образование адекватным потребностям рынка труда, а молодым людям – обеспечить возможность делать осознанный профессиональный выбор, а также создать эффективные модели и формы трудоустройства, адаптации и закрепления молодого специалиста в профессиональной среде.
И, конечно, стимулирование молодёжного предпринимательства. Здесь важно сделать конкретные шаги в сфере кредитования, в том числе с применением механизма государственных гарантий по обеспечению стартовых кредитов на открытие собственного дела.
Реализация инвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики, а также реализация приоритетных национальных проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест и их обеспечению кадровыми ресурсами.
Ключевым направлением взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса должно стать привлечение молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, испытывающие нехватку квалифицированных рабочих.
Одной из важнейших задач является подготовка учащихся к общественно полезному труду, помощь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом социального заказа общества, т.е. вести научно обоснованную работу по профессиональной ориентации. Она включает в себя профориентацию в средних общеобразовательных школах, в профессиональных учебных заведениях, консультации молодежи в кабинетах профконсультации или ориентации, профессиональную информацию и трудоустройство взрослых через бюро профинформации, профориентационную помощь в кабинетах профессиональной ориентации.
Условием экономического подъема является повышение дисциплины трудящихся, умения работать, способности, интенсивность труда, лучшей его организации.
Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь – объект национально-государственных интересов, один их главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
3.3 Элементы совершенствования
государственной политики в
Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:
1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения:
- пересмотреть и доработать законодательную базу;
- откорректировать политику в области трудоустройства;
- найти возможности
- разработать систему поощрений,
льготного инвестирования и
2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:
- способствовать созданию
- следить за деятельностью
- формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
- обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;
- стимулировать предприятия и частных предпринимателей
в увеличении количества молодых специалистов
при формировании кадрового потенциала
фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых
агентств консультационно-
3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:
- выпускник должен иметь четкую
профессиональную
- выпускник должен быть уверен
в востребованности своих
- вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Так же эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к “проблемным” вузам и специальностям.
Важнейшими ее направлениями должны стать:
Область управления студенческой занятостью:
-обучение студентов процессу
трудоустройства, широкое информирование
о возможностях
-принятие мер по расширению потенциального объема спроса на работника -студента (как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затрат на дообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.);
-содействие в разработке
Область организации учебного процесса:
-Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.
-Сотрудничество по линии “вуз-государство-работодатель” в адаптации учебной программы к требованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.)
Область контроля и исследовательской деятельности:
-Продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест. Изучение ее влияния на трудовую карьеру выпускников.
-Использование полученных данных для разработки рекомендаций субъектам студенческой занятости. Одним из элементов комплексного подхода к решению проблем может стать создание специального агентства студенческой занятости в кооперации. Можно открыть отделения этого агентства во всех вузах города. Варианты мероприятий в рамках комплексной программы содействия студенческой занятости.
-Ярмарка-презентация выпускников вузов перед окончанием обучения в вузе с привлечением к участию потенциальных работодателей, кадровых агентств. Время проведения – март-апрель.
-«Телефонные линии», по которым студенты смогут получить бесплатную информацию о возможностях на рынке труда (вакансии, операторы, необходимые формальности при трудоустройстве, трудовых спорах, пр.).
-Разработать мероприятия по урегулированию рынка труда и занятости молодежи можно выделив проблемные аспекты, определив конкретные задачи и механизмы их решения, при этом выделив органы власти, которые компетентны в решении этих задач.
Выводы по главе 3
Одной из важнейших задач является подготовка учащихся к общественно полезному труду, помощь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом социального заказа общества, т.е. вести научно обоснованную работу по профессиональной ориентации.
Условием экономического подъема является повышение дисциплины трудящихся, умения работать, способности, интенсивность труда, лучшей его организации.
Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:
Во-первых, государство должно
позаботиться о создании
Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона.
В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста.
Так же эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к “проблемным” вузам и специальностям. Важнейшими ее направлениями должны стать:
Область управления студенческой занятостью;
Область организации учебного процесса;
Область контроля и исследовательской деятельности.
Заключение
Подводя итог, представляется уместным сделать вывод о том, что ситуация с поддержкой талантливой молодежи в настоящее время требует скорейших и значительных изменений. Помимо системы конкурсов, необходимо развивать и методические инструменты работы с талантливыми молодыми людьми, образовательные сети, интегрирующие школьное и дополнительное образование. Кроме того, возникает необходимость в создании системы поддержки, которая обеспечит не только выявление и развитие способностей школьников и студентов, но и преемственность между дошкольным, школьным, профессиональным и академическим образованием.
Современная инновационная экономика требует и современного подхода к решению проблемы кадрового обеспечения, подразумевающего комплексное развитие человеческого капитала. Государственным приоритетом должно стать развитие человека, формирование для него наиболее комфортной среды обитания. Основным адресатом такого подхода оказывается молодежь. Она составляет основу той части человеческого капитала, которую еще можно совершенствовать, которая наименее обременена стереотипами, а потому способна к динамичной реакции на вызовы среды. Громадной стратегической ошибкой было бы не использовать этот потенциал.
Информация о работе Основные направления совершенствования занятости молодежи