Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать применение метода опроса граждан при разработке и реализации стратегии муниципального образования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретический аспект организации опроса населения муниципального образования при разработке и реализации стратегии
2) проанализировать методику проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.
Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Разработка стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации становится сегодня весьма актуальной проблемой муниципального управления. В октябре 2003 года был принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления должны разработать и обеспечить выполнение «...планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования» (статья 17, часть 1, пункт 6).

Переход к многоукладной  экономике и изменение содержания местного самоуправления в связи с принятием в 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключающегося в самостоятельном, под свою ответственность решении населением соответствующей территории местных вопросов, стали основанием для самостоятельной разработки и реализации муниципальной стратегии. Иначе говоря, сегодня подотчетные населению органы местного самоуправления получили право формулировать долгосрочные и среднесрочные цели местного развития и определять способы их достижения. В соответствии с этим наиболее активные слои населения могут участвовать в решение местных проблем, что порождает у людей принципиально новую мотивацию к развитию местного хозяйства, использованию природных, интеллектуальных, управленческих и других ресурсов. Это также позволит преодолеть сложившийся стереотип о социальной защите людей, проживающих в местном сообществе, только как об оказании материальной и денежной помощи с федерального уровня. «Само население должно включиться в активное зарабатывание средств на свои социальные нужды, в создание современной социальной инфраструктуры, достойной окружающей среды через создание и развитие рыночных отношений» 1. И долгосрочным ориентиром в этой созидательной деятельности должны стать стратегические планы социально-экономического развития муниципальных образований.

На протяжении последних  пяти лет в ряде регионов России велась активная работа по созданию стратегий развития муниципальных образований. В некоторых субъектах федерации, например, в Новгородской области, уже успело сформироваться устойчиво-отрицательное отношение к этим документам. Одна из главных причин того, что стратегическое управление не эффективно на практике состоит в том, что согласно сложившейся традиции в муниципалитетах стратегические планы разрабатываются достаточно узким кругом лиц. Чаще всего это работники местной администрации, которые привлекают в качестве экспертов специалистов вузов и научно-исследовательских институтов. В ряде регионов – преимущественно там, где на эти цели удалось привлечь средства международных благотворительных организаций – к этой работе привлекались зарубежные консультанты и эксперты. При этом местное сообщество, включая представителей деловых кругов и объединения предпринимателей, оказывается вне этого процесса. В лучшем случае их знакомят с уже готовым документом, предлагая высказать свои замечания и предложения, которые далеко не всегда учитываются. Таким образом, «рождается по существу формальный документ, который на практике не эффективен. Кроме того, нужно помнить, что стратегия не может быть реализована без стратегического плана, в котором её основные положения преобразуются в конкретные программы и проекты, направленные на решение ключевых проблем муниципального образования»2. Причем по каждому проекту должны быть определены сроки его выполнения, индикаторы успешности, персонально ответственные лица и финансовые ресурсы с указанием источников их формирования. «После широкого обсуждения и принятия местным Законодательным Собранием или иным представительным органом такой стратегический план становится документом, который трудно игнорировать, а наличие четких контрольных параметров позволяет следить за его выполнением»3. К сожалению, в большинстве случаев всё сводится к разработке только стратегии развития муниципалитета, в которой приведен анализ текущего социально-экономического состояния, названы основные стратегические направления и пути их реализации. До разработки стратегического плана дело, как правило, не доходит. Поэтому необходимо чётко определить порядок разработки стратегии и привлечь к процессу стратегического управления местное сообщество муниципального образования путём применения метода опроса граждан. Метод опроса граждан позволит населению участвовать в формировании и контроле за реализацией стратегии муниципального образования, влиять на принятие решений, связанных с разработкой стратегии муниципалитета.

Степень изученности  темы. Значительный вклад в разработку теории стратегического управления внесли известные отечественные и зарубежные учёные Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, О.П. Богомолов, Д.С. Львов, В.Л. Макаров, Н.П. Федоренко, С.С. Шаталин, Ю.В Ярёменко, А.Н. Яковлев, И. Ансофф, К. Бауман, Дж. К. Гэлбрейт, П. Дракер, М. Портер, А.А. Томпсон, Дж. Форрестер, Дж. Хигс, К. Эрроу и другие. Методу опроса населения посвящены работы следующих отечественных и зарубежных учёных: Рукавишников В.О., Чурилов Н.Н., Рогозин Д.М., Бутенко И.А., Аверьянов Л.Я., Яковенко Ю.И., Белановский С.А., Ядов В.А., Феннето Э., Хеллевик О., Паниотто В.И., Готлиб А.С. и другие.

В курсовой работе использовались так же и  практические материалы  по разработке стратегии развития муниципальных  образований: Санкт-Петербурга, Кирова,  Москвы, Ростова-на-Дону, Тулы, Томской области.

Проблема исследования состоит в том, что разработка стратегии развития муниципального образования ведётся узким кругом лиц без участия местного сообщества и неэффективного использования предпринимательского и общественного ресурса. Для повышения эффективности стратегического управления в процессе разработки и реализации стратегии должно активно вовлекаться местное сообщество, путём участия в опросах граждан, проводимых органами муниципальной и государственной власти.

Объектом курсовой работы является  население муниципального образования.

Предметом исследования является метод опроса граждан, применяемый при разработке и реализации стратегии муниципального образования.

Цель курсовой работы – проанализировать применение метода опроса граждан при разработке и реализации стратегии муниципального образования.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) изучить теоретический аспект организации опроса населения муниципального образования при разработке и реализации стратегии

2) проанализировать методику проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.

Курсовой проект состоит  из введения, двух разделов, заключения и приложений.

 

 

 

 

Раздел I. Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления

 

Разработка и реализация стратегии  муниципального образования должна проводиться при участии местного сообщества, поэтому с целью изучения и учёта мнения населения муниципального образования в процессе стратегического управления необходимо проводить опрос местного сообщества для выявления наиболее значимых проблем муниципалитета и определении дальнейших путей развития.

Для изучения мнения населения муниципального образования в процессе стратегического управления применяется метод опроса. Основными видами опроса являются интервью и анкетирование. Метод опроса является не только социологическим в последнее время он используется в политологических,     журналистских,     экономических,     демографических, культурологических,  психологических,  правоведческих  и   иных   социальных исследованиях. 

 «Основное предназначение социологических опросов –  получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках  социальных  явлений,  о  феноменах  и состояниях общественного, группового и индивидуального  сознания»4.  Поскольку эти мнения, мотивы и феномены  выступают  свойствами  изучаемых  социологией объектов, постольку опросы дают  о  них  необходимую  информацию  значимость опросов  возрастает,   если   об   исследуемом   явлении   нет   достаточной документальной  информации,   если   оно   не   доступно   непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту.  В  таких  ситуациях  опрос  может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Данные, полученные  опросными  методами,  выражают  субъективные мнения  опрошенных  (респондентов).  Их  нужно  сопоставлять  с  информацией объективного  характера,  которую  должно  вырабатывать   иными   способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают  лишь  в  сочетании  либо  с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо  с  другими методами. Любой социологический опрос нельзя  проводить  до  тех  пор,  пока  не станет  предельно  ясно,  зачем  и  как  это  нужно  делать.  Иначе  говоря, проведению  опроса  должна   предшествовать   разработка   исследовательской программы, четкое определение целей,  задач,  понятий  (категорий  анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария  исследования. Каждый  опрос  предполагает  упорядоченный  набор  вопросов  (опросный лист),  служащий  достижению   цели   исследования,   решению   его   задач, доказательству и опровержения  его  гипотез.  Формулировки  вопросов  должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего,  как  способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если  ответы респондентов не анализируются в плоскости их  социальных  и  демографических характеристик.  Поэтому    он    предполагает    обязательно    заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом  респонденте,  необходимость которых диктуется исследовательской программной.

«Анкетирование – письменная  форма  опроса,   осуществляющаяся,   как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного  контакта  интервьюера с респондентом»5. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое  время, респонденты должны  тщательно  подумать  над  своими  ответами,   имея   перед   глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для  опроса  малочисленной группы  респондентов,  особенно   по   вопросам,   не   требующим   глубоких размышлений,  не  оправдано.  В  такой  ситуации  уместнее  побеседовать   с

респондентом с глазу  на глаз.

 Анкетирование  редко  бывает  сплошным   (охватывающим   всех   членов изучаемой общности), гораздо чаще оно  имеет выборочный  характер. Поэтому достоверность и надежность  полученной  анкетированием  информации  зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Основным (но  не  единственным)  инструментом  этого  метода  является анкета, состоящая не только из опросного листа  и «паспортички»,  но  и из преамбульно-инструктивного    раздела.   

   «Интервьюирование – форма очного   проведения   опроса,   при   котором исследователь находится в непосредственном  контакте  с  респондентом»6.  Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях: вопросов без ответов при нем практически не бывает; неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций; получаемая информация полнее, глубже и достовернее по  сравнению  с анкетой.

   Главный недостаток метода интервьюирования – его  малая  оперативность, существенные затраты времени,  необходимость  большого  числа  интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых  опросов. Для начинающих социологов он представляет немало  трудностей,  так как  требует специальной  подготовки  и  солидного  тренинга.  К  тому  же  разные   виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных  наборов знаний и умений.

   Наибольшее  распространение   в  социологии  получило  стандартизированное интервью,   отличительной   особенностью   которого   является    жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие  формулировки  вопросов  и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить  по  опросному  листу анкеты,  что  зачастую  и  делается  для  контроля   и   дополнения   данных анкетирования.

   Несколько   реже   используют   полустандартизированное   интервью.   Оно проводится  на  основе  не  формализованного  опросного  листа,  а   памятки («путиводителя»)   с   перечнем   обязательных   вопросов,   как    правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных  с темой исследования проблем.

   Еще реже встречаются  фокусированные интервью, в которых   стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в  нескольких  вариациях),  а  главная  задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении  того  варианта проблемы, который представляется им самым важным. Только опытные социологи (да  и  то  не  всегда)  применяют  свободное  и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью,  когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую  исследовательским задачам информацию без наличия  предварительно  разработанного  инструмента. Здесь  социолог  свободен  в  выборе  вопросов,  определении   их   порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

  Разведывательное  интервью (другое его обозначение – глубинное) используют при определении  и/или  уточнении  формулировки  рабочих  гипотез  на  этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не  столько  в  том, чтобы получить информацию  об  объекте,  сколько  в  выяснении  того,  какую информацию предстоит произвести в предстоящем  исследовании.  При  этом  как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы. Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться: однократно или панельно (многократно через  определенный  временной интервал);  в межличностной   (интервьюер-респондент),   личностно-групповой (группа интервьюеров –респондент или, наоборот, интервьюер – группа респондентов) и  группо-групповой  форме  (когда  группа  интервьюеров беседует с группой респондентов).

   Диапазон требований  к интервьюерам, работающим в  столь разных  ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так  и  в  психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и  иных  отношениях.  Для проведения разовых  стандартизированных  интервью  межличностного  характера можно  не  привлекать   квалифицированных   социологов   (порой   это   даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных).  Но  без  них  невозможно получить   достоверную    информацию    во    всех    иных    разновидностях интервьюирования.

  «Прессовый опрос – разновидность анкетирования,   осуществляющаяся посредством  периодической  печати»7.  Основные  преимущества:  оперативность, массовость,   экономичность,   откровенность   респондентов,   обусловленная добровольностью их участия в опросе.

      Главные   его   недостатки:   низкая   репрезентативность,   невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их  выбраковкой, малочисленность  вопросов,  преобладание  закрытых  вопросов,   ограниченные возможности  применения  шкальных,  табличных,   диалоговых,   менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов,  вероятность  влияния  на  респондента других лиц.

Информация о работе Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления