Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать применение метода опроса граждан при разработке и реализации стратегии муниципального образования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретический аспект организации опроса населения муниципального образования при разработке и реализации стратегии
2) проанализировать методику проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.
Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Пятый этап стратегического планирования – принятие представительным органом власти концепции стратегического развития муниципального образования.

Заключительный шестой этап стратегического планирования состоит в разработке стратегического  плана социально-экономического развития муниципального образования. Стратегический план включает в себя миссию муниципалитета, оценку социально-экономического положения и условия для развития, цели и стратегические направления развития, мероприятия по реализации стратегического плана: программы и проекты, ресурсы для реализации стратегического плана, порядок финансирования, прогноз социально-экономического развития муниципалитета на долгосрочную перспективу.

Управление реализацией  – это ориентированная на конкретные действия работа руководства муниципалитета по проведению организационных изменений, направленных на достижение, стратегических целей управления.

Управление реализацией  представляет собой деятельность руководства  муниципалитета по проведению организационных  изменений, контроля, направленных на достижение стратегических целей. Управление реализацией стратегии включает разработку комплексных целевых программ, годовых планов развития, контроль за реализацией стратегии, проведение мониторинга стратегии, оценку эффективности стратегического управления и управление изменениями, то есть корректировку целей, направлений развития и устранение отклонения от планируемых результатов.

Управление реализацией  стратегии развития осуществляется в рамках целевых комплексных  программ (ЦКП), которые являются важнейшим  инструментом реализации стратегического плана развития региона.

Годовые планы экономического и социального развития являются основным средством реализации стратегии. Исходные данные для разработки годовых  планов: стратегический план муниципалитета; основные показатели за предыдущий год; контрольные цифры на плановый год; наличные ресурсы муниципального образования; исполнение бюджета за предыдущий год; перечень первоочередных ЦКП для реализации; источники финансирования из федерального бюджета (трансферты, кредиты).

Мониторинг реализации стратегического плана предусматривает  непрерывное наблюдение за состоянием внедрения намеченных мероприятий  и постоянный анализ причин их невыполнения.

Мониторинг стратегического  плана включает в себя три части:

  1. Мониторинг внешней среды муниципалитета. Он базируется на информации по изучению ситуации в муниципальном образовании, соседних районах и области в целом.
  2. Мониторинг общих результатов реализации стратегического плана.
  3. Мониторинг состояния эффективности реализации стратегического плана, исходя из уровня социально-экономических показателей муниципалитета. Он показывает степень продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели – повышению качества жизни муниципалитета.

Основой мониторинга  является проведение оперативного ежемесячного контроля с анализом ситуаций и заслушиванием докладов ответственных исполнителей. Этим обеспечивается результативность и системность работ по реализации стратегии и создаются условия для эффективного влияния на ход реализации стратегии. Результаты мониторинга формируются с помощью компьютерной системы слежения и могут представляться в табличной форме для высшего руководства муниципалитета и широкой общественности.

Оценка эффективности  стратегии является важнейшим заключительным этапом управления. В настоящее время существует целый ряд научных подходов к оценке реализации стратегии по показателям уровня жизни, индекса развития человеческого потенциала и качества жизни населения. Существует ряд методов оценки реализации стратегии, сложившихся в практике муниципального управления. Так, известны оценки с помощью различных рейтингов муниципальных образований, результатов выборов глав муниципальных образований, инвестиционной привлекательности, объема ВВП на душу населения и др.

Оценка основывается на сопоставлении с модельным  представлением о процессе стратегического планирования и стратегическом плане, отраженном в перечне критериев и показателей, включенном в оценочный лист. Оценка должна основываться на системе показателей, которые определены в стратегическом плане. Создаются анкеты для оценки результативности стратегического планирования. Оценка нужна для улучшения работы программы стратегического развития, уточнения планов на будущее и корректировки по необходимости стратегического плана для эффективной его реализации, то есть управления изменениями.

Таким образом, социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, в зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются формы опроса: анкетирование и интервьюирование, прессовый, почтовый, телефонный, телевизионный экспресс-опрос.

Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического  плана путём формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды развития, разработки стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев развития, прогнозирование социально-экономического развития, расчёта потребностей в ресурсах и инвестициях, составления бюджета муниципалитета, разработки целевых комплексных программ.

Управление реализацией  представляет собой деятельность руководства  муниципалитета по проведению организационных  изменений, контроля, направленных на достижение стратегических целей.

 

 

 

 

Раздел II. Методика проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.

 

Метод опроса граждан муниципального образования законодательно закреплён в статье 31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. «Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти»16. Опрос граждан может проводиться по инициативе органа муниципального образования или главы муниципального образования – для решения вопросов местного значения, а так же по инициативе органов государственной власти – по вопросам регионального и межрегионального значения. Опрос населения по вопросам местного значения проводится с целью учёта мнения граждан при принятии решений органами муниципальной власти, таким образом, население может участвовать и в принятии решений, касающихся разработки и реализации стратегии муниципального образования. Методика проведения опроса граждан муниципалитета определяется нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.

Представительный орган  муниципального образования принимает  решение о назначении опроса населения  муниципалитета. Жители муниципального образования информируются о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Рассмотрим на примере Решения Саратовской городской Думы порядок назначения и проведения опроса граждан. В целях организации проведения опроса администрация города создаёт рабочий орган – комиссию по проведению опроса. В состав комиссии входят депутаты городской Думы (по согласованию), представители администрации города, общественных организаций, уполномоченные представители инициативных групп по проведению опроса. В работе комиссии могут принимать участие граждане с правом совещательного голоса. Деятельность комиссии по проведению опроса осуществляется коллегиально. Комиссия созывается не позднее, чем на третий день после принятия решения о назначении опроса и на первом заседании избирает из своего состава председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии. Комиссия организует оповещение жителей о вопросе (вопросах), выносимом (выносимых) на опрос, порядке, месте, периоде (дате) проведения опроса не менее, чем за 10 дней до его проведения; оборудует участки опроса; обеспечивает изготовление опросных листов; организует проведение голосования жителей при опросе; устанавливает результаты опроса; взаимодействует с органами местного самоуправления, общественными объединениями и представителями средств массовой информации. Полномочия комиссии прекращаются после официальной передачи результатов опроса Саратовской городской Думе.

В список участников опроса включаются жители города, обладающие избирательным правом. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства участника опроса.    

     В качестве  списка участников опроса может  быть использован список избирателей. Список участников опроса составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем комиссии не позднее, чем за 10 дней до дня (периода) проведения опроса.    

     Дополнительное  включение в список жителей,  имеющих право на участие в  опросе в соответствии с настоящим Положением, допускается в любое время, в том числе и в день его проведения. В случае создания нескольких пунктов проведения опроса список участников составляется по каждому пункту отдельно.    

Опросный лист. В опросном листе должен содержаться точно воспроизведенный текст вынесенного вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «За» или «Против», под которыми помещаются пустые квадраты.    

     При вынесении нескольких  вопросов они включаются в  один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта, вынесенного проекта нормативного правового акта, тоже последовательно нумеруются.    

     Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных об участнике опроса.        Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения. В правом верхнем углу листа ставятся подписи двух членов комиссии.  

Порядок проведения опроса населения. Опрос проводится в удобное для жителей города время согласно решению Саратовской городской Думы. Заинтересованным сторонам должно быть предоставлено равное право на изложение своих взглядов по выносимому вопросу (вопросам). Способы проведения агитации устанавливаются комиссией. В период проведения опроса агитация запрещается.

     Комиссия вправе провести  собрание участников опроса для  проведения голосования по выносимому  вопросу (вопросам). Регистрация  участников собрания проводится по списку участников опроса. Открывают и ведут собрание представители комиссии в количестве не менее трех человек. На собрании допускаются выступления заинтересованных сторон по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на опрос, их ответы на вопросы граждан, однако обсуждение не проводится.

    

     Голосование на собрании  проводится открыто по каждому вопросу отдельно «За» и отдельно «Против». В голосовании участвуют только участники опроса, внесенные в список и зарегистрированные на собрании. Результаты голосования заносятся в протокол, который подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на собрании. Собрание правомочно, если в нем приняли участие более 25 процентов граждан, внесенных в список участников опроса.

После проведения опроса комиссия подсчитывает результаты голосования. На основании полученных результатов составляется протокол, в котором указываются следующие данные:    

     а) общее число  граждан, имеющих право на участие  в опросе;    

     б) число граждан,  принявших участие в опросе;    

     в) число опросных  листов, признанных недействительными;    

     г) количество голосов,  поданных "За" вопрос, вынесенный  на опрос;    

     д) количество голосов,  поданных "Против" вопроса, вынесенного  на опрос;    

     е) одно из следующих решений:    

     - признание опроса  состоявшимся;    

     - признание опроса  несостоявшимся;    

     - признание опроса  недействительным;    

     ж) результаты  опроса (вопрос считается одобренным, если за него проголосовало  более половины участников опроса, принявших участие в голосовании).

Если опрос проводился по нескольким вопросам, то подсчет  голосов и составление протокола  по каждому вопросу производится отдельно. Недействительными признаются записи в опросном листе, по которым невозможно достоверно установить мнение участников опроса или не содержащие данных о голосовавшем или его подписи (при поименном голосовании), а также повторяющиеся записи.

    

     Недействительными  признаются опросные листы, не  имеющие отметок членов комиссии, и опросные листы неустановленного образца. Комиссия признает опрос состоявшимся, если в нем приняло участие более 25% граждан, внесенных в список участников опроса. Протокол о результатах опроса составляется в 3 экземплярах и подписывается членами комиссии. Один экземпляр протокола остается в комиссии, второй вместе с опросными списками направляется в Саратовскую городскую Думу. Копии первого экземпляра могут быть представлены средствам массовой информации, местным общественным объединениям и органам территориального общественного самоуправления. Срок хранения указанных материалов определяется Саратовской городской Думой, но не может быть менее 5-ти лет.

Результаты опроса доводятся  комиссией до органов государственной  власти Саратовской области, населения через средства массовой информации не позднее 10 дней со дня окончания проведения опроса.    

     Результаты  опроса учитываются при принятии  решений органами местного самоуправления  и должностными лицами местного  самоуправления, а также органами государственной власти Саратовской области.   

Информация о работе Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления