Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать применение метода опроса граждан при разработке и реализации стратегии муниципального образования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретический аспект организации опроса населения муниципального образования при разработке и реализации стратегии
2) проанализировать методику проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.
Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Независимо от содержания анкеты (или бланка интервью) существуют основные принципы их построения.

Первый принцип: анкета должна строиться исходя из психологии восприятия опрашиваемого. Поэтому, чтобы  обеспечить психологическое включение  респондента в процесс опроса, в первую очередь должны ставиться  вопросы для всех, а затем – для отдельных категорий опрашиваемых. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-фильтрами, например: «следующий вопрос относится только к тем, кто пользовался услугами службы занятости».

Второй принцип: учет специфики опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет нужды подробно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. А при опросе экспертов следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип вытекает из того, что последовательность постановки вопросов влияет на ответы респондентов. Например, если сначала поставить вопрос об общем уровне удовлетворенности, предположим, трудом, а затем –  вопросы на оценку частных аспектов этой удовлетворенности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, отношениями с начальником, в коллективе и т.д.), то общие оценки будут влиять на частные, поскольку респондент психологически стремится оправдать общую оценку.

В таком случае следует  частные вопросы ставить первыми, а обобщающий – в конце соответствующего блока. Оценка частных аспектов исследуемой проблемы заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных ощущениях.

Четвертый принцип –  смысловые «блоки» анкеты должны быть примерно одного объема. Доминирование одного какого-то блока отразится на качестве ответов по другим блокам.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

а) Введение, в котором  указано: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов – гарантия анонимности информации, инструкции по заполнению анкеты и способе ее возврата;

б) Вступительные вопросы  выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить  ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны быть трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания.

Не принято начинать опрос с «паспортички»; сведения о демографических данных опрашиваемого обычно относят в заключительную часть опросного листа. Трудные вопросы тоже не следует ставить вначале, т.к. это может отпугнуть опрашиваемого, что приведет к отказу от участия в опросе. Поэтому наиболее острые вопросы располагают в последней трети анкеты.

в) Заключительные вопросы  по содержанию темы должны быть сравнительно нетрудными, поскольку, работая с  анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другие вопросы в закрытых вариантах.

г) «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.

д) Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это  повторная благодарность, т.к. во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Затем осуществляется обработка  и анализ полученной информации. В первую очередь анкеты (бланки интервью) подготавливаются к обработке. Из массива анкет для обработки исключаются те, в которых обнаруживается хотя бы один из перечисленных недостатков:

-    в анкете  не заполнена паспортичка;

-    отсутствуют  ответы на ключевые вопросы;

-     встречаются  ошибки заполнения, которые невозможно  исправить.

Оставшиеся анкеты проходят процесс кодировки, состоящий в  том, что  каждому варианту ответа в анкете присваивается свой код. Особое внимание уделяется обработке полузакрытых и открытых вопросов (они проходят ручную обработку).

Статистическая обработка  данных опроса проводится, как правило, на компьютере. Если же анкета невелика, а массив анкет небольшой, то обработку можно проводить  вручную.

Существуют следующие  основные способы статистической обработки  анкет:

-    составление  рядов распределения для каждого  вопроса;

-    составление  группировочных таблиц.

«Ряд распределения для вопроса – это ряд чисел, каждое из которых отражает частоту выбора соответствующего варианта ответа на определенный вопрос по всей совокупности респондентов»20. Данные указываются как в количестве человек, указавших данный вариант ответа, так и в процентах от общего числа респондентов.

В группировочных таблицах содержатся частоты выбора вариантов  ответа на вопрос в зависимости от ответов на другой вопрос. Чаще всего  группировочные таблицы составляют для определения связи между  ответами на основные содержательные вопросы анкеты и социально-демографическими характеристиками респондентов, отраженных в паспортичке (распределение ответов по половозрастным, статусным, доходным группам и т.д.).

Иногда для анализа  данных применяется графическое  изображение результатов статистической обработки (построение графиков, диаграмм). Во многих случаях это значительно облегчает анализ информации, делает результаты опроса более наглядными.

Таким образом, метод опроса граждан является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Опрос населения по вопросам местного значения проводится с целью учёта мнения граждан при принятии решений органами муниципальной власти, таким образом, население может участвовать и в принятии решений, касающихся разработки и реализации стратегии муниципального образования. Назначение, порядок проведения и методика организации опроса определяются нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.

Для организации проведения опроса населения разрабатывается  программа социологического исследования, состоящая из следующих этапов: формулировка проблемы; выделение объекта, предмета; определение цели и задач исследования; проведение логического анализа основных понятий; выдвижение гипотез;  формирование основных индикаторов исследования; формирование инструментария исследования и осуществление обработки и анализа полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данном курсовом проекте  был рассмотрен метод опроса граждан, применяемый при разработке и  реализации стратегии муниципального образования.

В первом разделе курсового проекта раскрыты основные виды опроса населения, приведены правила проведения каждого из видов опроса, обозначены их положительные и отрицательные стороны. Так же в данном разделе раскрыта сущность стратегического  планирования, определены этапы осуществления процесса стратегического планирования в муниципальном образовании. Определены основные задачи по реализации стратегии, выявлены основные этапы управления реализацией стратегического развития муниципального образования.

Во втором разделе  курсового проекта раскрыта методика проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления. Здесь определены назначение и порядок проведения опроса граждан, приведена структура программы социологического исследования.

В процесс стратегического  управления муниципального образования  необходимо вовлечение местного сообщества, участвуя в разработке стратегии, местное сообщество получает возможность через объединения и другие общественные организации лоббировать свои интересы посредством включения в стратегический план предпринимательских и социальных проектов, направленных на решение ключевых проблем муниципалитета. При этом они активно взаимодействуют как с органами власти, так и с местным сообществом, формируя положительное отношение к предпринимательству и общественным организациям как к «движущей силе» намеченных преобразований, кроме того, жители муниципального образования будут чувствовать свою причастность к разработке стратегии развития муниципалитета, что, в свою очередь, положительно скажется на понимании  и принятии стратегического плана местным сообществом.

Практические рекомендации по решению проблемы курсовой работы.

При формировании органов (органа) стратегического планирования в его состав должны войти представители бизнес ассоциаций, других общественных организаций, руководители крупных предприятий, представители СМИ.

Выявление глобальных проблем  муниципалитета должно происходить  с учётом мнения местного сообщества, для этого должен проводиться опрос жителей муниципального образования.

Необходимо проводить PR-акции выбранной стратегии развития среди населения муниципалитета для повышения активности его участия в решении местных вопросов и формирования положительного мнения у жителей о политике органов МСУ.

Контроль за выполнением  стратегического плана должен быть общественным – проведение опроса граждан муниципального образования, и осуществляться  постоянно действующим органом стратегического планирования, в который входят представители местного сообщества.

На этапе подведения промежуточных итогов реализации плана  и оценки его эффективности, корректировка  целей и задач должна осуществляться с привлечением местного сообщества, то есть и на этой стадии должен проводиться опрос граждан.

При учёте вышеизложенных положений в деятельности органов  местного самоуправления по стратегическому  управлению будет решена проблема, состоящая в том, что разработка стратегии развития муниципального образования ведётся узким кругом лиц без участия местного сообщества и неэффективного использования предпринимательского и общественного ресурса.

Таким образом, цель курсового проекта достигнута, так как поставленная проблема разрешена и задачи выполнены.

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  2. Решение Саратовской городской Думы от 16.05.2006 №3-16 «О Порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Саратове»
  3. Аверьянов, Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога/Л.Я. Аверьянов. – М.: Моск. Рабочий, 1987. – 223с.
  4. Агафонов, В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ/В.А. Агафонов. – М.: Прогресс, 1990. – 278с.
  5. Баттрик, Р. Техника принятия эффективных управленческих решений/Р. Баттрик. – Спб.: Питер, 2006. – 416с.
  6. Бокарева, Л.  О стратегии государственного регулирования экономики //Экономист.— 1993.— № 1.— С 26-31.
  7. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами/И.А. Бутенко. – М.: Высш. Шк.,1989. – 176с.
  8. Гапоненко, А.Л. Управление экономическим развитием/А.Л. Гапоненко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 439с.
  9. Градов, А.П. Стратегия и практика антикризисного управления/А.П. Градов. – М.: Специальная литература, 1996. – 294с.
  10. Гранберг, А.Г. Проблемы и принципы стратегии территориального развития России/А.Г. Гранберг. – М.: СОПС, 2001. – 328с.
  11. Данилевская, Г.М. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт)/Г.М. Данилевская, Г.М. Клейникова. – М.: МИПК, 1992. – 328с.
  12. Идрисов, А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций/А.Б. Ирдисов. – М.:Знание,2001. – 387с.
  13. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты/под ред. Э.Феннето. – Спб.: Питер, 2004. – 160с.
  14. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования/под ред. Рохчина, В.Е., Жилкина, С.Ф., Знаменской, К.Н., Тишина, Е.В. – М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000. – 487с.
  15. Мильнер, Б. Управление будущего: предпосылки и тенденции //Экономист. – 1995. – № 4. – С 23-27.
  16. Нещадин. А. Феномен города: социально-экономический анализ/А. Нещадин, Н. Горин. – М.: Наука, 2001. – 365с.
  17. Новиков, В. К методике анализа и прогнозирования эффективности производства// Экономист. –  1992.—  № 5. –  С. 46-52.
  18. Ноэль, Э. Массовые опросы/Э.Ноэль. – М.: Магистр, 1996. – 272.с
  19. Попов, С.А. Стратегическое управление/С.А. Попов. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 367с.
  20. Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования с участием местного сообщества. – Тула: Учебно-деловой центр Морозовского проекта, 2006. – 20с.
  21. Рогозин, Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента/Д.М. Рогозин. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. – 254с.
  22. Родионова, В.Ф. Стратегический менеджмент/В.Ф. Родионова, Н.В. Федоркова. – М.: РИОР, 2005. – 81с.
  23. Рохчин, В. Стратегический выбор города: научный подход/В. Рохчин, С. Жилкин. – СПб: ИСЭП РАН, 1998. – 112с.
  24. Рукавишников, В.О. Опросы населения (Методический аспект)/В.О. Рукавишников, В.И. Паниотто, Н.Н, Чурилов. – М.: Финансы и статистика, 1984. – 207с.
  25. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года /под ред. А.П.Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2000. – 240с.
  26. Стратегическое планирование в городах – методы и практика. – СПб.: МЦСЭИ Леонтьевский центр, 2003. – 208с.
  27. Стратегическое планирование в городах России. – СПб.: МЦСЭИ Леонтьевский центр, 2003. – 26с.
  28. Стратегическое управление: регион, город, предприятие/под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П.  Егоршина.– М.: Экономика, 2004. – 605с.
  29. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия/под ред. Б.С. Жихаревич, Е.Г. Беловой, Ж.В Подоляко. – СПб.: МЦСЭИ Леонтьевский центр, 2000. – 32с.
  30. Территориальное стратегическое планирование: как оценить качество стратегического планирования. – СПб.: МЦСЭИ Леонтьевский центр, 2003. – 43c.
  31. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии/А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576с.
  32. Тронин, Ю.Н. Управленческие решения/Ю.Н. Тронин, Ю.С. Масленченков. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. – 310с.
  33. Хеллевик, О. Социологический метод/О. Хеллевик. – М.: Весь Мир, 2002. – 192с.
  34. Цыгичко, А.Н. Руководителю – о принятии решений/А.Н. Цыгичко. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 272с.
  35. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/В.А. Ядов. – М.: ИКЦ Академкнига, Добросвет, 2003. – 596с.
  36. Яковенко, Ю.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании/Ю.И. Яковенко, В.И. Паниотто. – Киев: Наук. Думка, 1988. – 140с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Этапы разработки проекта Концепции стратегического  развития21

 

I.Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования:

1.Техническое задание  Стратегического плана

социально-экономического развития муниципального образования.

2.Структура и содержание  Стратегического

плана социально-экономического развития муниципального образования, включающая:

2.1.Цель планирования  развития муниципального

образования.

2.2.Стартовые условия  и оценка исходной социально-экономической  ситуации, включающие:

Краткие сведения о муниципальном  образовании.

Анализ качества жизни  населения.

Природно-ресурсный потенциал.

Экономический потенциал.

Кадровый потенциал.

Бюджетный потенциал.

Анализ SWОТ муниципального образования.

2.3Цели и стратегические  направления развития.

2.4.Программы и проекты  стратегического плана.

2.5.Ресурсы для реализации  Стратегического плана и механизмы  их использования.

3.Управление реализацией  Стратегического плана.

3.1Разработка регламентирующих  документов.

3.2Создание информационных  баз данных по основным функциональным  направлениям.

3.3Разработка схемы  управления Стратегическим планом.

3.4Создание системы  обратной связи.

3.5Сбор данных о  выполнении задач Стратегического плана.

3.6Корректировка задач  Стратегического плана.

II.Тренинг «стратегического развития муниципального образования»

1.Уникальность муниципального  образования.

2.Ключевые проблемы  в развитии муниципального образования.

3.Сильные внутренние стороны и внешние возможности муниципального образования.

4.Формулировка миссии  и ее обоснование.

5.Стратегические направления.

6.Программы стратегических  направлений.

7.Презентация концепции  стратегического развития муниципального  образования.

Информация о работе Основные виды опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления