Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать применение метода опроса граждан при разработке и реализации стратегии муниципального образования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретический аспект организации опроса населения муниципального образования при разработке и реализации стратегии
2) проанализировать методику проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления.
Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.
Независимо от содержания анкеты (или бланка интервью) существуют основные принципы их построения.
Первый принцип: анкета должна строиться исходя из психологии восприятия опрашиваемого. Поэтому, чтобы обеспечить психологическое включение респондента в процесс опроса, в первую очередь должны ставиться вопросы для всех, а затем – для отдельных категорий опрашиваемых. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-фильтрами, например: «следующий вопрос относится только к тем, кто пользовался услугами службы занятости».
Второй принцип: учет специфики опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет нужды подробно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. А при опросе экспертов следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип вытекает из того, что последовательность постановки вопросов влияет на ответы респондентов. Например, если сначала поставить вопрос об общем уровне удовлетворенности, предположим, трудом, а затем – вопросы на оценку частных аспектов этой удовлетворенности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, отношениями с начальником, в коллективе и т.д.), то общие оценки будут влиять на частные, поскольку респондент психологически стремится оправдать общую оценку.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, а обобщающий – в конце соответствующего блока. Оценка частных аспектов исследуемой проблемы заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных ощущениях.
Четвертый принцип – смысловые «блоки» анкеты должны быть примерно одного объема. Доминирование одного какого-то блока отразится на качестве ответов по другим блокам.
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
а) Введение, в котором указано: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов – гарантия анонимности информации, инструкции по заполнению анкеты и способе ее возврата;
б) Вступительные вопросы
выполняют две функции: заинтересовать
респондента и максимально
Не принято начинать опрос с «паспортички»; сведения о демографических данных опрашиваемого обычно относят в заключительную часть опросного листа. Трудные вопросы тоже не следует ставить вначале, т.к. это может отпугнуть опрашиваемого, что приведет к отказу от участия в опросе. Поэтому наиболее острые вопросы располагают в последней трети анкеты.
в) Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть сравнительно нетрудными, поскольку, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другие вопросы в закрытых вариантах.
г) «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.
д) Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, т.к. во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».
Затем осуществляется обработка и анализ полученной информации. В первую очередь анкеты (бланки интервью) подготавливаются к обработке. Из массива анкет для обработки исключаются те, в которых обнаруживается хотя бы один из перечисленных недостатков:
- в анкете не заполнена паспортичка;
- отсутствуют ответы на ключевые вопросы;
- встречаются ошибки заполнения, которые невозможно исправить.
Оставшиеся анкеты проходят процесс кодировки, состоящий в том, что каждому варианту ответа в анкете присваивается свой код. Особое внимание уделяется обработке полузакрытых и открытых вопросов (они проходят ручную обработку).
Статистическая обработка данных опроса проводится, как правило, на компьютере. Если же анкета невелика, а массив анкет небольшой, то обработку можно проводить вручную.
Существуют следующие основные способы статистической обработки анкет:
- составление
рядов распределения для
- составление группировочных таблиц.
«Ряд распределения для вопроса – это ряд чисел, каждое из которых отражает частоту выбора соответствующего варианта ответа на определенный вопрос по всей совокупности респондентов»20. Данные указываются как в количестве человек, указавших данный вариант ответа, так и в процентах от общего числа респондентов.
В группировочных таблицах содержатся частоты выбора вариантов ответа на вопрос в зависимости от ответов на другой вопрос. Чаще всего группировочные таблицы составляют для определения связи между ответами на основные содержательные вопросы анкеты и социально-демографическими характеристиками респондентов, отраженных в паспортичке (распределение ответов по половозрастным, статусным, доходным группам и т.д.).
Иногда для анализа
данных применяется графическое
изображение результатов статис
Таким образом, метод опроса граждан является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Опрос населения по вопросам местного значения проводится с целью учёта мнения граждан при принятии решений органами муниципальной власти, таким образом, население может участвовать и в принятии решений, касающихся разработки и реализации стратегии муниципального образования. Назначение, порядок проведения и методика организации опроса определяются нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.
Для организации проведения опроса населения разрабатывается программа социологического исследования, состоящая из следующих этапов: формулировка проблемы; выделение объекта, предмета; определение цели и задач исследования; проведение логического анализа основных понятий; выдвижение гипотез; формирование основных индикаторов исследования; формирование инструментария исследования и осуществление обработки и анализа полученной информации.
Заключение
В данном курсовом проекте был рассмотрен метод опроса граждан, применяемый при разработке и реализации стратегии муниципального образования.
В первом разделе курсового проекта раскрыты основные виды опроса населения, приведены правила проведения каждого из видов опроса, обозначены их положительные и отрицательные стороны. Так же в данном разделе раскрыта сущность стратегического планирования, определены этапы осуществления процесса стратегического планирования в муниципальном образовании. Определены основные задачи по реализации стратегии, выявлены основные этапы управления реализацией стратегического развития муниципального образования.
Во втором разделе курсового проекта раскрыта методика проведения опроса населения муниципального образования в процессе стратегического управления. Здесь определены назначение и порядок проведения опроса граждан, приведена структура программы социологического исследования.
В процесс стратегического управления муниципального образования необходимо вовлечение местного сообщества, участвуя в разработке стратегии, местное сообщество получает возможность через объединения и другие общественные организации лоббировать свои интересы посредством включения в стратегический план предпринимательских и социальных проектов, направленных на решение ключевых проблем муниципалитета. При этом они активно взаимодействуют как с органами власти, так и с местным сообществом, формируя положительное отношение к предпринимательству и общественным организациям как к «движущей силе» намеченных преобразований, кроме того, жители муниципального образования будут чувствовать свою причастность к разработке стратегии развития муниципалитета, что, в свою очередь, положительно скажется на понимании и принятии стратегического плана местным сообществом.
Практические рекомендации по решению проблемы курсовой работы.
При формировании органов (органа) стратегического планирования в его состав должны войти представители бизнес ассоциаций, других общественных организаций, руководители крупных предприятий, представители СМИ.
Выявление глобальных проблем муниципалитета должно происходить с учётом мнения местного сообщества, для этого должен проводиться опрос жителей муниципального образования.
Необходимо проводить PR-акции выбранной стратегии развития среди населения муниципалитета для повышения активности его участия в решении местных вопросов и формирования положительного мнения у жителей о политике органов МСУ.
Контроль за выполнением стратегического плана должен быть общественным – проведение опроса граждан муниципального образования, и осуществляться постоянно действующим органом стратегического планирования, в который входят представители местного сообщества.
На этапе подведения промежуточных итогов реализации плана и оценки его эффективности, корректировка целей и задач должна осуществляться с привлечением местного сообщества, то есть и на этой стадии должен проводиться опрос граждан.
При учёте вышеизложенных положений в деятельности органов местного самоуправления по стратегическому управлению будет решена проблема, состоящая в том, что разработка стратегии развития муниципального образования ведётся узким кругом лиц без участия местного сообщества и неэффективного использования предпринимательского и общественного ресурса.
Таким образом, цель курсового проекта достигнута, так как поставленная проблема разрешена и задачи выполнены.
Приложение 1
Этапы разработки
проекта Концепции
I.Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования:
1.Техническое задание Стратегического плана
социально-экономического развития муниципального образования.
2.Структура и содержание Стратегического
плана социально-экономического развития муниципального образования, включающая:
2.1.Цель планирования развития муниципального
образования.
2.2.Стартовые условия
и оценка исходной социально-
Краткие сведения о муниципальном образовании.
Анализ качества жизни населения.
Природно-ресурсный потенциал.
Экономический потенциал.
Кадровый потенциал.
Бюджетный потенциал.
Анализ SWОТ муниципального образования.
2.3Цели и стратегические направления развития.
2.4.Программы и проекты стратегического плана.
2.5.Ресурсы для реализации
Стратегического плана и
3.Управление реализацией Стратегического плана.
3.1Разработка
3.2Создание информационных
баз данных по основным
3.3Разработка схемы
управления Стратегическим
3.4Создание системы обратной связи.
3.5Сбор данных о выполнении задач Стратегического плана.
3.6Корректировка задач Стратегического плана.
II.Тренинг «стратегического развития муниципального образования»
1.Уникальность муниципального образования.
2.Ключевые проблемы
в развитии муниципального
3.Сильные внутренние стороны и внешние возможности муниципального образования.
4.Формулировка миссии и ее обоснование.
5.Стратегические направления.
6.Программы стратегических направлений.
7.Презентация концепции
стратегического развития